Контроль практических навыков. Тема: Общая микробиология

Занятие №1

Тема: Общая микробиология. Устройство бактериологической лаборатории. Правила работы. Классификация и систематика микроорганизмов. Прокариоты. Морфология шаровидных, палочковидных и извитых форм бактерий. Техника приготовления мазка. Простая окраска. Техника микроскопирования.

Вопросы по теме занятия:

Оборудование микробиологической лаборатории и организация рабочего места. Правила работы в микробиологической лаборатории. Понятие о микробах. Понятие о систематике, классификации и таксономии микроорганизмов. Принципы классификации микробов. Понятие о виде. Основные отличия прокариотов и эукариотов. Методы исследования в микробиологии. Микроскопический метод исследования. Световой микроскоп. Иммерсионная микроскопия. Этапы приготовления фиксированного мазка. Техника приготовления мазка из агаровой и бульонной культур. Краски, применяемые в микробиологических лабораториях. Простая окраска. Измерение размеров бактериальной клетки. Морфология шаровидных, палочковидных и извитых форм бактерий.

Занятие №2

Тема:Структура бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма, включения, оболочка, капсула, споры, методы их выявления. Техника приготовления мазка. Сложные способы окраски мазков. Окраска по Граму.

Вопросы по теме занятия:

Отличия эукариотической клетки от прокариотической. Постоянные и непостоянные элементы бактериальной клетки. Структура бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма (функции, химические состав). Сложные методы окраски. Клеточная стенка, строение, функции, отличие КС грамположительных бактерий от грамотрицательных. Что такое протопласт, сферопласт и L-формы? Механизм и техника окраски по Граму. Что понимают под тинкториальными свойствами бактерий? Споры бактерий, строение, назначение. В каких условиях образуются споры? Окраска спор по Ожешко, механизм и техника окраски. Что такое капсула бактерий, строение, назначение? В каких условиях она образуется? Окраска капсул по Бури-Гинсу, механизм и техника окраски. Включения, химический состав, назначение. Как можно выявить зерна волютина? Окраска по Нейссеру, механизм и техника окраски.

Занятие №3

Тема: Кислотоустойчивые бактерии и их окраска по Цилю-Нильсену. Исследование бактерий в живом состоянии. Морфология спирохет, актиномицетов, риккетсий, микоплазм, грибов, вирусов. Принцип работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов. Рубежный контроль: тесты, навыки.

Вопросы по теме занятия:

Кислотоустойчивые бактерии. Окраска по Цилю-Нильсену. Исследование бактерий в живом состоянии. Жгутики, их расположение, химический состав, функции, методы окраски жгутиков и определение подвижности бактерий. Препараты «висячая» и «раздавленная капля», микроскопия в темном поле. Морфология спирохет. Особенности движения спирохет, методы их окраски. Морфология риккетсий, методы их окраски. Микоплазмы, особенности строения. Морфология хламидий. Положение спирохет, риккетсий, хламидий и микоплазм в систематике микроорганизмов. Актиномицеты, особенности строения. Грибы. Их строение и классификация. Что такое мицелий, гифы, псевдомицелий? Способы размножения грибов. Чем отличаются споры грибов от спор бактерий? Экзо– и эндоспоры. Морфология нитчатых, дрожжевых и дрожжеподобных грибов. Понятие о вирусах. Морфология, ультраструктура, химический состав вирусов. Определение размеров вирусов. Понятие о вирионе. Принцип работы фазовоконтрастного, люминесцентного и электронного микроскопов.

Занятие №4

Тема:Схема бактериологического метода исследования. Выделение чистой культуры аэробов (1 день исследования).

Вопросы по теме занятия:

Метаболизм микробов. Пищевые потребности микробов. Факторы роста. Прототрофы и ауксотрофы. Типы питания микробов. Механизмы питания. Бактериологический метод исследования. Понятие о чистой культуре и штамме. Условия культивирования бактерий. Температурные условия культивирования микроорганизмов: оптимум, максимум, минимум. Деление микроорганизмов по температурному оптимуму. Культуральные свойства. Методы выделения чистой культуры аэробов. От чего зависит выбор определенного метода? Схема выделения чистой культуры аэробов по дням. Содержание первого дня исследования по выделению чистой культуры аэробов.

Занятие №5

Тема:Выделение чистой культуры аэробов (2 день исследования) и анаэробов. Питание, дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах.

Вопросы по теме занятия:

Метаболизм микробов. Энергетический обмен. Типы дыхания микроорганизмов. Сущность аэробного и анаэробного дыхания. Классификация питательных сред. Требования, предъявляемые к питательным средам. Этапы приготовления простых питательных сред. Техника приготовления кровяного агара. Привести примеры простых и сложных, специальных, элективных и дифференциально–диагностических сред. Культуральные свойства бактерий. R-и S-колонии. Схема выделения чистой культуры аэробов по дням. Содержание второго и третьего дней исследования по выделению чистой культуры аэробов. Методы культивирования анаэробов. Схема выделения чистой культуры анаэробов по дням.

