Начальный этап расследования

На этом этапе надлежит тщательно продумать, какие предусмот­ренные планом расследования вопросы нуждаются в первооче­редном выяснении исходя из следственной ситуации.

К числу первоначальных следственных действий и опера­тивно-розыскных мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения., осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов, изъятых У водителя, медицинское освидетельствование водителя и потер­певшего (потерпевших) для установления состояния алкогольно­го или наркотического опьянения (на месте происшествия в ка-

честве предварительной пробы используется индикаторная трубка «Контроль трезвости»), изъятие и осмотр одежды потер­певшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. На­значается и проводится судебно-медицинская экспертиза трупа и проводится предъявление для опознания личности погибшего (если не опознан труп). При необходимости в число первоначаль­ных действий могут быть включены и назначение других экс­пертиз (автотехническая, судебно-химическая и др.), следствен­ный эксперимент, проверка показаний на месте, а также розыск и задержание скрывшегося водителя либо розыск водителя и транспортного средства.

В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным.

Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. Влюбую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быст­рее, ибо дорожные происшествия чаще всего случаются на доро­гах с интенсивным движением, нередко сопровождаются небла­гоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая об­становка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил дви­жения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопас­ность движения. От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.

Приступая к осмотру места происшествия, надлежит обеспе­чить безопасность его проведения (для чего выставляются со­ответствующие знаки-конусы, ограждения и т.д.). В состав следственно-оперативной группы целесообразно включить поми­мо следователя сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалиста-криминали­ста и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска (если водитель на машине скрылся с мес­та ДТП и не выявлены свидетели), кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось че­ловеческими жертвами или необходимо изъять следы биологи­ческого происхождения). Если к моменту прибытия на место

754 Глава 39. Расслед. преступных нарушений правил дорожного движения

§ 3. Начальный этап расследования 755



Начальный этап расследования - student2.ru Начальный этап расследования - student2.ru Начальный этап расследования - student2.ru происшествия следователь и помогающие ему лица застанут там потерпевших, то им должна быть оказана доврачебная и первая медицинская помощь и обеспечен вызов бригады скорой меди­цинской помощи.

При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точ­ного определения места и границ события, времени следообразо-вания, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия и механизме события преступления в целом. Специфичность тако­го места происшествия, характер объектов и следов, обнаружен­ных на нем и на транспорте требует от следователя знакомства сустройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты собы­тия, определить его границы, базовые ориентиры.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, яв­ляются конкретные дорожные условия. Поэтому следователь должен точно определить качество дорожного покрытия (ас­фальт, цементобетон и др.) на месте происшествия и его экс­плуатационное состояние (сухое, заснеженное и т.д.), особенно­сти (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров (напри­мер, для обнаружения и раздельного изучения следов протекто­ра передних и задних колес автомашины, что, как известно, можно сделать лишь на повороте). На проезжей части могут быть обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, мозгового вещества, оскол­ки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины (ручки от дверей, болты и т.п.).

Имея в виду, что определение скорости движения транспорта до начала торможения имеет для расследования ДТП решающее значение, нужно очень серьезно отнестись к установлению кро­ме длины и других параметров тормозного пути (рельеф дороги, степень износа протектора, состояние тормозов и др.). Для опре­деления скорости применяются специальные таблицы и форму­лы, применяемые специалистами-автотехниками.

Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали. В целях максимально быстрого и более на­глядного запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, це­лесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации.

Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть обнаружены следы, относящиеся непосредствен­но к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ). В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких-либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.). Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого-либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, шту­катурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут пона­добиться для идентификации автомашины, на которой было со­вершено преступное деяние.

При осмотре места происшествия помимо традиционной пе­редвижной криминалистической лаборатории используется стереофотограмметрическая установка для измерительной съемки ДТП (оператор в автоматическом режиме вычерчивает масштабный план места происшествия за короткий промежу­ток времени).

Осмотр транспортного средства,участвующего в происшест­вии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшест­вия, особенно для выяснения механизма преступления и уста­новления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспорта позволяет устано­вить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состоя­ние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортно­го средства в ДТП (механические повреждения, следы наложе­ния и отслоения); техническое состояние транспорта и его основ­ных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверж-

756 Глава 39. Расслед. преступных нарушений правил дорожного движения

§ 3. Начальный этап расследования 757



Начальный этап расследования - student2.ru дает, что не он сидел за рулем). С этой целью изымают также ре­зиновые коврики и резиновые накладки на рычаги, регулирую­щие скорость движения и торможения. Последующее сравнение обнаруженных на них следов с возможными следами на подош­вах обуви, помогут решить указанную задачу.

Обязательной фиксации подлежит положение транспортного средства на месте происшествия по отношению к элементам до­роги (тротуару, дорожному знаку, газону), и иным постоянным ориентирам окружающей местности (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. При этом производится фотографиро­вание, вычерчивание плана.

