Ситуационные задачи

Мужчина 35 лет, рост 174 см, вес 92 кг. Определить нормальную массу тела по модифицированному индексу для мужчин и предложить мероприятия по улучшению физического здоровья.

Образец решения:

Модифицированный индекс по определению нормальной массы тела для мужчин: НМ=[(Рост, см ∙ 4 : 2,54) -128] ∙ 0,453. Нормальная масса для данного мужчины 72 кг, а его фактический вес – 83 кг. Мероприятия по улучшению физического здоровья: оздоровительная ходьба и бег; ритмическая гимнастика; отказ от вредных привычек; полноценное и рациональное питание; рациональный распорядок дня.

1. Мужчина 52 лет, рост 177 см., вес 84 кг. Определить нормальную массу тела по модифицированному индексу для мужчин и предложить мероприятия по улучшению физического здоровья.

2. Мужчина 25 лет, рост 170 см, вес 90 кг. Определить нормальную массу тела по модифицированному индексу для мужчин и предложить мероприятия по улучшению физического здоровья.

3. Мужчина 18 лет, рост 179 см. вес 88 кг. Определить нормальную массу тела по модифицированному индексу для мужчин и предложить мероприятия по улучшению физического здоровья.

4.Женщина 39 лет имеет следующие особенности характера: постоянно приподнятое настроение и жажда деятельности, но не доводит дело до конца, болтливая. Определить тип характера и предложить мероприятия по его улучшению.

5.Мужчина 38 лет имеет следующие особенности характера: чрезмерно серьезный и ответственный, сосредоточен на мрачных мыслях, недостаточно активен, склонен к депрессии. Определить тип характера и предложить мероприятия по его улучшению.

6. Мужчина чрезмерно серьезный и ответственный, сосредоточен на мрачных мыслях, недостаточно активен, склонен к депрессии. Определить тип характера и предложить мероприятия по его социализации.

7. Женщина сильно поддается влиянию окружающей среды, компании. Определить тип характера и предложить мероприятия по его социализации.

8. Женщина 35 лет, много выпивает, часто меняет половых партнеров, появились розовые пятна и сыпь на коже туловища, руках, ногах, вокруг шеи, несколько недель назад у нее появился шанкар, который через некоторое время зажила. Дать оценку ее состоянию и предложить мероприятия по улучшению.

9. У мужчины 20 лет появился легкий зуд и жжение в области наружного отверстия мочеиспускательного канала, особенно при мочеиспускании, через 1-2 дня наружное отверстие стало гиперемировано, выделения стали гнойными, появилась отечность. Дать оценку его состоянию и предложить мероприятия по улучшению.

10. У женщины 22 лет неприятные ощущения, зуд в области половых органов и обильные выделения. Дать оценку ее состоянию и предложить мероприятия по улучшению.

11. Юноша 18 лет, на руках имеются следы от уколов, несколько дней назад появился жар, лихорадочное состояние, сильный понос, воспалились лимфатические железы, затем состояние нормализировалось. Дать оценку его состоянию и предложить мероприятия по улучшению.

12. Мужчина 25 лет, курит, выпивает, часто меняет половых партнерш, несколько дней назад у него появился твердый шанкар, увеличились лимфатические узлы. Дать оценку его состоянию и предложить мероприятия по улучшению.

13. Мужчина имеет следующие особенности характера: эмоционально холодный, отгороженный, малоконтактный. Определить тип характера и предложить мероприятия по его социализации.

14. Женщина очень чувствительна, робка, застенчива. Определить тип характера и предложить мероприятия по его социализации.

15. Мужчина сильно раздражительный, подозрительный, обидчивый, честолюбивый, с высокой стойкостью отрицательных аффектов. Определить тип характера и предложить мероприятия по его социализации.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная: 1. 1. Валеология: курс лекций / И.И.Бурак [и др.]. – Витебск, 2008. – С. 19-31.

Дополнительная: 1. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л.Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — С.187-242. 2. Чумаков, Б.Н. Валеология: Избранные лекции / Б.Н.Чумаков. - Москва: Российское педагогическое агенство,1997 – С.197-216.

