Второй этап. Разработка эскизного проекта (форэскиза)
Эскизный проект (форэскиз) включает Ситуационный план в масштабе 1:50 000, Схему современного использования территории и Схему зон с особыми условиями использования, вычерченные в масштабе 1:10 000,а такжеКонцепцию градостроительного развитияв масштабе 1:5 000, Профили магистральных улицв масштабе1:500 и Рабочий макет в масштабе 1:10 000.
Таблица №2. Состав эскизного проекта (форэскиза).
№ | Наименование изображения | Масштаб |
Ситуационный план | 1:50 000 | |
Схема современного использования территории | 1:10 000 | |
Схема зон с особыми условиями использования | 1:10 000 | |
Концепция градостроительного развития | 1:5 000 | |
Профили магистральных улиц | 1:500 | |
Рабочий макет | 1:10 000 |
Выполненные на первом этапе работы над проектом, Ситуационный план и Схема современного использования территории помогают осуществить выбор площадок для развития города и размещения его отдельных функциональных зон, определить рациональную конфигурацию городской территории и её структурное членение, найти концепцию градостроительного развития города.
Первый шаг. Начинать работу над концепцией градостроительного развития территории города следует с выделения мест расположения будущего городского центра и подцентров, которые будут связаны планировочными осями.
Второй шаг. Далее происходит поиск направления будущих планировочных осей, которые формируют планировочный каркас города – его улично-дорожную сеть. Для удобства проектирования улично-дорожной сети, с целью обеспечения её пропускной способности и непрерывности в каждом населённом пункте все улицы и дороги разделены на категории:
- магистральные дороги, которые связывают между собой планировочные районы города, а также связывают город с другими населёнными пунктами;
- магистральные улицы общегородского значения, обеспечивают транспортную связь между районами города, имеют ширину в красных линиях от 25 до 50 метров;
- магистральные улицы районного значения, обеспечивают транспортную связь между микрорайонами (внутри районов), имеют ширину от 20 до 30 метров;
- жилые улицы, обеспечивают транспортную связь между кварталами (внутри микрорайонов), шириной 20-25 метров при многоэтажной и 10-18 при малоэтажной застройке.
В связи с этим отдельное место на листе будет уделено изображению профилей улиц с обозначением ширины проезжей части, красной линии улицы и линии застройки (или синей линии).
Третий шаг.После этого проектируют природный каркас города. Для этого необходимо предусмотреть непрерывную сеть городских зелёных насаждений общего пользования – сеть бульваров, скверов, парков и связать их с природными объектами – лесами, рощами, заповедниками и берегами водоёмов (озёр, рек и заливов).
Рисунок 2. Концепция градостроительного развития.
Третий этап. Оформление эскиза подачи.
Третий этап посвящён определению точных границ и расчёту площадей функциональных зон, территорий, составляющих функциональные зоны, а также выполнению смежных разделов проекта – транспортной и инженерной инфраструктуры. Итогом этого этапа работы является оформление эскиза подачи в полном составе. Состав эскиза подачи представлен в таблице №3.
Таблица №3.1. Состав эскиза подачи.
№ | Наименование изображения, название карты | Масштаб |
Ситуационный план | 1:50 000 | |
Схема современного использования территории | 1:10 000 | |
Схема планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения | 1:5 000 | |
Схема границ функциональных зон | 1:10 000 | |
Схема границ зон с особыми условиями использования (проект) | 1:10 000 | |
Схема планируемого размещения объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры | 1:10 000 | |
Схема планируемого размещения объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры | 1:10 000 | |
Профили улиц | 1:500 | |
Черновой макет | 1:5 000 |
Эскиз подачи выполняется на основе ранее разработанной концепции градостроительного развития населённого пункта. Градостроительное развитие населённого пункта заключается в реконструкции старых городских территорий и в освоении новых территорий с целью размещения проектируемых функциональных зон: производственной зоны, рекреационной зоны, будущей жилой зоны.
Первый шаг следует начинать с расчёта площади жилой зоны, исходя из этажности и плотности жилой застройки. Для этого необходимо найти суммарную общую площадь жилой застройки. Суммарная общая площадь жилой застройки определяется исходя из обеспеченности жилой площадью равной 35 квадратных метров на человека.
Второй шагзаключается в определении границ функциональных зон (перечень функциональных зон с их графическим обозначением приведён в приложении В). Все существующие и проектируемые функциональные зоны должны быть отображены на карте функционального зонирования: