Статья 83. Решение о проведении обязательного экологического аудита

1. Решение о проведении обязательного экологического аудита принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в месячный срок с момента установления обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 81 настоящего Кодекса.

2. Решение о проведении обязательного аудита оформляется в виде заключения об обязательном экологическом аудите.

3. Форма заключения об обязательном экологическом аудите утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

4. В заключении должны быть указаны:

1) фамилия, имя, отчество или полное наименование аудируемого субъекта;

2) местонахождение аудируемого субъекта;

3) характер возможных рисков для окружающей среды, связанных с хозяйственной и иной деятельностью аудируемого субъекта;

4) основание для проведения обязательного экологического аудита;

5) срок представления заключения обязательного экологического аудита в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

5. Заключение об обязательном экологическом аудите направляется руководителю аудируемого субъекта.

Порядок осуществления экологического контроля.

Проведение производственного экологического контроля и производственного монито­ринга в его составе является обязательным условием природопользования в Республике Казахстан. Поэтому в статье главное внимание уделяется рассмотрению законодательных и нормативных требо­ваний к проведению экологического мониторинга природопользователями в РК. В статье 137 Экологического Кодекса РК [1] приводится понятие экологического мониторин­га: «Государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды и природных ресурсов) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природных ре­сурсов в целях оценки, прогноза и контроля изме­нений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов». Таким образом, Эко­логический Кодекс отожествляет термины «эко­логический мониторинг» и «мониторинг окружа­ющей среды и природных ресурсов».

Содержание Единой государственной систе­мы мониторинга окружающей среды и природ­ных ресурсов составляют следующие подсисте­мы мониторинга:

1) мониторинг состояния окружающей среды;

2) мониторинг природных ресурсов;

3) специальные виды мониторинга.

Ведение Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов осуществляется на трех уровнях (ста­тья 144 Экологического Кодекса):

1) локальном (производственный мониторинг и мониторинг на конкретных участках населенных пунктов, водоемах и реках, особо охраняемых природных территориях);

2) региональном;

3) республиканском.

Производственный мониторинг

Проведение производственного экологиче­ского контроля и производственного мониторин­га в его составе является обязательным условием природопользования в РК.

Единая государственная система мониторин­га окружающей среды и природных ресурсов (ЕГСМ ПР) использует данные существующих государственных и иных систем мониторинга (т.е. может использовать данные производствен­ного мониторинга). Поэтому результаты произ­водственного мониторинга должны быть репре­зентативными.

Согласно Экологическому кодексу РК, про­изводственный мониторинг (ПМ) окружающей среды (мониторинг, который осуществляет природопользователь) является элементом произ­водственного экологического контроля.

Экологический Кодекс РК, подразделяет про­изводственный мониторинг окружающей среды на следующие виды:

Операционный мониторинг включает в себя наблюдение за параметрами производствен­ного процесса с целью надлежащей проектной эксплуатации и соблюдения условий технологи­ческого регламента производства;

· - Мониторинг эмиссий в окружающую среду предусматривает наблюдения за эмиссиями на источниках выбросов и сбросов с целью соблюдения нормативов предельно допустимы­ми выбросами (ПДВ) и предельно допустимы­ми сбросами (ПДС). Выбор точек измерений обуславливается расположением конкретных источников загрязнения ОС;

· - Мониторинг воздействия. Проведение мо­ниторинга воздействия осуществляется, когда это необходимо для отслеживания соблюдения экологического законодательства РК и норма­тивов качества окружающей среды.

Как видно из выше приведенных терминов, Экологический Кодекс РК опускает понятие « экологического производственного мониторин­га», а использует термин «производственный мониторинг». От этого теряется экологическая направленность данного производственного мо­ниторинга, что часто приводит к неправильному толкованию содержания «производственного мониторинга». Так, в «производственный мони­торинг» могут включаться элементы санитарно-гигиенического контроля, такие, как: контроль качества питьевых вод, контроль состояния ат­мосферного воздуха на рабочих местах, замеры шума, вибрации на рабочих местах и др.

Наши рекомендации