Начальный этап расследования
На этом этапе надлежит тщательно продумать, какие предусмотренные планом расследования вопросы нуждаются в первоочередном выяснении исходя из следственной ситуации.
К числу первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения., осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов, изъятых У водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (потерпевших) для установления состояния алкогольного или наркотического опьянения (на месте происшествия в ка-
честве предварительной пробы используется индикаторная трубка «Контроль трезвости»), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается и проводится судебно-медицинская экспертиза трупа и проводится предъявление для опознания личности погибшего (если не опознан труп). При необходимости в число первоначальных действий могут быть включены и назначение других экспертиз (автотехническая, судебно-химическая и др.), следственный эксперимент, проверка показаний на месте, а также розыск и задержание скрывшегося водителя либо розыск водителя и транспортного средства.
В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным.
Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. Влюбую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще всего случаются на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.
Приступая к осмотру места происшествия, надлежит обеспечить безопасность его проведения (для чего выставляются соответствующие знаки-конусы, ограждения и т.д.). В состав следственно-оперативной группы целесообразно включить помимо следователя сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалиста-криминалиста и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска (если водитель на машине скрылся с места ДТП и не выявлены свидетели), кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами или необходимо изъять следы биологического происхождения). Если к моменту прибытия на место
754 Глава 39. Расслед. преступных нарушений правил дорожного движения
§ 3. Начальный этап расследования 755
происшествия следователь и помогающие ему лица застанут там потерпевших, то им должна быть оказана доврачебная и первая медицинская помощь и обеспечен вызов бригады скорой медицинской помощи.
При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразо-вания, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия и механизме события преступления в целом. Специфичность такого места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на нем и на транспорте требует от следователя знакомства сустройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы, базовые ориентиры.
Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются конкретные дорожные условия. Поэтому следователь должен точно определить качество дорожного покрытия (асфальт, цементобетон и др.) на месте происшествия и его эксплуатационное состояние (сухое, заснеженное и т.д.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров (например, для обнаружения и раздельного изучения следов протектора передних и задних колес автомашины, что, как известно, можно сделать лишь на повороте). На проезжей части могут быть обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины (ручки от дверей, болты и т.п.).
Имея в виду, что определение скорости движения транспорта до начала торможения имеет для расследования ДТП решающее значение, нужно очень серьезно отнестись к установлению кроме длины и других параметров тормозного пути (рельеф дороги, степень износа протектора, состояние тормозов и др.). Для определения скорости применяются специальные таблицы и формулы, применяемые специалистами-автотехниками.
Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали. В целях максимально быстрого и более наглядного запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, целесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации.
Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть обнаружены следы, относящиеся непосредственно к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ). В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких-либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.). Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого-либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, штукатурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут понадобиться для идентификации автомашины, на которой было совершено преступное деяние.
При осмотре места происшествия помимо традиционной передвижной криминалистической лаборатории используется стереофотограмметрическая установка для измерительной съемки ДТП (оператор в автоматическом режиме вычерчивает масштабный план места происшествия за короткий промежуток времени).
Осмотр транспортного средства,участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспорта позволяет установить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверж-
756 Глава 39. Расслед. преступных нарушений правил дорожного движения
§ 3. Начальный этап расследования 757
дает, что не он сидел за рулем). С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки на рычаги, регулирующие скорость движения и торможения. Последующее сравнение обнаруженных на них следов с возможными следами на подошвах обуви, помогут решить указанную задачу.
Обязательной фиксации подлежит положение транспортного средства на месте происшествия по отношению к элементам дороги (тротуару, дорожному знаку, газону), и иным постоянным ориентирам окружающей местности (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. При этом производится фотографирование, вычерчивание плана.
Порядок осмотра транспортного средства определяется следователем с учетом информации об обстоятельствах события, полученной от сотрудников ГИБДД. Начинать осмотр транспортного средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения, следы и вещественные доказательства. Но, как правило, осмотр обычно производят «снизу вверх». Начинать его следует с передней части автомашины. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты бампер, фары, подфарники, лобовое стекло, капот, передние крылья и т.д. При осмотре нижней части автомашины внимание обращается на ходовую часть, выступающие части мостов, рессоры, картер двигателя, ось, где можно обнаружить частицы одежды, волосы, кровь, кусочки мозгового вещества, краску и т.д. Следы рук надо искать в таких местах, где они менее подвержены изменениям — колонка рулевого управления, рукоятка переключения передач, на приборной панели и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствующих предметов, которых касались водитель и пассажиры.
