Контроль практических навыков
Занятие №1
Тема: Общая микробиология. Устройство бактериологической лаборатории. Правила работы. Классификация и систематика микроорганизмов. Прокариоты. Морфология шаровидных, палочковидных и извитых форм бактерий. Техника приготовления мазка. Простая окраска. Техника микроскопирования.
Вопросы по теме занятия:
Оборудование микробиологической лаборатории и организация рабочего места. Правила работы в микробиологической лаборатории. Понятие о микробах. Понятие о систематике, классификации и таксономии микроорганизмов. Принципы классификации микробов. Понятие о виде. Основные отличия прокариотов и эукариотов. Методы исследования в микробиологии. Микроскопический метод исследования. Световой микроскоп. Иммерсионная микроскопия. Этапы приготовления фиксированного мазка. Техника приготовления мазка из агаровой и бульонной культур. Краски, применяемые в микробиологических лабораториях. Простая окраска. Измерение размеров бактериальной клетки. Морфология шаровидных, палочковидных и извитых форм бактерий.
Занятие №2
Тема:Структура бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма, включения, оболочка, капсула, споры, методы их выявления. Техника приготовления мазка. Сложные способы окраски мазков. Окраска по Граму.
Вопросы по теме занятия:
Отличия эукариотической клетки от прокариотической. Постоянные и непостоянные элементы бактериальной клетки. Структура бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма (функции, химические состав). Сложные методы окраски. Клеточная стенка, строение, функции, отличие КС грамположительных бактерий от грамотрицательных. Что такое протопласт, сферопласт и L-формы? Механизм и техника окраски по Граму. Что понимают под тинкториальными свойствами бактерий? Споры бактерий, строение, назначение. В каких условиях образуются споры? Окраска спор по Ожешко, механизм и техника окраски. Что такое капсула бактерий, строение, назначение? В каких условиях она образуется? Окраска капсул по Бури-Гинсу, механизм и техника окраски. Включения, химический состав, назначение. Как можно выявить зерна волютина? Окраска по Нейссеру, механизм и техника окраски.
Занятие №3
Тема: Кислотоустойчивые бактерии и их окраска по Цилю-Нильсену. Исследование бактерий в живом состоянии. Морфология спирохет, актиномицетов, риккетсий, микоплазм, грибов, вирусов. Принцип работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов.
Вопросы по теме занятия:
Кислотоустойчивые бактерии. Окраска по Цилю-Нильсену. Исследование бактерий в живом состоянии. Жгутики, их расположение, химический состав, функции, методы окраски жгутиков и определение подвижности бактерий. Препараты «висячая» и «раздавленная капля», микроскопия в темном поле. Морфология спирохет. Особенности движения спирохет, методы их окраски. Морфология риккетсий, методы их окраски. Микоплазмы, особенности строения. Морфология хламидий. Положение спирохет, риккетсий, хламидий и микоплазм в систематике микроорганизмов. Актиномицеты, особенности строения. Грибы. Их строение и классификация. Что такое мицелий, гифы, псевдомицелий? Способы размножения грибов. Чем отличаются споры грибов от спор бактерий? Экзо– и эндоспоры. Морфология нитчатых, дрожжевых и дрожжеподобных грибов. Понятие о вирусах. Морфология, ультраструктура, химический состав вирусов. Определение размеров вирусов. Понятие о вирионе. Принцип работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов.
Занятие №4
Тема:Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистой культуры аэробов (1 день исследования).
Вопросы по теме занятия:
Метаболизм микробов. Пищевые потребности микробов. Факторы роста. Прототрофы и ауксотрофы. Типы питания микробов. Механизмы питания. Бактериологический метод исследования. Понятие о чистой культуре и штамме. Условия культивирования бактерий. Температурные условия культивирования микроорганизмов: оптимум, максимум, минимум. Деление микроорганизмов по температурному оптимуму. Культуральные свойства. Методы выделения чистой культуры аэробов. От чего зависит выбор определенного метода? Схема выделения чистой культуры аэробов по дням. Содержание первого дня исследования по выделению чистой культуры аэробов.
Занятие №5
Тема:Выделение чистой культуры аэробов (2 день исследования) и анаэробов. Питание, дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах.
Вопросы по теме занятия:
Метаболизм микробов. Энергетический обмен. Типы дыхания микроорганизмов. Сущность аэробного и анаэробного дыхания. Классификация питательных сред. Требования, предъявляемые к питательным средам. Этапы приготовления простых питательных сред. Техника приготовления кровяного агара. Привести примеры простых и сложных, специальных, элективных и дифференциально–диагностических сред. Культуральные свойства бактерий. R-и S-колонии. Схема выделения чистой культуры аэробов по дням. Содержание второго и третьего дней исследования по выделению чистой культуры аэробов. Методы культивирования анаэробов. Схема выделения чистой культуры анаэробов по дням.
Занятие №6
Тема:Биохимические признаки бактерий. Изучение ферментативной активности (3-й день исследования). Идентификация бактерий. Грибы, строение и классификация, культивирование.
Вопросы по теме занятия:
Биохимические свойства микробов. Ферменты. Классификация ферментов: экзоферменты и эндоферменты, конституитивные и адаптивные верменты. По каким признакам проводится идентификация бактерий? Что такое «пестрый ряд» и среды Гисса? Как определить протеолитическую активность? Как определить образование сероводорода и индола? Назначение дифференциально-диагностических сред Эндо, Левина, Плоскирева. Пигменты микробов. Ароматические вещества. Содержание третьего и четвертого дней исследования по выделению чистой культуры аэробов. Грибы, строение и классификация. Способы культивирования грибов, питательные среды для культивирования.
Занятие №7
Тема:Вирусы. Строение и классификация. Репродукция вирусов. Культивирование вирусов. Вирусологичексий метод исследования. Бактериофаги.
Вопросы по теме занятия:
Понятие о репродукции вирусов. Способы репродукции. Стадии репродукции. Особенности репродукции ДНК- и РНК–содержащих вирусов. Этапы вирусологического метода исследования. Способы культивирования вирусов. Типы тканевых культур. Солевые растворы и поддерживающие среды для тканевых культур. Методы обнаружения (индикации) вирусов в тканевых культурах (цитопатическое действие вирусов, включения, реакция гемадсорбции, цветная проба, бляшки под агаром). Способы заражения куриного эмбриона. Методы индикации вирусов в курином эмбрионе (реакция гемагглютинации). Методы заражения лабораторных животных. Индикация вируса на лабораторных животных. Понятие о бактериофагах. Морфология фагов. Основные морфологические типы фагов. Специфичность фагов. Фаговары. Взаимодействие фага с бактериальной клеткой. Умеренный и вирулентный фаг. Профаг. Лизогения. Лизогенная конверсия. Получение и титрование фага. Титрование фага по Грациа и по Аппельману. Практическое применение фагов: диагностика, лечение и профилактика. Проба на фаголизис. Фаготипирование. Реакция нарастания титра фага.
Занятие №8
Тема: Рубежный контроль №1: коллоквиум и практические навыки.
Вопросы коллоквиума по «Морфологии и физиологии микроорганизмов»
1. Задачи медицинской микробиологии.
2. Методы медицинской микробиологии.
3. Исторические этапы развития микробиологии.
4. На какие группы делится мир микробов?
5. Жгутики. Строение, расположение, функция. Способы выявления.
6. Отличия клетки прокариотического типа.
7. Какие микробы относятся к эукариотам?
8. На какие отделы делится царство прокариотов?
9. На какие классы делится отдел скотобактерий?
10. Какие микробы относятся к прокариотам?
11. Какие микробы относятся к классу Бактерии? Растут ли они на питательных средах?
12. Какие микробы к классу Риккетсии? Особенности морфологии. Растут ли на питательных средах?
13. На какие таксоны делятся классы? Основная таксономическая единица.
14. Дать определение вида. Как определяется вид? На какие варианты делится вид?
15. Постоянные и непостоянные структурные элементы клетки.
16. Основные формы бактерий.
17. Химический состав и функции цитоплазмы. Функции мезосом. Нуклеоид. Химический состав, строение и функция.
18. Клеточная стенка. Строение. Функции каждого слоя.
19. Механизм и техника окраски по Граму. Химический состав, строение клеточной стенки грамотрицательных и грамположительных бактерий.
20. Протопласты. Сферопласты. L – форма.
21. Капсулы. Химический состав. Функции. Способ окраски.
22. Включения. Химический состав, значение. Способы окраски волютиновых зерен.