Тесты к занятию № 1

1. Валеология наука о:

1) формировании индивидуального здоровья и управлении им;

2) личной гигиене;

3) общих закономерностях адаптации организма человека к различным природно-социальным условиям;

4) формировании, сохранении и укреплении индивидуального здоровья и управлении им;

5) совершенствовании механизмов здоровья.

2. Основоположник в развитии современной валеологии:

1) И.М.Сеченов;

2) С.П.Боткин;

3) И.И.Брехман;

4) И.А.Аршавский;

5) Н.М.Амосов.

3. Предмет валеологии:

1) общественное здоровье и механизмы его формирование;

2) психическое здоровье и механизмы его формирование;

3) физическое здоровье;

4) индивидуальное здоровье;

5) индивидуальное здоровье и механизмы его формирование.

4. Объект валеологии:

1) больной человек;

2) здоровый человек, а также находящийся в состоянии предболезни человек;

3) практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек;

4) больной и здоровый человек;

5) практически здоровый человек.

5. Задачи валеологии:

1) изучение механизмов адаптации человека к окружающей среде;

2) оценка здоровья и резервных возможностей организма человека, скрининг и мониторинг здоровья;

3) изучение третьего состояния, предболезни;

4) разработка научно обоснованных рекомендаций по формированию здорового образа жизни;

5) пропаганда медицинских и валеологических знаний и умений.

6. Валеология подразделяется на:

1) общую;

2) медицинскую;

3) педагогическую;

4) возрастную;

5) профессиональную.

7. Задачи валеологического воспитания:

1) распространение медицинских и гигиенических знаний;

2) выработка умений и навыков правильного гигиенического поведения;

3) выработка убеждений взглядов и свойств характера в необходимости правильного гигиенического поведения;

4) формирование потребности бережного и созидательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

5) формирование здорового образа жизни.

8. Служба формирования здорового образа жизни включает в себя:

1) Республиканские отделы общественного здоровья;

2) областные отделы общественного здоровья;

3) районные отделы общественного здоровья;

4) центр эпидемиологии;

5) учреждения здравоохранения.

9. Компоненты здорового образа жизни:

1) рациональный режим труда и отдыха;

2) регулярная физическая и двигательная активность;

3) рациональное питание;

4) личная гигиена;

5) отказ от вредных привычек.

10. Принципы валеологического воспитания:

1) актуальности;

2) научности;

3) положительного ориентирования;

4) единства теории и практики;

5) дифференцированного подхода.

11. Методы пропаганды медицинских и валеологческих знаний:

1) устные;

2) печатные;

3) изобразительные;

4) комбинированные;

5) специализированные.

12. Средствами метода печатной пропаганды являются:

1) брашюра;

2) бюллетень;

3) газета;

4) листовка;

5) памятка.

13. Средствами метода комбинированной пропаганды являются:

1) телевидение;

2) выставки;

3) праздники здоровья;

4) конференции;

5) видео.

14. Средствами метода устной пропаганды являются:

1) лекция;

2) беседа;

3) вечер вопросов и ответов;

4) конференции;

5) дискуссия.

15. Требования к проведению лекции:

1) актуальность;

2) идейность;

3) последовательность;

4) профилактическая направленность;

5) красочная оформленность.

16.Требования к санбюллетеню:

1) выразительное название;

2) последовательность;

3) логичность;

4) профилактический характер;

5) доступность.

17. Основными задачами центра здоровья являются:

1) повышение качества и эффективности ЗОЖ;

2) формирование потребности бережного отношения к здоровью;

3) организация и проведение массовых оздоровительных мероприятий;

4) пропаганда отказа от вредных привычек;

5) пропаганда ежегодной диспансаризации.

18. Служба формирования ЗОЖ осуществляет задачи:

1) через систему учреждений здравоохранения;

2) общего образования;

3) производственного обучения;

4) массовые формы пропаганды.

19. Массовые формы могут осуществляться через:

1) лекции;

2) форумы;

3) радиопередачи, телепередачи;

4) демонстрации фильмов;

5) оздоровительные кампании.

20. Цель валеологического воспитания:

1) сохранить и укрепить здоровье;

2) предупредить болезни;

3) повысить работоспособность;

4) повысить активное долголетие населения;

5) отказ от вредных привычек.