Занятие №6

Тема:Биохимические признаки бактерий. Изучение ферментативной активности (3-й день исследования). Идентификация бактерий. Грибы, строение и классификация, культивирование.

Вопросы по теме занятия:

Биохимические свойства микробов. Ферменты. Классификация ферментов: экзоферменты и эндоферменты, конституитивные и адаптивные верменты. По каким признакам проводится идентификация бактерий? Что такое «пестрый ряд» и среды Гисса? Как определить протеолитическую активность? Как определить образование сероводорода и индола? Назначение дифференциально-диагностических сред Эндо, Левина, Плоскирева. Пигменты микробов. Ароматические вещества. Содержание третьего и четвертого дней исследования по выделению чистой культуры аэробов. Грибы, строение и классификация. Способы культивирования грибов, питательные среды для культивирования.

Занятие №7

Тема:Вирусы. Строение и классификация. Репродукция вирусов. Культивирование вирусов. Вирусологичексий метод исследования. Бактериофаги. Рубежный контроль: коллоквиум, тесты, навыки.

Вопросы по теме занятия:

Понятие о репродукции вирусов. Способы репродукции. Стадии репродукции. Особенности репродукции ДНК- и РНК–содержащих вирусов. Этапы вирусологического метода исследования. Способы культивирования вирусов. Типы тканевых культур. Солевые растворы и поддерживающие среды для тканевых культур. Методы обнаружения (индикации) вирусов в тканевых культурах (цитопатическое действие вирусов, включения, реакция гемадсорбции, цветная проба, бляшки под агаром). Способы заражения куриного эмбриона. Методы индикации вирусов в курином эмбрионе (реакция гемагглютинации). Методы заражения лабораторных животных. Индикация вируса на лабораторных животных. Понятие о бактериофагах. Морфология фагов. Основные морфологические типы фагов. Специфичность фагов. Фаговары. Взаимодействие фага с бактериальной клеткой. Умеренный и вирулентный фаг. Профаг. Лизогения. Лизогенная конверсия. Получение и титрование фага. Титрование фага по Грациа и по Аппельману. Практическое применение фагов: диагностика, лечение и профилактика. Проба на фаголизис. Фаготипирование. Реакция нарастания титра фага.

Занятие №8

Тема:Рубежный контроль по морфологии, физиологии, бактериофагам.

Занятие №9

Тема:Генетика бактерий. Модификации. Мутации. Генетические рекомбинации. Плазмиды.

Экология микроорганизмов. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз.

Вопросы по теме занятия:

История развития учения о наследственности и изменчивости микробов. Материальные основы наследственности микроорганизмов. Генотип и фенотип бактерий. Виды изменчивости: ненаследуемая и наследуемая. Модификации и их разновидности. Мутации, их разновидности. Мутагены. Диссоциация микробов. Генетические рекомбинации: трансформация, трансдукция, конъюгация. Плазмиды, их основные генетические функции. Виды плазмид. Роль мутаций и рекомбинаций в эволюции микроорганизмов. Значение учения о генетике микробов для микробиологии и медицины. Использование методов молекулярной гибридизации в лабораторной диагностике. ДНК-зонды. Полимеразная цепная реакция (ПЦР). Генная инженерия и аспекты ее практического использования.

Нормальная микрофлора тела человека. Состав микрофлоры различных областей тела человека. Микрофлора человека в различные возрастные периоды. Роль нормальной микрофлоры в физиологических процессах и патологии. Гнотобиология и гнотобионты. Дисбактериоз. Причины дисбактериоза. Эубиотики: колибактерин, бифидумбактерин, бификол, лактобактерин и т.д.

Занятие №10

Тема:Основы санитарной микробиологии. Микрофлора окружающей среды.

Вопросы по теме занятия:

Понятие о биотопе и микробиоценозе. Формы взаимоотношений между микроорганизмами. Микробный антагонизм. Принципы и методы санитарно-микробиологических исследований объектов внешней среды. Патогенные микроорганизмы в окружающей среде. Объекты микробиологического исследования внешней среды. Основные критерии оценки объектов окружающей среды. Вода, как среда обитания и среда переживания микроорганизмов. Автохтонная и аллохтонная микрофлоры открытых водоемов. Сапробность: полисапробность, мезосапробность, олигосапробность. Вода, как фактор передачи возбудителей инфекционных болезней. Микрофлора почвы. Санитарно-показательные микроорганизмы почвы. Методы санитарно-микробиологического исследования почвы. Микробное число почвы, перфрингенс титр почвы. Микрофлора воздуха. Санитарно–показательные микроорганизмы воздуха. Методы санитарно–бактериологического исследования воздуха.