В ходе осмотра автотранспортных средств используют приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицинский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами.
Обнаружение на транспортном средстве следов и повреждений, возникших в процессе ДТП, обычно не составляет большого труда, значительно сложнее правильно описать их характер, форму, локализацию. Указанные трудности могут быть преодолены с помощью специалиста.
Осмотр трупапроизводится на месте происшествия (если позволяет обстановка и труп остался на месте происшествия) или в морге. Он осуществляется по общим правилам. Особое внимание
следует уделить обнаружению следов и повреждений, характерных для автотранспортной травмы. Они могут быть на одежде и теле потерпевшего. Большую информационную нагрузку несут следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочные материалы, отпечатки протектора) и различные части транспортного средства. Должное сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия транспортного средства и тела жертвы, а иногда идентифицировать транспортное средство. Осмотр трупа на месте события позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия. По расположению трупа по отношению к другим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о замаскированном убийстве, инсценированном под ДТП. Как правило, повреждения на теле человека от автомобильной травмы являются компрессионными (сдавливание, уплотнение поврежденных частей тела), обширными по размеру и односторонними по локализации.
Кроме осмотра самого трупа необходимо осмотреть одежду, обувь и другие сопутствующие предметы. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения: следы волочения и т.д. Все необходимые следы на теле и одежде измеряются и фотографируются. Если труп не был опознан, то при его осмотре следует зафиксировать признаки внешности, наличие особых примет, провести опозновательную съемку. Одежда сохраняется в том виде, в каком она была обнаружена. Если позволяет обстановка, труп осматривается на месте происшествия с участием судебного медика.
Сразу же после проведения осмотра места происшествия, если у следователя возникло подозрение относительно физического состояния водителя и потерпевшего, немедленно проводится проверка с помощью алкометра, а затем и их освидетельствование с участием врача для определения состояния опьянения. Если же результаты предварительной проверки и освидетельствования требуют дополнительной специальной проверки, то водитель, а иногда и потерпевший направляются на судебно-медицинскую экспертизу. В лечебном учреждении проводится исследование объектов биологического происхождения (кровь, моча) для установления факта употребления алкоголя или наркотиков, степени опьянения, давности употребления спиртного и др.
758 Глава 39. Рассдед. преступных нарушений правил дорожного движения
При освидетельствовании водителя на его теле и одежде могут быть обнаружены и различного рода следы, могущие помочь разобраться в механизме расследуемого ДТП. Во всех случаях, когда ДТП повлекло человеческие жертвы, назначается судебно-медицинская экспертиза потерпевших. Эта экспертиза помимо традиционных вопросов о степени тяжести телесных повреждений, причинах смерти, характере травмы и т.п. разрешает вопросы, направленные на восстановление механизма образования автотранспортной травмы, в частности, возникло ли повреждение от удара какими-либо частями автомашины, в каком положении в этот момент находился потерпевший по отношению к транспортному средству и т.д. Судебно-медицинская экспертиза может также определить характер и тяжесть повреждений, полученных самим водителем, его физическое состояние. По характеру повреждений, обнаруженных у лиц, сидевших в машине, судебно-медицинская экспертиза может дать информацию для установления того, кто из находившихся в автомашине сидел за ее рулем в момент происшествия.
Допросы потерпевшихцелесообразно проводить в первую очередь, так как именно они нередко могут сообщить о важных обстоятельствах происшествия. Если потерпевшие получили повреждения, не опасные для жизни, они допрашиваются прямо на месте происшествия. При допросе потерпевших выясняется: как происходило ДТП, с целью уяснения последовательности действий потерпевшего и других участников события; каковы причины происшествия (по мнению потерпевшего); не имеют ли потерпевшие каких-либо физических недостатков, мешающих им правильно ориентироваться в окружающей среде или быстро передвигаться (по этому вопросу дополнительно целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом или допросить родственников, знакомых потерпевшего).