23. Ворсинки, расположение, типы.
24. Споры. Расположение. Значение. Процесс спорообразования. Прорастание спор. Способы окраски.
25. Кислотоустойчивые бактерии. Окраска по Цилю-Нильсену.
26. Жгутики, их расположение, химический состав, функции, методы окраски жгутиков и определение подвижности бактерий.
27. Препараты «висячая» и «раздавленная капля», микроскопия в темном поле.
28. Морфология микоплазм.
29. Морфология спирохет. Способы окраски.
30. Морфология риккетсий. Способы окраски.
31. Морфология хламидий.
32. Морфология плесневых, дрожжеподобных и дрожжевых грибов.
33. Морфология вирусов.
34. Дать определение чистой культуры, штамма.
35. Техника приготовления фиксированного мазка. Простая окраска.
36. Способы фиксации мазков. Понятие о тинкториальных свойствах клетки.
37. Окраска по Ожешко.
38. Техника иммерсионной микроскопии. Преимущества иммерсионной микроскопии.
39. Общая характеристика обмена веществ микробов. Конструктивный и энергетический обмен.
40. Ферменты бактерий. Классификация. Определение ферментативной активности бактерий. Практическое использование биохимической активности микробов в медицине, сельском хозяйстве и промышленности.
41. Классификация микроорганизмов по типам питания.
42. Механизм питания микробов.
43. Пищевые потребности микробов. Факторы роста. Прототрофы и ауксотрофы.
44. Питательные среды. Классификация. Требования, предъявляемые к питательным средам.
45. Элективные, специальные и дифференциально-диагностические среды. Привести примеры.
46. Типы дыхания микробов. Сущность процессов аэробного и анаэробного дыхания.
47. Пигменты микробов. Ароматические вещества.
48. Бактериологический метод исследования. Его этапы. Чистая культура. Штамм. Колония. Культуральные свойства.
49. Условия культивирования бактерий. Температурный оптимум. Деление микробов по отношению к температурным условиям.
50. Фазы размножения микробов в жидкой питательной среде. Процесс деления прокариотной клетки.
51. Методы выделения чистой культуры аэробов.
52. Методы культивирования анаэробов.
53. Методы выделения чистой культуры анаэробов.
54. Схема выделения чистых культур аэробов по дням.
55. Схема выделения чистых культур анаэробов по дням.
56. Грибы, строение и классификация. Способы культивирования грибов, питательные среды для культивирования.
57. Понятие о репродукции вирусов. Способы репродукции. Стадии репродукции. Особенности репродукции ДНК- и РНК–содержащих вирусов.
58. Способы культивирования вирусов. Этапы вирусологического метода исследования.
59. Типы тканевых культур. Солевые растворы и поддерживающие среды для тканевых культур.
60. Методы обнаружения (индикации) вирусов в тканевых культурах (цитопатическое действие вирусов, включения, реакция гемадсорбции, цветная проба, бляшки под агаром).
61. Способы заражения куриного эмбриона. Методы индикации вирусов в курином эмбрионе (реакция гемагглютинации).
62. Методы заражения лабораторных животных. Индикация вируса на лабораторных животных.
63. Природа и строение бактериофага. Специфичность фага. Механизм взаимодействия вирулентного фага с бактериальной клеткой. Конечный результат этого взаимодействия.
64. Умеренные фаги. Профаг. Лизогения. Лизогенная конверсия.
65. Получение и титрование фагов.
66. Практическое применение фагов в биологии и медицине.
Контроль практических навыков
1. Основные формы бактерий.
2. Техника приготовления фиксированного мазка. Простая окраска.
3. Сложные методы окраски.
4. Дифференциально-диагностические, элективные и специальные среды.
5. Чашка Фортнера.
6. Среда Китта-Тароцци.
7. Трубка Вейон-Виньяля.
8. «Пестрые ряды».
9. Анаэростат.
10. Высокий столбик агара.
11. Титрование фага по Грациа и по Аппельману.
12. Фаготипирование.
13. Проба на фаголизис.
14. Реакция нарастания титра фага.
15. Диагностические и лечебно-профилактические фаги.
16. Реакция гемагглютинации с аллантоисной жидкостью.
17. Солевые растворы и поддерживающие среды для тканевых культур.