Занятие №11

Тема:Стерилизация. Дезинфекция. Антибиотики. Рубежный контроль: коллоквиум, тесты, навыки.

Вопросы по теме занятия:

Чувствительность микроорганизмов к физическим и химическим воздействиям. Понятие о микробицидности и микробостатичности. Механизм действия физических факторов на микроорганизмы: фильтрация, высушивание, лучистая энергия, ультразвук, температура. Механизм действия химических факторов на микроорганизмы (фенолы, галогены, спирты, поверхностно-активные вещества, соли тяжелых металлов, красители, окислители, кислоты, щелочи, альдегиды). Действие биологических факторов на микроорганизмы. Стерилизация. Методы стерилизации. Тепловые методы стерилизации. Контроль тепловой стерилизации. Воздействие ионизирующим излучением. Фильтрование. Химические методы стерилизации. Контроль стерильности изделий медицинского назначения. Лучевая стерилизация. Аппаратура. Стерилизация лабораторной посуды и питательных сред. Контроль качества стерилизации. Дезинфекция. Методы дезинфекции. Профилактическая и текущая дезинфекция. Наиболее распространенные дезинфицирующие средства. Пастеризация. Определение антимикробного действия дезинфицирующих средств. Контроль эффективности дезинфекции. Понятие о химиотерапии и химиопрофилактике. Химиопрепараты, требования к ним. Химиотерапевтический индекс. Основные группы химиопрепаратов. Антибиотики – разновидность химиопрепаратов. Понятие об антибиотиках. Классификация антибиотиков по происхождению, по химическому строению, по спектру действия. Получение антибиотиков. Единицы действия антибиотиков. Спектр действия антибиотиков. Бактериостатическое и бактерицидное действие антибиотиков. Механизмы антимикробного действия антибиотиков. Побочное действие антибиотиков и осложнения антибиотикотерапии. Генетические и биохимические механизмы лекарственной устойчивости микробов. Пути преодоления лекарственной устойчивости. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам. Методы определения концентрации антибиотиков в биологических жидкостях и тканях.

Занятие №12

Тема:Инфекция. Факторы патогенности бактерий.

Вопросы по теме занятия:

Понятие об инфекции, инфекционном процессе, инфекционной болезни. Классификация инфекционных заболеваний. Отличия инфекционной болезни от неинфекционной. Условия возникновения инфекционного процесса. Входные ворота. Инфицирующая доза. Тропизм. Патогенность и вирулентность. Единицы вирулентности. Аттенуация микроорганизмов. Адгезивность. Инвазивность. Агрессивность. Токсигенность. Ферменты патогенности. Экзо– и эндотоксины, их характеристика. Анатоксин. Пути распространения и локализация микробов в организме. Формы инфекции в зависимости от локализации возбудителя, по длительности течения, по распространению, по клиническим проявлениям, по природе заболеваний, по происхождению, по числу возбудителей, от места инфицирования. Рецидив, реинфекция, суперинфекция, вторичная инфекция. Факторы персистенции микроорганизмов. Особенности вирусной инфекции. Цели биологического метода исследования. Способы заражения лабораторных животных. Бактериологическое исследование трупа животных.

Занятие №13

Тема:Иммунитет. Неспецифические факторы защиты. Фагоцитоз. Опсонический индекс. Титрование комплемента, лизоцима.

Вопросы по теме занятия:

Определение понятия «иммунитет», «иммунный ответ». Формы иммунного ответа. Виды и формы проявления иммунитета. Плацентарный иммунитет. Поствакциональный иммунитет. Пассивный иммунитет после введения иммуноглобулинов. Факторы неспецифической резистентности: барьерная функция кожных и слизистых покровов, бактерицидные свойства кожи и слизистой оболочки, лизоцим, защитная функция нормальной микрофлоры, физиологические и патологические реакции организма. Фагоцитоз. Фагоцитарные клетки, фазы фагоцитоза. Функции фагоцитоза. Завершенный и незавершенный фагоцитоз. Что такое опсонины и опсонический индекс? Фагоцитарный показатель. Опсоно-фагоцитарная проба. Механизмы антибактериального действия лизоцима. Комплемент, его структура и функции. Пути активации комплемента. Титрование комплемента, лизоцима.

Занятие №14

Тема:Антигены, антитела. Реакция агглютинации. Реакция преципитации.

Вопросы по теме занятия:

Определение понятия «антиген». Химическая природа антигена. Основные свойства антигенов. Структурная основа специфичности антигенов. Полноценные и неполноценные антигены. Антигены микробов. Групповые, видовые и типовые антигены бактерии. Серовары и серогруппы. Природа и строение антител. Классы иммуноглобулинов. Виды антител. Полные и неполные антитела. Механизм специфического взаимодействия антигена с антителом. Механизм образования антител. Динамика образования антител. Первичный и вторичный иммунный ответ. Нарастание титра антител. Иммунологическая память.