Порядок осмотра транспортного средства определяется сле­дователем с учетом информации об обстоятельствах события, по­лученной от сотрудников ГИБДД. Начинать осмотр транспорт­ного средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения, следы и вещественные доказательства. Но, как правило, осмотр обычно производят «снизу вверх». Начи­нать его следует с передней части автомашины. Тщательному ос­мотру должны быть подвергнуты бампер, фары, подфарники, лобовое стекло, капот, передние крылья и т.д. При осмотре ниж­ней части автомашины внимание обращается на ходовую часть, выступающие части мостов, рессоры, картер двигателя, ось, где можно обнаружить частицы одежды, волосы, кровь, кусочки мозгового вещества, краску и т.д. Следы рук надо искать в та­ких местах, где они менее подвержены изменениям — колонка рулевого управления, рукоятка переключения передач, на при­борной панели и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствую­щих предметов, которых касались водитель и пассажиры.

В ходе осмотра автотранспортных средств используют прибо­ры для технического контроля автомобиля, обнаружения, фик­сации и изъятия вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицин­ский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами.

Обнаружение на транспортном средстве следов и поврежде­ний, возникших в процессе ДТП, обычно не составляет большого труда, значительно сложнее правильно описать их характер, форму, локализацию. Указанные трудности могут быть преодо­лены с помощью специалиста.

Осмотр трупапроизводится на месте происшествия (если по­зволяет обстановка и труп остался на месте происшествия) или в морге. Он осуществляется по общим правилам. Особое внимание

следует уделить обнаружению следов и повреждений, характер­ных для автотранспортной травмы. Они могут быть на одежде и теле потерпевшего. Большую информационную нагрузку несут следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазоч­ные материалы, отпечатки протектора) и различные части транспортного средства. Должное сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет в большин­стве случаев достоверно решить задачу возможности или исклю­чения контактного взаимодействия транспортного средства и тела жертвы, а иногда идентифицировать транспортное средст­во. Осмотр трупа на месте события позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия. По расположению трупа по отношению к дру­гим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о за­маскированном убийстве, инсценированном под ДТП. Как пра­вило, повреждения на теле человека от автомобильной травмы являются компрессионными (сдавливание, уплотнение повреж­денных частей тела), обширными по размеру и односторонними по локализации.

Кроме осмотра самого трупа необходимо осмотреть одежду, обувь и другие сопутствующие предметы. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения: следы волочения и т.д. Все необходимые следы на теле и одежде измеряются и фотографируются. Если труп не был опознан, то при его осмотре следует зафиксировать признаки внешности, на­личие особых примет, провести опозновательную съемку. Одеж­да сохраняется в том виде, в каком она была обнаружена. Если позволяет обстановка, труп осматривается на месте происшест­вия с участием судебного медика.

Сразу же после проведения осмотра места происшествия, если у следователя возникло подозрение относительно физиче­ского состояния водителя и потерпевшего, немедленно прово­дится проверка с помощью алкометра, а затем и их освидетель­ствование с участием врача для определения состояния опьянения. Если же результаты предварительной проверки и ос­видетельствования требуют дополнительной специальной про­верки, то водитель, а иногда и потерпевший направляются на судебно-медицинскую экспертизу. В лечебном учреждении про­водится исследование объектов биологического происхождения (кровь, моча) для установления факта употребления алкоголя или наркотиков, степени опьянения, давности употребления спиртного и др.

Начальный этап расследования - student2.ru 758 Глава 39. Рассдед. преступных нарушений правил дорожного движения

При освидетельствовании водителя на его теле и одежде мо­гут быть обнаружены и различного рода следы, могущие помочь разобраться в механизме расследуемого ДТП. Во всех случаях, когда ДТП повлекло человеческие жертвы, назначается судебно-медицинская экспертиза потерпевших. Эта экспертиза помимо традиционных вопросов о степени тяжести телесных поврежде­ний, причинах смерти, характере травмы и т.п. разрешает во­просы, направленные на восстановление механизма образования автотранспортной травмы, в частности, возникло ли поврежде­ние от удара какими-либо частями автомашины, в каком поло­жении в этот момент находился потерпевший по отношению к транспортному средству и т.д. Судебно-медицинская экспертиза может также определить характер и тяжесть повреждений, по­лученных самим водителем, его физическое состояние. По ха­рактеру повреждений, обнаруженных у лиц, сидевших в маши­не, судебно-медицинская экспертиза может дать информацию для установления того, кто из находившихся в автомашине си­дел за ее рулем в момент происшествия.

