Гигиена лечебно-профилактических учреждений

Занятие 1

Профилактическая и лечебная медицина. Окружающая среда и здоровье населения. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1. Понятие о профилактической и лечебной медицине.

2. Современная окружающая среда и здоровье населения.

3. Организационная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

5. Структура Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области».

6. Какие задачи решают отделения: гигиены детей и подростков; коммунальной гигиены; гигиены питания; противоэпидемическое

7. Права санитарного врача.

Занятие 2

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.

1. Основные принципы здорового образа жизни (ЗОЖ), мероприятия для сохранения и укрепления здоровья человека.

2. Сущность, физиологические принципы и правила закаливания организма. Закаливание воздухом, водой и солнцем.

3. Физические упражнения

4. Гигиена зубов и полости рта.

5. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Занятие 3

Солнечное излучение и его эколого-гигиеническое значение. Солнечное голодание и его профилактика.

1. Характеристика солнца как источника энергии.

2. Солнечная активность и влияние ее на здоровье человека.

3. Значение видимой части солнечной энергии вжизнедеятельности организма человека.

4. Характеристика ультрафиолетовой радиации и ее гигиеническая оценка.

5. Использование искусственных источников ультрафиолетового излучения. Солнечное голодание и его профилактика.

Инфракрасное излучение и его влияние на организм человека.

Занятие 4

Гигиеническая оценка искусственного и естественного освещения жилых и общественных зданий. Текущий тестовый контроль №1.

1. Естественное освещение. Факторы, определяющие уровень естественного освещения помещений.

2. Нормирование естественной освещенности и методы ее исследования (коэффициент глубины заложения, угол падения, угол отверстия, световой коэффициент, коэффициент естественной освещенности – КЕО).

3. Гигиенические требования, предъявляемые к искусственному освещению.

4. Системы искусственного освещения и их характеристика (лампы, арматуры).

5. Обоснование норм искусственного освещения в жилых и общественных помещениях.

6. Зависимость функции зрения от освещенности (контрастная чувствительность, острота зрения, скорость различения, устойчивость ясного видения, равномерность).

7. Методы исследования искусственного освещения, определение освещенности различными методами. Устройство люксметра и работа с ним.

Занятие 5

Действие пониженного и повышенного атмосферного давления на организм человека. Гигиеническое значение движения воздуха.

1. Действие пониженного барометрического давления. Горная и высотная болезни. Декомпресиионные расстройства.

2. Действие повышенного барометрического давления. Кессонная болезнь.

3. Гигиеническое значение движения воздуха. Влияние движения воздуха на терморегуляцию человека.

4. Гигиеническое значение розы ветров.

5. Естественная вентиляция зданий.

6. Устройство приборов для определения атмосферного давления и скорости движения воздуха.

Занятие 6

Гигиеническое и экологическое значение климата и погоды.

1. Климат и погода, их гигиеническое и экологическое значение.

2. Терморегуляция организма человека и ее гигиеническое значение.

3. Влияние на организме человека температуры (повышенной и пониженной), влажности и скорости движения воздуха.

4. Гигиенические аспекты акклиматизации.

5. Влияние на организм человека различных сочетаний температуры, влажности и скорости движения воздуха.

6. Ионизация атмосферного воздуха.

7. Устройство и принцип работы приборов и методы определения температуры и влажности воздуха.

Занятие 7

Итоговое занятие по модулю №1. Рубежный тестовый контроль №1.

Занятие 8

Эколого-гигиеническая оценка питьевой воды и ее источников. Нормирование качества питьевой воды. Физико-химический анализ воды.

1. Экологическая проблема питьевого водоснабжения и пути ее решения в различных странах. СанПиН 2.1.4.1074-01.

2. Значение воды в жизни человека (физиологическое, санитарно-гигиеническое, промышленное, эпидемиологическое).

3. Органолептические свойства воды (прозрачность, мутность, цветность, запах, вкус, температура). Определение.

4. Химические свойства воды (рН, аммиак, нитриты, нитраты, хлориды, сульфаты, железо, окисляемость, БПК). Методы определения.

5. Бактериологический показатель качества питьевой воды.

6. Санитарно-гигиеническая оценка источников водоснабжения (атмосферные осадки, открытые водоемы, подземные воды).

Занятие 9

Гигиеническая оценка систем водоснабжения населённых мест. Методы улучшения качества питьевой воды. Текущий тестовый контроль №2.

1. Централизованная система водоснабжения населённых мест

2. Гигиеническая оценка местного водоснабжения населённых мест (колодцы).

3. Методы очистки воды: отстаивание, коагуляция, фильтрация.

4. Гигиеническая оценка методов обеззараживания воды:

а) химические методы. б) физические методы.

5. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

Занятие 10

Гигиена лечебно-профилактических учреждений.

1. Гигиеническое значение благоустройства больниц и поликлиник.

2. Больничное строительство.

3. Больничный режим.

4. Гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала.

5. Профилактика внутрибольничных инфекций в стоматологических поликлиниках.

Занятие 11

Итоговое занятие по модулю №2. Рубежный тестовый контроль №2.

Наши рекомендации