Серологический метод исследования, цели его применения. Нормальные и иммунные антитела. Понятие об иммунной сыворотке. Титр антител. Реакция агглютинации, ее механизм, фазы. Техника постановки. Учет реакции. О- и Н-агглютинация. Реакция пассивной (непрямой) гемагглютинации (РПГА). Техника постановки РПГА. Учет реакции. РТГА: механизм, ход постановки, практическое применение. Реакция преципитации: ее сущность, ингредиенты, техника постановки, учет результатов.

Занятие №15

Тема:Реакция лизиса, бактериолиза, реакция связывания комплемента. Реакция нейтрализации. Реакция иммунофлюоресценции. Радиоиммунный, иммуноферментный анализы. Реакция иммобилизации бактерий. Полимеразная цепная реакция. Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных заболеваний. Иммунопатология (Иммунодефицитные состояния, реакции гиперчувствительности, аутоиммунные процессы). Рубежный контроль: коллоквиум.

Вопросы по теме занятия:

Применение иммунологических реакций для идентификации возбудителей и диагностики инфекционных заболеваний. Иммуноферментный анализ: сущность, ингредиенты, техника постановки, учет результатов. Реакция лизиса, ее механизм, ингредиенты. РСК, ее механизм, ингредиенты. Техника постановки основного опыта РСК, учет результатов. Реакция нейтрализации токсина антитоксином, сущность, цели, способы постановки. Реакция иммунофлюоресценции в прямом и непрямом варианте. Радиоиммунный анализ. Реакция иммобилизации подвижных бактерий: механизм, ход постановки, практическое применение. ПЦР: механизм, ход постановки, практическое применение. Иммунобиологические препараты. Получение диагностикумов и агглютинирующих сывороток. Метод адсорбции антител по Кастеллани. Эритроцитарные диагностикумы. Оценка иммунного статуса. Критерии оценки серологических реакций: диагностический титр антител, нарастание титра антител в динамике заболевания, соотношение классов иммуноглобулинов. Понятие об иммунопрофилактике и иммунотерапии. Определение понятия «вакцины». Вакцинопрофилактика. Требования к вакцинам. Виды профилактических вакцин, их получение. Недостатки и преимущества различных видов вакцин. Принцип депо. Адъюванты. Вакцинотерапия. Поствакцинальные осложнения. Серотерапия и серопрофилактика инфекционных болезней. Виды сывороток. Антитоксические сыворотки, их получение, титрование, применение. Постсывороточные осложнения. Методы очистки сывороток. Виды иммуноглобулинов. Их получение и применение. Методика введения гетерогенных сывороток и иммуноглобулинов. Понятие об аллергии. Отличия ГНТ и ГЗТ. Анафилактический шок. Сенсибилизирующая и разрешающая дозы аллергена. Иммунологический механизм. Сывороточная болезнь. Инфекционная аллергия. Аллергический метод исследования. Кожно-аллергические пробы.

Занятие №17

Тема:Частная микробиология. Правила забора и доставки материала в микробиологическую лабораторию при инфекционных заболеваниях. Грамположительные кокки.

Вопросы по теме занятия:

Правила забора и доставки материала в микробиологическую лабораторию при инфекционных заболеваниях. Стафилококки, стрептококки, энтерококки. Классификация. Биологические свойства. Факторы патогенности. Этиологическая и патогенетическая роль стафилококков и стрептококков при гнойно-воспалительных процессах. Микробиологическая диагностика стафилококкового сепсиса. Госпитальная стафилококковая инфекция. Роль стрептококков и энтерококков при респираторных инфекциях, рожистом воспалении, ангине, скарлатине, пиодермии, остром гломерулонефрите, ревматизме и др. Особенности иммунитета стафилококковых и стрептококковых инфекций. Микробиологическая диагностика, специфическая профилактика и лечение стафилококковых и стрептококковых инфекций. Пептококки, пептострептококки. Морфология, физиология. Роль в этиологии воспалительных процессов.

Занятие №18

Тема:Грамотрицательные кокки. Менинго- и гонококки. Посев на кишечную группу.

Вопросы по теме занятия:

Грамотрицательные кокки. Общая характеристика нейссерий. Менингококки, гонококки. Биологические свойства. Факторы патогенности. Патогенные и условно-патогенные нейссерии. Серологические группы менингококков. Клинические формы менингококковой инфекции. Этиологическая и патогенетическая роль при эпидемическом цереброспинальном менингите и назофарингите. Менингококконосительство. Этиологическая и патогенетическая роль гонококков при гнойных уретритах и воспалении половых желез, бленнорее. L-формы гонококков, их роль в хронизации гонореи. Иммунитет. Микробиологическая диагностика, специфическая профилактика и лечение. Особенности иммунитета менингококковой инфекции и гонореи. Микробиологическая диагностика, специфическая профилактика и лечение.

