Роль и задачи маркетинга в реализации концепции устойчивого развития на уровне предприятия

Вне зависимости от типа и характера производства предприятие выступает в качестве опосредованного элемента, определяющего структурную связь между ним и окружающей его природной средой. При этом происходит обмен энергетический, вещественный и информационный с окружающей средой на всех этапах хозяйственной деятельности.

Предприятие выступает первым и наиважнейшим элементом, влияющим на загрязнение и деградацию окружающей природной среды в хозяйственной деятельности человека. Для того, чтобы свести к минимуму это отрицательное воздействие, необходимо экологизировать экономику.

Экологизация экономики - это совокупность управленческих (организационных), технологических, финансово-экономических мероприятий, направленных на снижение давления нагрузки на окружающую природную среду предприятиями при сохранении целей производства - получении прибыли при достаточных темпах развития экономики, обеспечивающих поступательное развитие человеческого общества.

Экологический маркетинг на предприятии - искусство принимать эффективные решения в целях улучшения природоохранной деятельности предприятий и организаций в конкретной ситуации хозяйствования; это система управленческих рычагов, обеспечивающая совокупный эффект скоординированной деятельности всех предприятий и многих людей в области допустимых темпов экономического развития конкретного региона в рамках допустимого давления на ОС, не испытывающей при этом деградации и способной восстанавливать свои качества.

Выделяют различные ступени экологического маркетинга.

1.Выбор. На стадии выбора решения о строительстве нового предприятия, реконструкции или модернизации старого необходимо:
-согласование своих действий с Хартией предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития, которая включает в себя следующие принципы:
1. Приоритет для предприятий.
2. Интегрированный менеджмент.
3. Процесс совершенствования.
4. Обучение персонала.
5. Предварительные оценки.
6. Продукты и обслуживание.
7. Советы потребителям.
8. Об устройствах и деятельности.
9. Исследование.
10. Предохранительные меры.
11. Субподрядчики и поставщики.
12. Планы обеспечения безопасности.
13. Передача технологии.
14. Содействие общему усилию.
15. Содействие гласности и диалогу.
16. Выполнение задач и информации.
-согласование действий с международными требованиями к экологическим стандартам будущего предприятия;
-согласование действий с требованиями собственных государственных стандартов;
-допустимое развитие в конкретной, уже создавшейся экологической обстановке региона, памятуя о неизбежном ужесточении экологических требований в будущем;
-выбрать оптимальную номенклатуру используемых природных ресурсов, памятуя о принципе, что возобновляемые ресурсы дешевле и меньше оказывают давление на ОС, легче утилизируются, чем не возобновляемые;
-оценить положение (близость к предприятию), непрерывность источника снабжения ресурсами, выгодность его использования, минуя варианты сложных транспортных схем;
-оценить долговременность используемых свойств ресурсов в процессе возможной смены технологии производства;
-выбрать наиболее простую, современную и поддающуюся модернизации технологию замкнутого, безотходного или чистого производства, использование которой позволит снизить во времени энергозатраты на производство единицы продукции;
-сделать ставку на наиболее экологически чистые источники энергии производства;
-помнить, что наиболее надежным источником финансирования является собственное предприятие, не вступающее в конфликт с системой управления госслужбы, налоговой инспекции и полиции, с действующими контролирующими службами по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Главный девиз на стадии выбора должен отвечать принципу экологизации экономики производства с разработкой схемы безопасности продукции всего жизненного цикла.

Жизненный цикл продукции - цикл ее экологически безопасных свойств от производства, хранения, транспортировки, до потребления, безопасной утилизации ее самой и упаковочных материалов частей и целого.

На стадии выбора важное значение имеет моментальный анализ соответствия предприятия экологическим требованиям, который имеет место пока только за рубежом.

Моментальный анализ включает процесс моментального тестирования выбираемой модели производства из многочисленных вариантов уже имеющихся проектов или вновь созданных. В процессе такого тестирования могут быть отброшены сразу те проекты, которые не соответствуют принципам указанным выше.

Моментальный анализ может представлять собой таблицу или матрицу (схема 7) с набором соответствующих параметров, анализ которых в баллах позволит сделать предварительный выбор направления дальнейшей деятельности по созданию, реконструкции или модернизации производства. Указав по каждому критерию баллы, можно после их суммирования сделать выбор технологии, отвечающей самым жестким требованиям.

Схема 7. Моментальный анализ предприятия по его соответствию экологическим требованиям

Роль и задачи маркетинга в реализации концепции устойчивого развития на уровне предприятия - student2.ru

Можно расширить ассортимент уточнений по любому из критериев, например, акцентировать внимание на способ получения кредитов в зависимости от выбора направления работы предприятия, спроса на "зеленую" продукцию и т.д.

2. Предпроектная стадия. На этой стадии важно трансформировать полученные данные моментального анализа в программу действий, которая позволит в дальнейшем избежать грубых ошибок производственной деятельности. На это направлена деятельность группы специалистов по формированию экологического бизнес-плана. Его задачи заключаются в нейтрализации потенциальных опасностей, которые могут возникнуть на предприятии при несоблюдении технологических, экологических стандартов. Этот бизнес-план исследует сильные, слабые стороны предприятия, а также открывающиеся возможности и опасности.

Важнейшая задача экологического менеджмента в стратегии предпринимательства состоит в превращении угрозы для окружающей среды в возможности роста предприятия.

Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через:

1.Экономические выгоды.
-снижение издержек за счет экономии природных ресурсов и компонентов, рециркуляции и утилизации, продажи побочных продуктов, переработки отходов, снижения платежей за штрафы, санкции и т.д., льготных кредитов, экологических фондов.
-рост доходов за счет "зеленых" товаров, новых рынков сбыта, конкуренции, совершенно новых товаров, новых технологий, спроса.

2.Стратегические выгоды.
Имидж; рост производительности труда; вовлечение персонала в борьбу за сохранение ОС; творчество; ровные отношения с контролирующими органами, органами власти; выход на иностранные рынки; выполнение экологических требований без лишнего напряжения.

Методология НИОКР по созданию экологически безопасного продукта.

1.Задачи и цели научных исследований и разработок:
-проанализировать существующие изделия и процессы изготовления с позиции охраны ОС;
-создать новые продукты и производственные процессы с использованием вторсырья и чистых технологий.

2.Анализ существующей системы:
- анализ воздействия продукта на ОС в течение всего жизненного цикла;
- инженерно-стоимостной анализ;
- технический анализ;
- анализ рынка.

3.Подготовка технических условий (список требований):
- включение экологических требований;
- требования на весь жизненный цикл;
- работа экостандарта.

4.Создание альтернативных продуктов и процессов (идеальные отношения и реальные отношения):
- бионика;
- мозговая атака;
- использование экологически безопасных материалов;
- чистая технология.

5.Оценка альтернативных решений:
-критерии соответствия экологическим требованиям
-ответственность за качество;
-методы испытаний;
-процедура сертификации.

6.Реализация принятого решения:
- руководство проектом;
- чистая технология.

7.Измерение и контроль эксплуатационных характеристик. Послепродажное обслуживание:
- длительные испытания;
- одобрение продукта потребителями и розничной торговлей;
- анализ процесса рециркуляции.

Экологически ориентированное управление производством представляет собой систему планирования и контроля на разных этапах.

Этап составления производственной программы. Для нового предприятия экологически ориентированное управление предусматривает последовательность соблюдений стадий проектирования, экспертизы, получения разрешительной документации и т.д. Для старого предприятия рассматривается снятие с производства экологически вредной продукции, производится замена устаревшего морально и физически оборудования, старой технологии на новую.

Календарное планирование подготовки и проверки состояния работы оборудования ориентировано на недопущение сбоев в работе оборудования, которое может воздействовать на ОС.

Производственный контроль - контроль за состоянием, потреблением и регенерацией ресурсов на входе предприятия, контроль за уровнем выбросов, стоков, за движением опасных компонентов, продуктов и отходов.

Планирование и контроль качества - обеспечение качественных характеристик продукции и производственного процесса, установление экологических последствий в результате возможных сбоев в технологическом процессе или использовании продукции.

Оценка качества работы вспомогательных служб. Ремонт и обслуживание технологических процессов. Выявление и устранение выбросов и утечек, шумов, запыленности, загазованности, контроль над уровнем энергосбережения и т.д.

Основные цели маркетолога-консультанта по экологическим вопросам определяются следующим образом:
- защитить и сохранить ОС, а также поддерживать уровень качества ее компонентов в рамках действующего производства;
- обеспечить здоровье людей в рамках производства и ближайшего окружения (здоровья людей прилегающих территорий);
- экономно, рационально, сбалансировано и синергично расходовать природные ресурсы, компоненты.

Задачи маркетолога:
1.Обеспечение условий устойчивого экономического развития предприятия в условиях ужесточения экологических требований.
2.Предупреждение осложнений с контролирующими государственными службами на основе жестких соблюдений экологических стандартов.
3.Создание имиджа предприятию как экологически чистого, результаты работы которого не вызывают у общественности и местных жителей беспокойства, связанного с проблемами загрязнения ОС.

В организационной структуре менеджер должен непосредственно подчиняться директору, а не быть включенным в штат службы главного инженера в качестве исполняющего обязанности еще и его заместителя по соблюдению ТБ. Это самостоятельный специалист, полностью отвечающий за экологическую безопасность на предприятии во взаимосвязи с окружающей природной средой, с ответственностью за весь жизненный цикл продукции, с ответственным отношением к кругу обязанностей вне- и внутри предприятия.

Зарплату менеджер-консультант получает из фонда сэкономленных средств предприятия за счет:
- модернизации производства;
- технологичности процесса производства;
- снижения издержек производства; рационального использования природных ресурсов на входе предприятия, внутренней и внешней рециркуляции; сокращения отходов, их переработки; уменьшения выбросов, сбросов, а значит уменьшения издержек штрафных санкций, судебных исков и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бабина Ю.В.,Варфаламеева Э.А. Экологический менеджмент.-: М., 2002

2.Гринин А.С. Экологический менеджмент.-М.: Юнити-Дана, 2001

3.Котлер Ф.Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. - Спб.: Питер, 1999.
4. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1991.
5. Эванс Дж.М., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993.
6. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. - М.: Банки и биржи, 1994.
7. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. -М.: Международные отношения, 1991.
8. Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де Жанейро // Зеленый мир, 1993. - № 3 - С.2
9. Хартия предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития. Принята на Второй Всемирной промышленной конференции в апреле 1991 г. // Зеленый мир, 1993. - № 8. - С.7.
10 . Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. - М.,1994.
11. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. - СПб., ДЕАН+АДИА-М, 1996.

Наши рекомендации