При допросе потерпевшего-пассажира следует дополнительно выяснить: как вел себя водитель, не отвлекался ли он от своих обязанностей при движении машины (например, разговаривал по сотовому телефону, жаловался на неисправность автомашины), как действовал после аварии.
Если водитель скрылся с места происшествия на своей машине, то у потерпевшего следует выяснить вид, марку и другие внешние признаки транспортного средства (ТС), признаки внешности скрывшегося водителя (пол, возраст и проч.), направление, в котором он скрылся. Необходимо получить ответы на вопросы: где находился потерпевший в момент развития события, в каком
§ 3. Начальный этап расследования 759
направлении, каком темпе двигался, видел ли он движущийся транспорт, какие меры предпринимал водитель для предотвращения наезда или столкновения, какие сигналы светофора заметил потерпевший в момент происшествия. При оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они могут находиться в состоянии добросовестного заблуждения (травмированная психика вызывает иногда ретроградную амнезию, а затем и реминисценцию). Поэтому полные показания от них в ряде случаев можно получить только после восстановления их памяти.
Допрос свидетелей. Свидетельские показания иногда являются единственным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по этим делам могут быть водители транспортных средств, не участвовавших в ДТП, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д. Из числа свидетелей важно выделить очевидцев, непосредственно воспринимавших динамику и механизм ДТП. Однако при их допросе следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность, кратковременность его восприятия могут привести очевидца к неточной, отрывочной и противоречивой информации об обстоятельствах ДТП. Поэтому важно выявить всех свидетелей, совокупность показаний которых поможет максимально полно воспроизвести обстановку, роли ее участников в ДТП. Следователь в ходе допроса свидетеля-очевидца должен выяснить, где в момент происшествия находился последний, чем он занимался, что конкретно привлекло его внимание, каково было поведение пострадавшего пешехода непосредственно перед ДТП и в момент его, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части улицы произошел наезд, какой частью ТС был нанесен ему удар. Вместе с тем следует выяснить, каковы действия водителя до происшествия, характер движения ТС (с какой примерно скоростью ехала автомашина). При этом нужно выяснить, как свидетели умеют ориентироваться в определении расстояний и скорости движения. Целесообразно с целью более правильного воссоздания происшествия свидетелей-очевидцев допросить непосредственно на месте аварии либо дать возможность самому составить схему места происшествия и обозначить на ней свое местонахождение в момент ДТП и других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на ТС скрылся с места происшествия, следователю предстоит выяснить признаки внешности водителя и приметы ТС, которые удалось запомнить свидетелю. При допросе работников медицинских учреждений необходимо выяснить, не
760 Глава 39. Расслед. преступных нарушений правил дорожного движения
§ 4. Последующий этап расследования 761
сообщил ли пострадавший какой-либо информации, относящейся к делу.
При допросе водителя,совершившего ДТП, следует выяснить, как протекал весь процесс ДТП, какие были его действия и потерпевшего в момент аварии, с какой скоростью двигалось его ТС, какие попытки делались водителем для предотвращения опасных последствий (торможение, маневр или то и другое), оказал ли он помощь потерпевшему, по какой причине скрылся с места ДТП, принимал ли меры к сокрытию материальных следов, кто может подтвердить данные водителем показания и т.д.
Принеобходимости осуществляется розыскскрывшегося водителя и автомашины. Для этого проводится комплекс следственных и оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых используются данные о следах, оставшихся на проезжей части — ширине колеи передних и задних колес, базе, модели шины, атакже сведения об отделившихся от ТС частей и деталей, осыпи перевозимого груза, следах на теле и одежде потерпевшего, на вертикально расположенных предметах окружающей среды. Помощь в поиске могут оказать очевидцы, потерпевшие. Ориентирующие и справочные сведения, полученные в процессе произведенных мероприятий, немедленно сообщаются подразделениям ГИБДД исоседним территориальным органам милиции. При возможности проводится розыск по горячим следам, не дожидаясь окончания осмотра. При этом осматриваются гаражи, автостоянки и другие места с целью обнаружения проверяемой машины. Для розыска используют печать, радио и телевидение.