Занятие №19

Тема:Общая характеристика кишечных бактерий. Эшерихии. Шигеллы. 2-й день выделения чистой культуры энтеробактерий.

Вопросы по теме занятия:

Общая характеристика семейства кишечных бактерий, классификация и роль в патологии человека. Классификация шигелл. Морфология и культуральные свойства шигелл. Биохимические и серологические свойства шигелл. Экология. Патогенез дизентерии. Материал для исследования при дизентерии и методы диагностики. Ценность основного и вспомогательных методов. Профилактика и лечение дизентерии. Характеристика эшерихий. Экология. Физиологическое значение кишечной палочки. Санитарно-показательное значение кишечной палочки. Патогенные серовары кишечной палочки. Факторы патогенности ЭПКП, ЭИКП, ЭТКП. Особенность лабораторной диагностики кишечной коли-инфекции. Лечение и профилактика кишечной коли-инфекции. Роль КП в возникновении гнойно-воспалительных заболеваний. Лабораторная диагностика ГВЗ, вызываемых кишечной палочкой.

Занятие №20

Тема:Сальмонеллы. Завершение выделения чистой культуры энтеробактерий. Посев на холеру.

Вопросы по теме занятия:

Общая характеристика сальмонелл. Морфологические, культуральные, биохимические и антигенные свойства возбудителей брюшного тифа и паратифов. Источники заражения брюшным тифом и пути передачи. Патогенез брюшного тифа. Методы диагностики в зависимости от сроков заболевания. Как берется кровь для исследования на гемокультуру? Схема исследования на гемокультуру. В какие сроки заболевания проводится серодиагностика. Почему в реакции Видаля используются 4 диагностикума? Дифференциация инфекционного Видаля от прививочного, анамнестического и группового. Свойства сальмонелл – возбудителей пищевых токсикоинфекций (морфология, тинкториальные, культуральные и биохимические признаки). Токсинообразование. Антигенное строение сальмонелл. Принципы серологической классификации сальмонелл. Изучение антигенного строения сальмонелл в реакции агглютинации на стекле. Источники заражения, пути передачи возбудителей, патогенез ПТИ. Материал для исследования. Методы лабораторной диагностики сальмонеллезов. Схема выделения копрокультуры. Идентификация выделенных сальмонелл. Этиологическая структура пищевых токсикоинфекций.

Занятие №21

Тема:Патогенные и условно-патогенные вибрионы. Холерный вибрион. Кампилобактер. Хеликобактер. Иерсинии. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. Рубежный контроль: коллоквиум.

Вопросы по теме занятия:

Морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические свойства холерных вибрионов. Классификация холерных вибрионов. Биовары. Триада Хейберга, антигенная структура. Серовары. НАГ-вибрионы. Факторы патогенности. Холероген. Экология холерных вибрионов. Патогенез холеры. Методы лабораторной диагностики холеры. Классическое бактериологическое исследование на холеру. Методы ускоренной диагностики холеры. Основные принципы лечения холеры, специфическая профилактика. Кампилобактеры, характеристика, патогенность, лабораторная диагностика. Хеликобактеры. Общая характеристика Факторы патогенности. Принципы лабораторной диагностики.

Вопросы коллоквиума по разделу: «Кокковые и кишечные инфекции»

1. Стафилококки. Морфологические, культуральные и биохимические свойства. Виды стафилококков, дифференцирующие признаки. Экология. Резистентность к факторам окружающей среды.

2. Этиологическая роль стафилококков при гнойно-воспалительных процессах. Госпитальная стафилококковая инфекция. Лабораторная диагностика стафилококковых инфекций. Материал, методы.

3. Факторы патогенности стафилококков. Методы определения.

4. Иммунитет при стафилококковых инфекциях. Специфическая профилактика и лечение.

5. Стрептококки. Виды патогенных стрептококков. Морфологические, культуральные, биохимические и антигенные признаки. Дифференциация по гемолитическим свойствам и антигенной структуре.

6. Факторы патогенности стрептококков. Роль в патологии.

7. Роль стрептококков в патогенезе ревматизма. Роль стрептококка в этиологии скарлатины. Реакция Дика.

8. Лабораторная диагностика, профилактика и лечение стрептококковых инфекций.

9. Лабораторная диагностика коккового сепсиса.

10. Стрептококки пневмонии. Морфологические, культуральные и биохимические свойства. Факторы патогенности.

11. Лабораторная диагностика пневмококковой инфекции.

12. Менингококки. Характеристика биологических свойств. Формы инфекции.

13. Лабораторная диагностика менингококковой инфекции. Специфическая профилактика.

14. Гонококки. Морфологические, культуральные, биохимические свойства. Резистентность в окружающей среде. Пути передачи.