18. Цитопатическое действие вируса на тканевых культурах.
19. РГА с аллантоисной жидкостью при гриппе.
20. Реакция гемадсорбции.
Занятие №9
Тема:Генетика бактерий. Модификации. Мутации. Генетические рекомбинации. Плазмиды. Экология микроорганизмов. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз.
Вопросы по теме занятия:
История развития учения о наследственности и изменчивости микробов. Материальные основы наследственности микроорганизмов. Генотип и фенотип бактерий. Виды изменчивости: ненаследуемая и наследуемая. Модификации и их разновидности. Мутации, их разновидности. Мутагены. Диссоциация микробов. Генетические рекомбинации: трансформация, трансдукция, конъюгация. Плазмиды, их основные генетические функции. Виды плазмид. Роль мутаций и рекомбинаций в эволюции микроорганизмов. Значение учения о генетике микробов для микробиологии и медицины. Использование методов молекулярной гибридизации в лабораторной диагностике. ДНК-зонды. Полимеразная цепная реакция (ПЦР). Генная инженерия и аспекты ее практического использования. Нормальная микрофлора тела человека. Состав микрофлоры различных областей тела человека. Микрофлора человека в различные возрастные периоды. Роль нормальной микрофлоры в физиологических процессах и патологии. Гнотобиология и гнотобионты. Дисбактериоз. Причины дисбактериоза. Эубиотики: колибактерин, бифидумбактерин, бификол, лактобактерин и т.д.
Занятие №10
Тема:Основы санитарной микробиологии. Микрофлора окружающей среды.
Вопросы по теме занятия:
Понятие о биотопе и микробиоценозе. Формы взаимоотношений между микроорганизмами. Микробный антагонизм. Принципы и методы санитарно-микробиологических исследований объектов внешней среды. Патогенные микроорганизмы в окружающей среде. Объекты микробиологического исследования внешней среды. Основные критерии оценки объектов окружающей среды. Вода, как среда обитания и среда переживания микроорганизмов. Автохтонная и аллохтонная микрофлоры открытых водоемов. Сапробность: полисапробность, мезосапробность, олигосапробность. Вода, как фактор передачи возбудителей инфекционных болезней. Микрофлора почвы. Санитарно-показательные микроорганизмы почвы. Методы санитарно-микробиологического исследования почвы. Микробное число почвы, перфрингенс титр почвы. Микрофлора воздуха. Санитарно–показательные микроорганизмы воздуха. Методы санитарно–бактериологического исследования воздуха.
Занятие №11
Тема:Стерилизация. Дезинфекция. Антибиотики.
Вопросы по теме занятия:
Чувствительность микроорганизмов к физическим и химическим воздействиям. Понятие о микробицидности и микробостатичности. Механизм действия физических факторов на микроорганизмы: фильтрация, высушивание, лучистая энергия, ультразвук, температура. Механизм действия химических факторов на микроорганизмы (фенолы, галогены, спирты, поверхностно-активные вещества, соли тяжелых металлов, красители, окислители, кислоты, щелочи, альдегиды). Действие биологических факторов на микроорганизмы. Стерилизация. Методы стерилизации. Тепловые методы стерилизации. Контроль тепловой стерилизации. Воздействие ионизирующим излучением. Фильтрование. Химические методы стерилизации. Контроль стерильности изделий медицинского назначения. Лучевая стерилизация. Аппаратура. Стерилизация лабораторной посуды и питательных сред. Контроль качества стерилизации. Дезинфекция. Методы дезинфекции. Профилактическая и текущая дезинфекция. Наиболее распространенные дезинфицирующие средства. Пастеризация. Определение антимикробного действия дезинфицирующих средств. Контроль эффективности дезинфекции. Понятие о химиотерапии и химиопрофилактике. Химиопрепараты, требования к ним. Химиотерапевтический индекс. Основные группы химиопрепаратов. Антибиотики – разновидность химиопрепаратов. Понятие об антибиотиках. Классификация антибиотиков по происхождению, по химическому строению, по спектру действия. Получение антибиотиков. Единицы действия антибиотиков. Спектр действия антибиотиков. Бактериостатическое и бактерицидное действие антибиотиков. Механизмы антимикробного действия антибиотиков. Побочное действие антибиотиков и осложнения антибиотикотерапии. Генетические и биохимические механизмы лекарственной устойчивости микробов. Пути преодоления лекарственной устойчивости. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам. Методы определения концентрации антибиотиков в биологических жидкостях и тканях.
Занятие №12
Тема:Инфекция. Факторы патогенности бактерий.
Вопросы по теме занятия:
Понятие об инфекции, инфекционном процессе, инфекционной болезни. Классификация инфекционных заболеваний. Отличия инфекционной болезни от неинфекционной. Условия возникновения инфекционного процесса. Входные ворота. Инфицирующая доза. Тропизм. Патогенность и вирулентность. Единицы вирулентности. Аттенуация микроорганизмов. Адгезивность. Инвазивность. Агрессивность. Токсигенность. Ферменты патогенности. Экзо– и эндотоксины, их характеристика. Анатоксин. Пути распространения и локализация микробов в организме. Формы инфекции в зависимости от локализации возбудителя, по длительности течения, по распространению, по клиническим проявлениям, по природе заболеваний, по происхождению, по числу возбудителей, от места инфицирования. Рецидив, реинфекция, суперинфекция, вторичная инфекция. Факторы персистенции микроорганизмов. Особенности вирусной инфекции. Цели биологического метода исследования. Способы заражения лабораторных животных. Бактериологическое исследование трупа животных.
Занятие №13
Тема:Иммунитет. Неспецифические факторы защиты. Фагоцитоз. Опсонический индекс. Титрование комплемента, лизоцима. Антигены, антитела. Реакция агглютинации. Реакция преципитации.
Вопросы по теме занятия:
Определение понятия «иммунитет», «иммунный ответ». Формы иммунного ответа. Виды и формы проявления иммунитета. Плацентарный иммунитет. Поствакциональный иммунитет. Пассивный иммунитет после введения иммуноглобулинов. Факторы неспецифической резистентности: барьерная функция кожных и слизистых покровов, бактерицидные свойства кожи и слизистой оболочки, лизоцим, защитная функция нормальной микрофлоры, физиологические и патологические реакции организма. Фагоцитоз. Фагоцитарные клетки, фазы фагоцитоза. Функции фагоцитоза. Завершенный и незавершенный фагоцитоз. Что такое опсонины и опсонический индекс? Фагоцитарный показатель. Опсоно-фагоцитарная проба. Механизмы антибактериального действия лизоцима. Комплемент, его структура и функции. Пути активации комплемента. Титрование комплемента, лизоцима.
Определение понятия «антиген». Химическая природа антигена. Основные свойства антигенов. Структурная основа специфичности антигенов. Полноценные и неполноценные антигены. Антигены микробов. Групповые, видовые и типовые антигены бактерии. Серовары и серогруппы. Природа и строение антител. Классы иммуноглобулинов. Виды антител. Полные и неполные антитела. Механизм специфического взаимодействия антигена с антителом. Механизм образования антител. Динамика образования антител. Первичный и вторичный иммунный ответ. Нарастание титра антител. Иммунологическая память.
Серологический метод исследования, цели его применения. Нормальные и иммунные антитела. Понятие об иммунной сыворотке. Титр антител. Реакция агглютинации, ее механизм, фазы. Техника постановки. Учет реакции. О- и Н-агглютинация. Реакция пассивной (непрямой) гемагглютинации (РПГА). Техника постановки РПГА. Учет реакции. РТГА: механизм, ход постановки, практическое применение. Реакция преципитации: ее сущность, ингредиенты, техника постановки, учет результатов.
Занятие №14
Тема:Реакция лизиса, бактериолиза, реакция связывания комплемента. Реакция нейтрализации. Реакция иммунофлюоресценции. Радиоиммунный, иммуноферментный анализы. Реакция иммобилизации бактерий. Полимеразная цепная реакция.
Вопросы по теме занятия:
Применение иммунологических реакций для идентификации возбудителей и диагностики инфекционных заболеваний. Иммуноферментный анализ: сущность, ингредиенты, техника постановки, учет результатов. Реакция лизиса, ее механизм, ингредиенты. РСК, ее механизм, ингредиенты. Техника постановки основного опыта РСК, учет результатов. Реакция нейтрализации токсина антитоксином, сущность, цели, способы постановки. Реакция иммунофлюоресценции в прямом и непрямом варианте. Радиоиммунный анализ. Реакция иммобилизации подвижных бактерий: механизм, ход постановки, практическое применение. ПЦР: механизм, ход постановки, практическое применение. Иммунобиологические препараты. Получение диагностикумов и агглютинирующих сывороток. Метод адсорбции антител по Кастеллани. Эритроцитарные диагностикумы. Оценка иммунного статуса. Критерии оценки серологических реакций: диагностический титр антител, нарастание титра антител в динамике заболевания, соотношение классов иммуноглобулинов.
