Слова с разделительными мягким (ь) и твёрдым (ъ) знаками
1. Допишите присказку. Все слова с разделительным мягким знаком (ь) подчеркните.
По щучьему веленью, _________________________
_____________
Слова для выбора: по моему желанью, по моему хотенью, по моему приказу.
Из данных ниже выражений отметьте галочкой то, которым можно закончить текст.
Экий Емеля увалень! Пока раскачается да за дело возьмётся, уже и день прошёл.
До него не достучишься.
Всё мимо ушей пропускает.
Он тяжёл на подъём.
2. Запишите ответы, в которых должна быть орфограмма на изучаемую тему.
Сыновья одних и тех же родителей — ____________
Ты, твои мама и папа — _______________________
Дорога вверх — ______________________________
Сообщение о чём-то — _________________________
Грибы, которые нельзя есть, — __________________
3. Измените слова так, чтобы можно ими было назвать девочек.
Плясун — ____________________________
говорун — ___________________________
молчун — ____________________________
болтун — ____________________________
шалун — _____________________________
лгун — _______________________________
крикун — _____________________________
ворчун — _____________________________
4. Запишите предложения правильно, выбрав слова с изученными орфограммами.
Бульон/кисель выпил/съел почтальон Печкин/Мальчик-с-пальчик.
Медальон/цепочку надела Ольга/Татьяна.
Коля/Илья вбил колья/палки.
Сучья/ветки трещат от вьюги/ пурги.
_____________________
5. Исправьте сочинение Незнайки-второклассника. Запишите этот текст без ошибок.
В воскресенье я был в лесу с друзями. Набрали сучев, развели костёр и сварили гречьневую кашу. Поньчик съел на пенъёк и сьел больше всех. Булка стащил все булъки. Пили чай только с варенем. Но было здорово.
(По Л. Гайдиной)
____________________
Проверочная работа 21 (по одному тексту)
1. Прочитайте текст. Определите, какой именно этот текст — описание, повествование или рассуждение.
Свобода
Из цирка сбежал дрессированный медведь. Случилось это во время праздничного представления. Мишка ездил по арене на мотоцикле, а когда нужно было возвращаться за кулисы, он поддал скорости, метеором пронёсся мимо слоновника, вышиб задние ворота и вскоре оказался за городом.
Медведь приехал в местный родной лес, собрал всех сородичей и громко объявил:
— Всё, братцы, да здравствует свобода! Теперь я навеки с вами!
Вдохнув всей грудью лесного возуха, оглядев окрестность, беглый артист добавил: Теперь накормите меня как следует, искупайте в ванне, после расчешите гребешком шерсть.… Да, и не забудьте заправить мой мотоцикл бензином!
(По С. Георгиеву)
2. Ответьте письменно на вопросы.
Как на самом деле общаются животные? Кто умеет пользоваться речью? Какой должна быть речь?
____________________
3. Впишите в предложение нужные цифры.
В тексте ________ повествовательных, _________ вопросительных
и ______ побудительных предложений.
4. Подчеркните слова, которые произносятся не так, как пишутся.
(Из) цирка, сбежал, время, ездил, кулисы, лес, мотоцикл, навеки.
5. Отметьте галочкой слова, в которых звуков больше, чем букв.
скорость
объявил
братцы
шерсть
ездил
б. Отметьте галочкой слова, в которых все согласные твёрдые.
мишка
когда
бензином
свобода
вышиб
7. Разделите слова для переноса.
Родной, искупайте. ___________________________
____________
8.Вставьте пропущенные слова.
_______ , медведь! __________ тебе не цирк, а лес. Тут расчёсок нет.
_____________ глупыми просьбами ты всех насмешил!
Слова для выбора: ну, давай, эх, это, вот, этими, твоими, там.
9. Вставьте пропущенные буквы. Подберите в тексте слова, которыми можно проверить правописание гласных, и впишите их в скобки.
Л _ сной (__________), вр _ мена (______________ ), ск _ ростной (_________________ ), ш _ рстяной (___________________)
10. Докажите, что почти во всех словах этих предложений есть буквосочетания, правописание которых нужно запомнить. Подчеркните эти буквосочетания.
Сгоряча, не подумавши, увлёкшись, медведь рванул в чащу на мощном мотоцикле. Скакал хищник по кочкам, мял листочки и цветочки, настращал, конечно, не нарочно, всю рощу. Разлетались, стрекоча, чижи и стрижи, расползались, шипя и фырча, ужи и ежи, — только
держись!
11. Допишите в каждый ряд слово из текста задания № 1. Двойные согласные подчеркните
Дрессировать, дрессировка, ______________.
Ванна, под ванной, _____________________.
Поддаваться, поддавки, _________________.
Пронестись, проноситься, _______________.
Корм, кормушка, ______________________.
12. Выберите правильный ответ. Нужную цифру обведите кружочком.
В тексте 0 1 4 5 слов с непроизносимыми согласными звуками.
13. Найдите в тексте слово, имеющее тот же смысл, что и данное словосочетание. Запишите его.
Сделал объявление — _.
14. Каких птиц и насекомых, в названии которых есть разделительный мягкий знак (ь), мог напугать медведь на своём мотоцикле? Запишите.
__________________________
Проверочная работа 22.
Слово и его значение
1. Подчеркните строчки со словами, которые вам понятны.
Шивандары, шивандары,
Фундуклей и дундуклей!
Хорошо, что нет Варвары!
Без Варвары веселей!
(К. Чуковский)
2. Найдите пары слов, похожих по значению. Соедините их с помощью стрелок.
гиппопотам печалиться
работать глаза
радоваться трудиться
очи веселиться
грустить бегемот
3. Разгадайте длинные слова, запишите пословицы.
Заглянулосолнцеивнашеоконце.
____________.
Лестницунеметутснизу.
____________.
4. Запишите слова в две группы.
Салки, коньки, ворота, вышибалы, прятки, лыжи, мяч, клюшка, казаки-разбойники, шайба.
Детские игры: _
_____________
Спортивный инвентарь: ________________________
_____________
5. Впишите одно многозначное слово в каждое предложение.
Нашу дачу ___ сам папа.
Учитель физкультуры ________________________ ребят в шеренгу. Он _______________ большие планы на будущее. Баба-яга не только ____________________ козни, но и порой помогает героям.
Проверочная работа 23
Имена собственные и нарицательные
1. Найдите названия сказок, в которых есть имена собственные. Отметьте эти названия галочкой.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Золушка».
«Гуси-лебеди».
«Двенадцать месяцев».
«Варвара-краса, длинная коса».
2. Напишите свою краткую биографию.
Меня зовут ________________________________.
Я родился в городе (деревне, селе) __________,
проживаю по улице ________________________,
хожу в школу № ___________________. У меня есть друг (подруга), его (её) зовут _________.
А‚ ещё я хочу завести щенка (котёнка) и назвать его ____________________________.
3. Вспомните сказку, в которой говорится о молочной речке с кисельными берегами. Придумайте название для этой речки и запишите его.
________.
4. Угадайте и впишите название страны.
Леса в ней огромные, поля широкие, снега глубокие, рассветы синие.
Зовут её ________________________________.
5. Вспомните любимые книжки и мультфильмы, ответьте письменно на вопросы.
На какой улице жил Незнайка? _________________.
В какой деревне работал почтальон Печкин? _____.
Как звали богатыря Добрыню по отчеству? ______.