15. Лабораторная диагностика острой и хронической гонококковой инфекции. Гоновакцина.

16. Систематика и общая характеристика энтеробактерий. Морфологические, культуральные, биохимические признаки. Питательные среды для их культивирования.

17. Экология энтеробактерий. Резистентность. Антигены. Факторы патогенности. Роль в патологии человека.

18. Эшерихии. Экология, физиологическая роль в кишечнике человека и санитарно-показательное значение. Колибактерин.

19. Эшерихии. Морфология. Культуральные и биохимические признаки. Характер роста на средах Эндо, Плоскирева, Левина. Антигенная структура.

20. Роль эшерихии в патологии человека. Иммунитет.

21. ЭПКП. Серогруппы. Факторы патогенности. Этиопатогенетическая роль при энтеритах. Роль иммуноглобулинов в защите детей от кишечной коли-инфекции.

22. ЭТКП. Серогруппы. Факторы патогенности. Этиопатогенетическая роль при холероподобных диареях.

23. ЭИКП. Серогруппы. Факторы патогенности. Этиопатогенетическая роль при дизентериеподобных колитах.

24. Лабораторная диагностика кишечной коли-инфекции.

25. Шигеллы. Классификация. Морфологические, биохимические и культуральные признаки. Характер роста на средах Эндо, Левина, Плоскирева. Факторы патогенности. Антигенная структура.

26. Экология возбудителя. Иммунитет при дизентерии. Лабораторная диагностика дизентерии. Бактерийные препараты.

27. Сальмонеллы. Общая характеристика.

28. Антигенная структура сальмонелл. Классификация Кауфмана-Уайта.

29. Возбудители брюшного тифа и паратифов, их характеристика. Патогенез брюшного тифа и паратифов, иммунитет.

30. Лабораторная диагностика брюшного тифа и паратифов. Специфическая профилактика.

31. Лабораторная диагностика брюшнотифозного носительства.

32. Сальмонеллы – возбудители пищевых токсикоинфекций. Патогенез. Лабораторная диагностика.

33. Классификация холерных вибрионов. Морфология, культуральные и биохимические свойства. Антигенная структура.

34. Холероген. Патогенез холеры.

35. Методы лабораторной диагностики холеры.

36. классическая (поэтапная) диагностика холеры.

37. Методы ускоренной диагностики холеры.

38. Основные принципы лечения холеры. Специфическая профилактика холеры.

39. Кампилобактеры: характеристика, патогенность, лабораторная диагностика.

40. Хеликобактеры. Общая характеристика Факторы патогенности. Принципы лабораторной диагностики.

Контроль практических навыков

1. Мазок из чистых культур менингококков, стафилококков, стрептококков, эшерихий, окраска по Граму.

2. Микропрепарат с незавершенным фагоцитозом при гонорее.

3. Реакция плазмокоагуляции стафилококка.

4. Фаготипирование стафилококка.

5. Рост стафилококка на ЖСА и кровяном агаре.

6. Реакция Видаля (6 вариантов).

7. Рост энтеробактерий на среде Ресселя.

8. Дифференциально-диагностические среды, применяемые при кишечных инфекциях.

9. Пестрый ряд стафилококка.

10. Пестрый ряд эшерихий.

11. Пестрые ряды сальмонелл брюшного тифа и паратифов.

12. Развернутая реакция агглютинации с гретой и живой культурой кишечной палочки.

13. РПГА с холерным антительным эритроцитарным диагностикумом и экстрактом фекалий.

14. Метод Ермольевой.

15. РПГА с экстрактом фекалий и дизентерийным антительным эритроцитарным диагностикумом Флекснера и Зонне.

16. РПГА с брюшнотифозным Vi-антигенным эритроцитарным диагностикумом и сывороткой крови носителя.

17. Ситуационные задачи.

18. Бланки с результатами анализов.

19. Диагностические и лечебно-профилактические бакпрепараты.

Занятие №22

Тема:Возбудители зоонозных инфекций. Бруцеллез, чума, сибирская язва, туляремия, лептоспироз, листериоз. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.

Вопросы по теме занятия:

Какие заболевания относятся к антропозоонозным? Характеристика возбудителя туляремии. Экология. Патогенез туляремии, иммунитет. Лабораторная диагностика туляремии. Препараты для диагностики, лечения и профилактики.