Занятие №15
Тема:Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных заболеваний. Иммунопатология (Иммунодефицитные состояния, реакции гиперчувствительности, аутоиммунные процессы).
Вопросы по теме занятия:
Понятие об иммунопрофилактике и иммунотерапии. Определение понятия «вакцины». Вакцинопрофилактика. Требования к вакцинам. Виды профилактических вакцин, их получение. Недостатки и преимущества различных видов вакцин. Принцип депо. Адъюванты. Вакцинотерапия. Поствакцинальные осложнения. Серотерапия и серопрофилактика инфекционных болезней. Виды сывороток. Антитоксические сыворотки, их получение, титрование, применение. Постсывороточные осложнения. Методы очистки сывороток. Виды иммуноглобулинов. Их получение и применение. Методика введения гетерогенных сывороток и иммуноглобулинов. Понятие об аллергии. Отличия ГНТ и ГЗТ. Анафилактический шок. Сенсибилизирующая и разрешающая дозы аллергена. Иммунологический механизм. Сывороточная болезнь. Инфекционная аллергия. Аллергический метод исследования. Кожно-аллергические пробы.
Занятие №16
Тема: Рубежный контроль №2: коллоквиум и практические навыки.
Вопросы коллоквиума по разделу: «Генетика, антибиотики, микрофлора. Инфекция и иммунитет»
1. Действие физических факторов на микробы. Практическое использование.
2. Действие химических факторов на микробы. Понятие об антисептике и дезинфекции.
3. Стерилизация. Методы и аппаратура. Дробная стерилизация. Тиндализация. Пастеризация. Холодная стерилизация. Понятие о дезинфекции.
4. Материальные основы наследственности микробов.
5. Понятие о наследственности и изменчивости бактерий. Наследственные и ненаследственные формы изменчивости микробов.
6. Модификация и ее разновидности.
7. Мутации, мутагены, виды мутаций бактерий.
8. Диссоциация микробов.
9. Генетические рекомбинации: трансформация, трансдукция, конъюгация.
10. Плазмиды и их генетические функции.
11. Трансмиссивные и нетрансмиссивные плазмиды.
12. Мигрирующие генетические элементы. Транспозоны.
13. Практическое значение учения о наследственности и изменчивости бактерий.
14. Дополнительные методы микробиологического исследования: генная диагностика. Полимеразная цепная реакция.
15. Понятие о химиотерапии и химиопрофилактике инфекционных болезней. Химиотерапевтический индекс. Основные группы химиотерапевтических препаратов.
16. Понятие об антибиотиках. История открытия пенициллина.
17. Классификация антибиотиков.
18. Спектр действия антибиотиков. Принципы получения. Единицы действия.
19. Механизм действия антибиотиков. Бактерицидное и бактериостатическое действие.
20. Побочное действие антибиотиков. Осложнения антибиотикотерапии.
21. Природная и приобретенная лекарственная устойчивость. Механизмы лекарственной устойчивости. Пути ее преодоления.
22. Метод определения концентрации антибиотиков в биологических жидкостях организма. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.
23. Понятие о микробиоценозе. Формы взаимоотношений между микробами.
24. Микрофлора воздуха. Санитарно-показательные микроорганизмы. Методы санитарно-бактериологического исследования воздуха. Общее микробное число воздуха.
25. Микрофлора почвы. Санитарно-показательные микробы почвы. ОМЧ.
26. Микрофлора воды. Санитарно-показательные микроорганизмы воды. Общее микробное число воды. Коли-титр и коли-индекс водопроводной воды. Методы определения.
27. Понятие о нормальной микрофлоре тела человека. Постоянная и временная флора различных участков тела.
28. Физиологическая роль нормальной микрофлоры. Роль в патологии человека.