21. Руководящим и методическим учреждением в службе формирования ЗОЖ является:

1) пункт здоровья;

2) центр здоровья;

3) министерство здравоохранения;

4) министерство образования;

5) отдел общественного здоровья.

22. Средствами изобразительной пропаганды являются:

1) плоскостные объекты;

2) объемные объекты;

3) натуральные объекты;

4) искусственные объекты.

23. К плоскостным объектам относят:

1) плакат;

2) рисунок;

3) таблица;

4) план;

5) диаграмма.

24. К объемным объектам относят:

1) муляж;

2) чертеж;

3) макет;

4) модель;

5) фантом.

25. К натуральным объектам относят:

1) микропрепарат;

2) образец;

3) фантом;

4) диапозитив;

5) макропрепарат.

26. Требования к памятке:

1) яркое выразительное название;

2) перечень вопросов по первичной и вторичной профилактике;

3) профилактический материал;

4) красочно оформлена;

5) познавательный текст.

27. Задачи работников аптечных организаций по валеологическому воспитанию населения:

1) распространять знания о лекарственных средствах и лекарственном обслуживании на­селения, правилах хранения лекарств в домашних условиях;

2) учить население умению отличать ядовитые растения от неядовитых и привлекать его к сбору лекарственного растительного сырья;

3) пропаганда вреда самолечения;

4) пропаганда необходи­мость раннего обращения к врачу;

5) пропаганда занятий физической культурой и спортом.

Тесты к занятию № 2

1. Законы рационального питания:

1) адекватности;

2) сбаланасированности;

3) разнообразия питания;

4) профилактической направленности;

5) безопасности питания.

2. Пищевой статус может быть:

1) нормальный;

2) оптимальный;

3) избыточный;

4) недостаточный;

5) неправильный.

3. Для взрослого трудоспособного населения наиболее оптимально соотношение белков, жиров и углеводов в пище:

1) 1:2,2:4,5;

2) 1:0,8:5;

3) 1:1,2:4,7;

4) 1:1,1:3;

5) 1:1:4.

4. Пища в организме выполняет следующие функции:

1) пластическую;

2) энергетическую;

3) регуляторную;

4) адекватную;

5) ферментативную.

5. Наиболее оптимальное соотношение триптофана, метионина и лизина:

1) 1:2,2:3;

2) 1:3:4,1;

3) 1:3:3;

4) 1:1,1:3;

5) 1:2:3.

6. Наиболее оптимальное соотношение витаминов Е и F:

1) 1:3;

2) 3:4,1;

3) 3:3;

4) 3:5;

5) 2:3.

7. Наиболее оптимальное соотношение кальция и фосфора:

1) 1:2;

2) 3:4;

3) 1:3;

4) 1:1,5;

5) 2:2.

8. Продукты, содержащие фитонциды:

1) цитрусовые;

2) клюква;

3) лук;

4) клубника;

5) морковь.

9. Растительная пища является источником:

1) витаминов;

2) микроэлементов;

3) фитонцидов;

4) эфирного масла;

5) клетчатки.

10. Мясо характеризуется:

1) высокой пищевой ценностью;

2) биологической ценностью;

3) средней энергетической ценностью;

4) низкой биологической эффективностью.

11. БАДы разделяют на:

1) нуринцевтики;

2) нутрицевтики;

3) парафармацевтики;

4) предиотики;

5) пробиотики.

12. В пищевом рационе астеников должны присутствовать следующие продукты:

1) зерновые;

2) сладкие ягоды и фрукты;

3) птица;

4) рыба;

5) кисломолочные продукты.

13. В пищевом рационе гиперстеников должны присутствовать следующие продукты:

1) крупы;

2) растительные масла;

3) фрукты и овощи с высоким содержанием клетчатки;

4) бобовые;

5) птица.

14. Для определения нормальной массы тела используют:

1) индекс Брока;

2) индекс Брейтмана;

3) индекс Борнгардта;

4) индекс Ноордена;

5) индекс Кетле.

15. При физической работе происходит:

1) учащение числа сердечных сокращений;

2) возрастание систолического объема крови;

3) повышение максимального артериального давления;

4) увеличение массы циркулиру­ющей в организме крови и количества эритроцитов;

5) увеличение частоты и глубины дыхания.

16. Последствия длительной умственной нагрузки:

Наши рекомендации