Статья 83. Решение о проведении обязательного экологического аудита
1. Решение о проведении обязательного экологического аудита принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в месячный срок с момента установления обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 81 настоящего Кодекса.
2. Решение о проведении обязательного аудита оформляется в виде заключения об обязательном экологическом аудите.
3. Форма заключения об обязательном экологическом аудите утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
4. В заключении должны быть указаны:
1) фамилия, имя, отчество или полное наименование аудируемого субъекта;
2) местонахождение аудируемого субъекта;
3) характер возможных рисков для окружающей среды, связанных с хозяйственной и иной деятельностью аудируемого субъекта;
4) основание для проведения обязательного экологического аудита;
5) срок представления заключения обязательного экологического аудита в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
5. Заключение об обязательном экологическом аудите направляется руководителю аудируемого субъекта.
Порядок осуществления экологического контроля.
Проведение производственного экологического контроля и производственного мониторинга в его составе является обязательным условием природопользования в Республике Казахстан. Поэтому в статье главное внимание уделяется рассмотрению законодательных и нормативных требований к проведению экологического мониторинга природопользователями в РК. В статье 137 Экологического Кодекса РК [1] приводится понятие экологического мониторинга: «Государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды и природных ресурсов) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природных ресурсов в целях оценки, прогноза и контроля изменений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов». Таким образом, Экологический Кодекс отожествляет термины «экологический мониторинг» и «мониторинг окружающей среды и природных ресурсов».
Содержание Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов составляют следующие подсистемы мониторинга:
1) мониторинг состояния окружающей среды;
2) мониторинг природных ресурсов;
3) специальные виды мониторинга.
Ведение Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов осуществляется на трех уровнях (статья 144 Экологического Кодекса):
1) локальном (производственный мониторинг и мониторинг на конкретных участках населенных пунктов, водоемах и реках, особо охраняемых природных территориях);
2) региональном;
3) республиканском.
Производственный мониторинг
Проведение производственного экологического контроля и производственного мониторинга в его составе является обязательным условием природопользования в РК.
Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (ЕГСМ ПР) использует данные существующих государственных и иных систем мониторинга (т.е. может использовать данные производственного мониторинга). Поэтому результаты производственного мониторинга должны быть репрезентативными.
Согласно Экологическому кодексу РК, производственный мониторинг (ПМ) окружающей среды (мониторинг, который осуществляет природопользователь) является элементом производственного экологического контроля.
Экологический Кодекс РК, подразделяет производственный мониторинг окружающей среды на следующие виды:
Операционный мониторинг включает в себя наблюдение за параметрами производственного процесса с целью надлежащей проектной эксплуатации и соблюдения условий технологического регламента производства;
· - Мониторинг эмиссий в окружающую среду предусматривает наблюдения за эмиссиями на источниках выбросов и сбросов с целью соблюдения нормативов предельно допустимыми выбросами (ПДВ) и предельно допустимыми сбросами (ПДС). Выбор точек измерений обуславливается расположением конкретных источников загрязнения ОС;
· - Мониторинг воздействия. Проведение мониторинга воздействия осуществляется, когда это необходимо для отслеживания соблюдения экологического законодательства РК и нормативов качества окружающей среды.
Как видно из выше приведенных терминов, Экологический Кодекс РК опускает понятие « экологического производственного мониторинга», а использует термин «производственный мониторинг». От этого теряется экологическая направленность данного производственного мониторинга, что часто приводит к неправильному толкованию содержания «производственного мониторинга». Так, в «производственный мониторинг» могут включаться элементы санитарно-гигиенического контроля, такие, как: контроль качества питьевых вод, контроль состояния атмосферного воздуха на рабочих местах, замеры шума, вибрации на рабочих местах и др.