29. Дисбактериоз кишечника. Понятие об эубиотиках. Микробиологическая диагностика дисбактериоза.
30. Определение понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь». Отличие инфекционных болезней от соматических.
31. Форма взаимоотношений микробов с макроорганизмом человека и животных: комменсализм, мутуализм, паразитизм. Степень паразитизма. Условия возникновения инфекционного процесса.
32. Свойства возбудителей инфекционного процесса.
33. Патогенность и вирулентность. Единицы вирулентности.
34. Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы. Микробы-оппортунисты. Непатогенные микробы.
35. Способы направленного ослабления вирулентности. Понятие об аттенуации.
36. Факторы вирулентности. Инвазивность, агрессивность, токсигенность, адгезивность.
37. Ферменты патогенности.
38. Характеристика экзо - и эндотоксинов. Получение анатоксинов.
39. Факторы адгезивности.
40. Роль микроорганизма и внешней среды в развитии инфекционного процесса.
41. Периоды инфекционного процесса. Исходы заболевания.
42. Формы инфекции в зависимости от локализации возбудителя, по длительности течения, по распространению, по клиническим проявлениям, по природе заболеваний, по происхождению, по числу возбудителей, от места инфицирования. Рецидив, реинфекция, суперинфекция, вторичная инфекция. Понятие об источниках и путях передачи инфекции. Особенности вирусных инфекций.
43. Биологический метод исследования, цели метода, виды используемых животных, способы введения материала.
44. Очаговая, генерализованная инфекция, пути распространения инфекции в организме.
45. Понятие об иммунитете. Виды и формы иммунитета.
46. Две группы механизмов поддержания генетического постоянства внутренней среды организма. Отличительные признаки. Формы иммунного ответа.
47. Факторы неспецифической резистентности.
48. Фагоцитоз. Фазы фагоцитоза. Незавершенный фагоцитоз. Функции фагоцитоза.
49. Гуморальные факторы неспецифической резистентности. Комплемент, пропердин, лизоцим, бактерицидные вещества крови. Пути активации комплемента. Функции комплемента.
50. Понятие об антигенах. Химическая природа. Что может быть антигеном? Свойства антигенов.
51. Полноценные и неполноценные антигены.
52. Специфичность антигенов. Понятие о шлеппере и детерминантах антигенов.
53. Антигены микроорганизмов. Виды специфичности микробных антигенов.
54. Понятие об антителах. Физико-химические свойства антител.
55. Строение иммуноглобулинов.
56. Классы иммуноглобулинов.
57. Специфичность антител, полные и неполные антитела. Механизмы взаимодействия антитела с антигенами.
58. Иммунная система. Центральные и периферические органы, их функции.
59. Иммунокомпетентные клетки. Вспомогательные клетки.
60. Механизм антителообразования. Антибактериальный и антитоксический иммунитет. Нормальные и иммунные антитела.
61. Динамика образования антител, общие закономерности. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
62. Клеточного иммунный ответ.
63. Современные теории иммуногенеза.
64. Серологический метод. Цели применения. Фазы серологических реакций.
65. Реакция агглютинации. Механизм, цели, техника постановки.
66. Реакция преципитации. Механизм, техника постановки, практическое применение.
67. Реакция связывания комплемента. Механизм, ингредиенты, цели, техника постановки.
68. Реакция пассивной гемагглютинации, сущность, цели, техника постановки.
69. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Сущность, цели, способы постановки.
70. Иммуноферментный анализ. Радиоиммунный анализ.
71. Реакция иммунофлюоресценции. Прямой и непрямой варианты.
72. Понятие об аллергии, аллергенах. Общая характеристика аллергических реакций немедленного и замедленного типов.
73. Инфекционная аллергия. Аллергический метод диагностики инфекционных болезней.
74. Понятие о специфической профилактике и терапии инфекционных болезней.
75. Вакцинопрофилактика. Виды вакцин. Побочное действие. Адъюванты.
76. Вакцинотерапия. Лечебные вакцины.
77. Серотерапия и серопрофилактика. Виды лечебно-профилактических сывороток и глобулинов.
78. Получение лечебно-профилактических сывороток. Побочное действие. Анафилактический шок. Сывороточная болезнь.
79. Методика введения гетерогенных сывороток. Понятие о десенсибилизации.
80. Иммуноглобулины. Виды, получение и использование.