Слова, похожие по написанию, но разные по значению (омонимы)
1. Отгадайте загадку О. Емельяновой, напишите ниже многозначное слово.
Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить
И состав остановить.
____________
2. Выберите и допишите другое значение каждого слова.
Застёжка на куртке, брюках
Молния
__________.
Деталь ходовой части танка
Гусеница
___________.
Слова для выбора:природное явление, сестра грома, небесная стрела, огородный вредитель, подружка жука.
3. Впишите слова – омонимы из слов для выбора. Эти же слова запишите рядом ещё раз, разбив на слоги.
В них хранятся духи, лекарства. Они бьют в нос, когда пьёшь лимонад.
Это ____________________. ____________________________.
Настольная игра. Специальная эмблема на такси.
Это ___________________. ___________________________.
Слова для выбора: флакончики, пузырьки, коробочки, шашки, сабли, ножи.
4. Угадайте и впишите в предложения слова-омонимы.
1. _________________ на небе уже стал луной, а папа целый _________________ не приезжает из командировки.
2. Подниму опавший __________________, наклею на альбомный ___________________.
3. ____________________, _____________________ будет дырка, а может быть, и не одна,
а целых _____________________.
Придумайте своё предложение со словами-омонимами зебра и зебра.
__________________________
5. Вставьте пропущенные буквы (там, где нужно) и ответьте письменно на вопрос.
Какая птич _ ка л _ тает в наших провероч _ ных р _ ботах?
____________.
Проверочная работа 26
Слова, близкие по значению (синонимы)
1. Отметьте галочкой ряд, в котором все слова близкие по значению (синонимы).
Угрюмый, грустный, печальный, злой
Карлик, крошка, лилипут, мальчик – с пальчик.
Взлетать, взвиваться, подниматься, перегонять.
Просто, нетрудно, несложно, интересно.
2. Подумайте, в каком порядке должны быть расположены слова. Запишите их в правильном порядке.
Большой, гигантский, вселенский, огромный, необъятный.
_____________
Являются ли эти слова близкими по смыслу? Отметьте галочкой правильный
ответ.
Да Нет
С любыми двумя из этих слов составьте и запишите словосочетания.
__________________________
3. Прочитайте текст. Выберите из скобок самое подходящее значение слова и впишите его в предложение. В предпоследнем предложении подчеркните близкие по значению слова.
Вышла в сад и ___ (ахнула, вскрикнула, удивилась). Солнце ещё не совсем _____________________________ (поднялось, взошло, встало), но его первые лучи уже переливались в капельках росы. Абрикосовые деревья были _______________________________ (сказочными, красивыми, необычными)! Они сияли и сверкали рыжим летним сиянием. И пахли.
(По А. Мироненко)
4. Запишите предложения, заменяя по возможности каждое слово близким значению.
Бабушкино абрикосовое варенье было особенным. В густом, янтарном и удивительно душистом сиропе плавали целёхонькие абрикосы.
____________________
5. Сравните два стихотворных отрывка. Найдите и выпишите по образцу слова, близкие по значению.
1. Ты меня заобижала, а скажи — зачем?
Леденец в руке зажала, я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек, крошечку просил,
Осторожно уголочек я бы откусил.
(И. Токмакова)
2. Ты меня огорчила, а ответь — почему?
Леденец в кулаке спрятала, я же целиком не отберу!
Я канючил совсем немножко, капельку клянчил,
Аккуратно краешек я бы отломил.
(С. Михайлова)
Образец. Заобижала — обидела,
_______
Проверочная работа 27
Слова, противоположные по значению (антонимы)
1. В пословицах и поговорках найдите и подчеркните слова, противоположные
по значению.
Знай больше, говори меньше. Не пугайся врага умного, бойся друга глупого. С книгой поведёшься — ума наберёшься.
Первую пословицу запишите, разделив
все слова для переноса.
2. Вставьте пропущенные буквы. Отгадайте загадку, напишите отгадку. Подчеркните слова, противоположные по значению.
В полотняной стр _ не по р _ ке – простыне
Плывёт п _ роход, то н _ зад, то вп _ рёд.
А за ним такая гладь — ни м _ рщинки не в _ дать.
3. Подберите и запишите слова, противоположные по значению.
Плывёт — ___________________, суша — _______________, луна — __________, чёрная — _______________________________, ночь— __________________,
земля — ______________
4. Впишите в народные приметы слова с противоположным значением.
Весна красная, да голодная; осень дождливая, хмурая, да ___________________________.
Летняя неделя дороже _____________________________.
Слова для выбора: сытная, щедрая, богатая, зимней, новой, жаркой.
Запишите слово дождливая, разделив его для переноса.
____________
5. Девочка случайно заменила одно слово на другое. Будет ли новое слово иметь противоположное значение? Отметьте галочкой правильный ответ.
Гостям решили мы рассказ
Про белочку прочесть.
Но от волненья
Я прочла,
Что в клетке
Булочка жила!
(По А. Барто)
Да Нет
Можно ли подобрать к словам белочкаили булочка противоположные по значению слова? Объясните письменно.
__________________________
Проверочная работа 28