Ii. методические указания
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по учебной дисциплине
ЕН. 03
«Экологические основы природопользования»
для студентов заочной формы обучения
специальности 23.02.03 Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта
Составитель: Т.А. Богданова,
преподаватель Колледжа ПсковГУ
Псков
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин
протокол №________ от ___________________________20 г.
Председатель цикловой комиссии _____________________ (Е.Ю. Бойкова)
подпись
«________»____________________20 г.
CОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы | ||
Варианты заданий для контрольной работы | ||
Список вопросов к зачету | ||
Список рекомендуемой литературы | ||
Образец титульного листа для контрольной работы |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к естественно – научному циклу. Для обучения дисциплине студент должен обладать знаниями, умениями и навыками в объёме средней школы.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Уметь:
ü анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
ü оценивать эффективность природоохранных мероприятий;
ü определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды;
ü соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.
Знать:
ü принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;
ü особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
ü способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами;
ü охраняемые природные территории;
ü основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
ü принципы рационального природопользования;
ü понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
ü правовые основы экологического законодательства;
ü основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды;
ü современное состояние окружающей природной среды России и Псковской области.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Максимальная нагрузка – 67 часа, из них аудиторная нагрузка – 8 часов, в том числе дифференцированный зачет, самостоятельная работа – 59 часов.
В процессе изучения дисциплины студент должен выполнить следующие работы:
1. Домашняя контрольная работа, которую необходимо выполнить и сдать до начала летней сессии.
2. Самостоятельно изучить темы 2, 3, 5, 8, 11, 12, 13, 14.
3. Выполнить зачетную работу на последнем занятии.
Содержание учебной дисциплины
ТЕМА | ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ |
Тема 1. Наука экология, ее содержание, задачи и законы. | Понятие экологии, ее цель, задачи и структура. Законы экологии Б. Коммонера. Учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского. Классификация природных ресурсов. Почему необходимы экологическое образование и культура. |
Тема 2. Взаимодействие живых организмов и среды их обитания. | Самостоятельное изучение темы. Среда обитания и ее виды. Уровни организации жизни. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные). Принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания. |
Тема 3. Загрязнение: понятие и типы. | Самостоятельное изучение темы. Общая характеристика загрязнений антропогенного и естественного происхождения. Физическое загрязнение. Химическое загрязнение. Биологическое загрязнение. |
Тема 4. Компоненты неживой природы: источники загрязнения, последствия и охрана. | 1. Атмосферный воздух: значение, источники загрязнения и загрязняющие вещества, последствия и охрана. 2. Пресные воды: значение, виды антропогенного загрязнения, последствия и охрана. 3. Минеральные ресурсы (недра): значение (недр), причины истощения полезных ископаемых, последствия добычи полезных ископаемых, охрана. 4. Почвы: значение, причины истощения и загрязняющие вещества, последствия и охрана. |
Тема 5. Химизация сельского хозяйства. | Самостоятельное изучение темы. Понятие и виды пестицидов. Проблемы, связанные с применением пестицидов. Биологические методы защиты растений. |
Тема 6. Биологические ресурсы. | Значение растительного и животного мира в природе и жизни человека. Группы лесов. Факторы антропогенного воздействия на растительные ресурсы и ресурсы животного мира. Причины и последствия обезлесения. Мероприятия по охране лесных ресурсов. Правовая и общественная охрана ресурсов животного мира. |
Тема 7. Особо охраняемые природные территории. | Предпосылки и принципы охраны природы. Понятие ООПТ. Характеристика основных видов ООПТ. ООПТ Псковской области. |
Тема 8. Антропогенные отходы. | Самостоятельное изучение темы. Понятие и виды антропогенных отходов. Методы переработки различных видов отходов. Экологические и экономические эффекты использования отходов. Примеры использования некоторых видов антропогенных отходов. Антропогенные отходы Псковской области. |
Тема 9. Основы мониторинга и рационального природопользования. | Природопользование: понятие, виды. Принципы размещения производств различного типа. Принципы рационального природопользования. Экологизация: понятие и направления. Мониторинг: понятие, задачи, виды. Мониторинг окружающей среды России. |
Тема 10. Основы экологического права. | Этапы формирования экологического законодательства в России. Понятие «экологическое право» и его источники. Закон РФ «Об охране окружающей среды». Государственные органы охраны окружающей природной среды в России. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. |
Тема 11. Экономический механизм охраны окружающей природной среды. | Самостоятельное изучение темы. Государственный учет ресурсов. Административные методы управления природоохранной деятельностью. Экономические инструменты природоохранной политики. Эколого-экономический ущерб от загрязнения различных компонентов природы. |
Тема 12. Международное сотрудничество. | Самостоятельное изучение темы. История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы. |
Тема 13. Современное состояние окружающей природной среды России и Псковской области | Самостоятельное изучение темы. Состояние атмосферного воздуха России и Псковской области. Состояние пресных вод России и Псковской области. Состояние лесных ресурсов России и Псковской области. Состояние почвенных ресурсов России и Псковской области. Полезные ископаемые России и Псковской области. Радиационная обстановка в России. |
Тема 14. Социальная экология. | Самостоятельное изучение темы. Наука «демография». Экологические факторы, ограничивающие бесконечный рост популяций человека. Демографическая ситуация. Причины различий между уровнем рождаемости развитых и развивающихся стран, причинами смертности. Здоровье и его измерение. Социально-экологические факторы здоровья человека. Гигиена. |
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