Допросы потерпевшихцелесообразно проводить в первую очередь, так как именно они нередко могут сообщить о важных обстоятельствах происшествия. Если потерпевшие получили по­вреждения, не опасные для жизни, они допрашиваются прямо на месте происшествия. При допросе потерпевших выясняется: как происходило ДТП, с целью уяснения последовательности действий потерпевшего и других участников события; каковы причины происшествия (по мнению потерпевшего); не имеют ли потерпевшие каких-либо физических недостатков, мешающих им правильно ориентироваться в окружающей среде или быстро передвигаться (по этому вопросу дополнительно целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом или допросить родст­венников, знакомых потерпевшего).

При допросе потерпевшего-пассажира следует дополнитель­но выяснить: как вел себя водитель, не отвлекался ли он от сво­их обязанностей при движении машины (например, разговари­вал по сотовому телефону, жаловался на неисправность автомашины), как действовал после аварии.

Если водитель скрылся с места происшествия на своей маши­не, то у потерпевшего следует выяснить вид, марку и другие внешние признаки транспортного средства (ТС), признаки внеш­ности скрывшегося водителя (пол, возраст и проч.), направление, в котором он скрылся. Необходимо получить ответы на вопросы: где находился потерпевший в момент развития события, в каком

§ 3. Начальный этап расследования 759

направлении, каком темпе двигался, видел ли он движущийся транспорт, какие меры предпринимал водитель для предотвраще­ния наезда или столкновения, какие сигналы светофора заметил потерпевший в момент происшествия. При оценке показаний по­терпевших следует иметь в виду, что они могут находиться в со­стоянии добросовестного заблуждения (травмированная психика вызывает иногда ретроградную амнезию, а затем и реминисцен­цию). Поэтому полные показания от них в ряде случаев можно по­лучить только после восстановления их памяти.

Допрос свидетелей. Свидетельские показания иногда явля­ются единственным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по этим делам могут быть водители транс­портных средств, не участвовавших в ДТП, пассажиры город­ского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д. Из числа свидетелей важно выделить очевидцев, непосредственно воспри­нимавших динамику и механизм ДТП. Однако при их допросе следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность, кратковременность его восприятия могут привести очевидца к неточной, отрывочной и противоречивой информации об обстоятельствах ДТП. Поэтому важно выявить всех свидетелей, совокупность показаний которых поможет мак­симально полно воспроизвести обстановку, роли ее участников в ДТП. Следователь в ходе допроса свидетеля-очевидца должен выяснить, где в момент происшествия находился последний, чем он занимался, что конкретно привлекло его внимание, како­во было поведение пострадавшего пешехода непосредственно пе­ред ДТП и в момент его, откуда и куда он начал пересекать ули­цу, на каком участке проезжей части улицы произошел наезд, какой частью ТС был нанесен ему удар. Вместе с тем следует вы­яснить, каковы действия водителя до происшествия, характер движения ТС (с какой примерно скоростью ехала автомашина). При этом нужно выяснить, как свидетели умеют ориентировать­ся в определении расстояний и скорости движения. Целесооб­разно с целью более правильного воссоздания происшествия свидетелей-очевидцев допросить непосредственно на месте ава­рии либо дать возможность самому составить схему места проис­шествия и обозначить на ней свое местонахождение в момент ДТП и других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на ТС скрылся с места происшествия, следова­телю предстоит выяснить признаки внешности водителя и при­меты ТС, которые удалось запомнить свидетелю. При допросе работников медицинских учреждений необходимо выяснить, не

760 Глава 39. Расслед. преступных нарушений правил дорожного движения

§ 4. Последующий этап расследования 761



Начальный этап расследования - student2.ru сообщил ли пострадавший какой-либо информации, относящей­ся к делу.

При допросе водителя,совершившего ДТП, следует выяс­нить, как протекал весь процесс ДТП, какие были его действия и потерпевшего в момент аварии, с какой скоростью двигалось его ТС, какие попытки делались водителем для предотвращения опасных последствий (торможение, маневр или то и другое), оказал ли он помощь потерпевшему, по какой причине скрылся с места ДТП, принимал ли меры к сокрытию материальных сле­дов, кто может подтвердить данные водителем показания и т.д.

Принеобходимости осуществляется розыскскрывшегося во­дителя и автомашины. Для этого проводится комплекс следствен­ных и оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых ис­пользуются данные о следах, оставшихся на проезжей части — ширине колеи передних и задних колес, базе, модели шины, атакже сведения об отделившихся от ТС частей и деталей, осыпи перевозимого груза, следах на теле и одежде потерпевшего, на вертикально расположенных предметах окружающей среды. По­мощь в поиске могут оказать очевидцы, потерпевшие. Ориенти­рующие и справочные сведения, полученные в процессе произве­денных мероприятий, немедленно сообщаются подразделениям ГИБДД исоседним территориальным органам милиции. При воз­можности проводится розыск по горячим следам, не дожидаясь окончания осмотра. При этом осматриваются гаражи, автостоян­ки и другие места с целью обнаружения проверяемой машины. Для розыска используют печать, радио и телевидение.

Наши рекомендации