Режим лабораторий при исследовании на ООИ. Бактерии рода иерсинии. Роль в патологии человека. Возбудитель чумы. Классификация. Морфологические, культуральные, биохимические свойства, резистентность возбудителя. Патогенность для животных, экология. Лабораторная диагностика чумы. Методы ускоренной диагностики. Специфическая профилактика чумы. Классификация бруцелл, их характеристика. Экология. Патогенез бруцеллеза, особенности иммунитета. Роль аллергии в патогенезе бруцеллеза. Материал для исследования при бруцеллезе. Лабораторная диагностика бруцеллеза. Реакции Райта, Хедельсона, связывания комплемента, пассивной гемагглютинации при бруцеллезе. Бакпрепараты для диагностики, лечения и профилактики бруцеллеза. Характеристика возбудителя сибирской язвы. Экология. Патогенез сибирской язвы. Иммунитет. Материал для исследования при сибирской язве. Лабораторная диагностика сибирской язвы. Реакция Асколи, ее значение и техника постановки. Препараты для диагностики, лечения и профилактики сибирской язвы. Возбудители лептоспирозов. Резервуар в природе. Пути заражения лептоспирозами. Материал для исследования. Методы диагностики. Специфическая профилактика и лечение лептоспирозов. Листерии, свойства, резистентность, патогенность. Пути заражения листериозом. Материал для исследования. Методы диагностики. Специфическая профилактика и лечение листериоза.

Занятие №23

Тема:Патогенные и условно-патогенные коринебактерии. Возбудитель дифтерии. Бордетеллы. Возбудители коклюша и паракоклюша. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.

Вопросы по теме занятия:

Классификация возбудителя дифтерии. Его свойства. Окраска по Нейссеру. Биовары и серовары дифтерийных коринебактерий. Отличие дифтерийных коринебактерий от дифтероидов. Патогенез дифтерии. Роль токсина. Факторы колонизации. Бактерионосительство при дифтерии. Лабораторная диагностика дифтерии. Определение токсигенности. Иммунитет. Реакция Шика. Серотерапия при дифтерии. Активная специфическая профилактика дифтерии у детей и взрослых. Свойства возбудителя коклюша. Дифференциация бордетелл коклюша, паракоклюша и бронхисептика. Патогенез коклюша. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика коклюша.

Занятие №24

Тема:Патогенные и условно-патогенные микобактерии. Туберкулез. Лепра. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.

Вопросы по теме занятия:

Общая характеристика микобактерий. Особенности химического состава, тинкториальные свойства, устойчивость к кислотам и щелочам. Окраска по Цилю-Нильсену. Возбудители микобактериозов. Характеристика возбудителей туберкулеза. Химический состав и факторы патогенности микобактерий туберкулеза. Роль аллергии в туберкулезном процессе у детей и взрослых. Туберкулин. Иммунитет. Лабораторная диагностика туберкулеза. Особености взятия материала у детей. Обогащение мокроты. Метод микрокультур. Химиотерапия и специфическая профилактика туберкулеза. Возбудитель лепры. Морфологические и культуральные особенности. Лабораторная диагностика лепры. Лечебные и профилактические препараты при лепре. Специфическая профилактика лепры.

Занятие №25

Тема:Возбудители венерических заболеваний. Спирохеты. Микоплазмы. Хламидии. Принципы лабораторной диагностики. Профилактика и лечение.

Вопросы по теме занятия:

Общая характеристика спирохет. Возбудитель сифилиса. Классификация, морфология, культивирование, резистентность во внешней среде. Пути передачи инфекции. Иммунитет при сифилисе. Профилактика сифилиса. Методы лабораторной диагностики. Материал для исследования. Ингредиенты, постановка и учет реакции Вассермана. Особенности реакции Вассермана. Ингредиенты, постановка и учет осадочных реакций. Особенности этих реакций. Роль в патологии человека. Микоплазмы, особенности строения. Морфология хламидий. Материал для исследования и методы диагностики заболеваний вызванных хламидиями и микоплазмами.

Занятие №26

Тема:Возбудители анаэробных инфекций. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.

Вопросы по теме занятия:

Общая характеристика патогенных клостридий. Возбудители газовой анаэробной инфекции. Условия, необходимые для возникновения газовой гангрены. Дать характеристику экзотоксинов и ферментов патогенности. Назвать отличительные признаки видов. Методы диагностики газовой анаэробной инфекции. Специфическая терапия и профилактика газовой анаэробной инфекции. Биологические свойства возбудителя столбняка. Активная и пассивная профилактика столбняка у детей. Перечислить препараты, вводимые людям при травмах и правила введения гетерогенных сывороток. Получение противостолбнячной сыворотки. Единицы измерения ее активности. Основные признаки возбудителя ботулизма. Свойства ботулинического токсина и лабораторные методы его обнаружения. Серовары возбудителя ботулизма. Препараты, применяемые для лечения и профилактики ботулизма.

Занятие №27

Тема:Риккетсии, боррелии. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика и лечение. Рубежный контроль: коллоквиум.

Вопросы по теме занятия:

Классификация и свойства возбудителей возвратных тифов. Источник и механизм заражения возвратным тифом. Иммунитет. Материал для исследования. Лабораторная диагностика возвратных тифов. Классификация риккетсий и их основные биологические признаки. Метод окраски по Здродовскому. Способы культивирования. Характеристика возбудителя эпидемического сыпного тифа. Экология возбудителя. Механизм заражения. Патогенез и клиника. Материал и методы лабораторной диагностики. Серологический метод как основной метод лабораторной диагностики. Эндемический сыпной тиф. Характеристика возбудителя. Экология, механизмы заражения. Патогенез и клиника. Лабораторная диагностика. Характеристика возбудителя Ку-лихорадки. Экология, пути передачи, патогенез и клиника. Материал и методы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика риккетсиозов.

Вопросы коллоквиума по занятиям №22-27

1. Классификация возбудителя дифтерии. Его свойства. Биовары и серовары дифтерийных коринебактерий. Экология.

2. Отличие дифтерийных коринебактерий от дифтероидов. Дифтерийный экзотоксин. Патогенез дифтерии.

3. Лабораторная диагностика дифтерии. Окраска волютиновых зерен по Нейссеру. Определение токсигенности.

4. Иммунитет. Реакция Шика. Серотерапия при дифтерии.

5. Свойства возбудителя коклюша. Дифференциация бордетелл коклюша, паракоклюша и бронхисептика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика коклюша.

6. Общая характеристика микобактерий. Возбудители микобактериозов. Окраска по Цилю-Нильсену.

7. Характеристика возбудителей туберкулеза. Роль аллергии в инфекционном процессе. Туберкулин. Иммунитет.

8. Лабораторная диагностика туберкулеза. Химиотерапия и специфическая профилактика туберкулеза.

9. Возбудитель лепры. Морфологические и культуральные особенности. Лабораторная диагностика лепры. Лечебные и профилактические препараты при лепре.

10. Какие заболевания относятся к антропозоонозным? Классификация бруцелл, их характеристика. Экология. Патогенез бруцеллеза, особенности иммунитета.

11. Лабораторная диагностика бруцеллеза. Материал для исследования при бруцеллезе. Бакпрепараты для диагностики, лечения и профилактики бруцеллеза.

12. Характеристика возбудителя сибирской язвы. Факторы патогенности. Экология. Патогенез сибирской язвы. Иммунитет.

13. Лабораторная диагностика сибирской язвы. Материал для исследования при сибирской язве. Окраска спор по Ожешко.

14. Реакция Асколи, ее значение и техника постановки. Препараты для диагностики, лечения и профилактики сибирской язвы.

15. Режим лабораторий при исследованиях на ООИ. Бактерии рода иерсинии. Роль в патологии человека.

16. Возбудитель чумы. Классификация. Морфологические, культуральные, биохимические свойства, резистентность возбудителя. Патогенность для животных, экология.

17. Лабораторная диагностика чумы. Методы ускоренной диагностики. Специфическая профилактика чумы.

18. Характеристика возбудителя туляремии. Экология. Патогенез туляремии, иммунитет.

19. Лабораторная диагностика туляремии. Препараты для диагностики, лечения и профилактики.

20. Возбудитель столбняка. Морфологические, культуральные признаки. Токсин и его действие. Экология.

21. Лабораторная диагностика столбняка.

22. Иммунитет при столбняке. Специфическая терапия и профилактика при столбняке.

23. Возбудители газовой анаэробной инфекции. Характеристика. Условия развития газовой анаэробной инфекции.

24. Лабораторная диагностика газовой анаэробной инфекции. Специфическая профилактика и терапия.

25. Возбудитель ботулизма. Характеристика.

26. Лабораторная диагностика ботулизма. Специфическая профилактика и терапия.

27. Общая характеристика спирохет. Возбудитель сифилиса. Классификация, морфология, культивирование, резистентность во внешней среде.

28. Пути передачи инфекции. Иммунитет при сифилисе. Профилактика сифилиса. Методы лабораторной диагностики. Материал для исследования. Ингредиенты, постановка и учет реакции Вассермана. Особенности реакции Вассермана.

29. Возбудители лептоспирозов. Резервуар в природе. Пути заражения лептоспирозами. Материал для исследования. Методы диагностики.

30. Микоплазмы. Характеристика. Лабораторная диагностика.

31. Хламидии. Характеристика. Лабораторная диагностика.

32. Классификация риккетсий и их основные биологические признаки. Метод окраски по Здродовскому. Способы культивирования.

33. Характеристика возбудителя эпидемического сыпного тифа. Механизм заражения. Материал и методы лабораторной диагностики.

34. Эндемический сыпной тиф. Характеристика возбудителя. Экология, механизмы заражения. Патогенез и клиника. Лабораторная диагностика.

35. Характеристика возбудителя Ку-лихорадки. Экология, пути передачи, патогенез и клиника. Материал и методы лабораторной диагностики.

36. Классификация и свойства возбудителей возвратных тифов. Источник и механизм заражения возвратным тифом. Иммунитет.

37. Лабораторная диагностика возвратных тифов. Материал для исследования.

Наши рекомендации