III. Изучение нового материала. €

1. Б е с е д а.

– Отгадайте з а г а д к у:

Не кормит, не поит,

А здоровье дарит. (Спорт.)

– Что помогает человеку тренировать мышечную систему?

Чтобы мы никогда и ничем не болели,

Чтобы щеки здоровым румянцем горели,

Чтобы мы на пятерки уроки учили,

Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,

Чтобы было здоровье в отличном порядке,

Всем нужно с утра заниматься зарядкой.

– Приносит ли закаливание пользу укреплению и развитию человеческого организма? Докажите.

– Расскажите, как вы закаливаете и тренируете свой организм.

– Какие ошибки могут совершать ребята, если решают самостоятельно заниматься закаливанием?

– Прочитайте текст «Закаляй свой организм» на с. 151.

– Однако не всегда удается защититься от болезней.

– Существуют болезни, которые передаются от человека к человеку. Какие инфекционные болезни вы знаете? (Грипп, корь, краснуха, ветряная оспа, ангина.)

– Как уберечь себя от инфекционных болезней?

Ч т е н и е с т а т ь и «Инфекционные болезни и аллергия» (с. 152).

2. С а м о с т о я т е л ь н а я работа. Задания 1–2 (с. 65–66) в рабочей тетради.

3. Ч т е н и е р а с с к а з а.

Учитель читает рассказ.

СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ

Часто меня спрашивают: вот вы прожили долгую жизнь и ни разу серьезно не болели. В чем заключается ваш секрет? И я отвечаю на это: есть у меня «тайное оружие», и оружие это – физическое воспитание. Спорт вошел в мою жизнь достаточно рано. Мне нравилось кататься на коньках. Лишнего времени не имел, так что иной раз выходил на лед ночью и катался в одиночестве. А лыжи! Вообще я считаю их идеальным видом спорта. Лыжня, вьющаяся между елеями, – это дорога здоровья. Я занимался фактически всеми видами спорта. Например, ездой на велосипеде… Сегодня мне 95 лет, и у меня достаточно сил, чтобы работать без оглядки на себя, с полной отдачей. Кто-нибудь, видимо, скажет: «Это исключительная работоспособность». Нет, не исключительная. Каждый человек обязан бороться за долголетие, обязан думать о том, чтобы в преклонном возрасте сохранить бодрость, хорошее настроение, спортивную форму. Если кто-то из вас еще не дружит со спортом, измените скорее свою позицию: начинайте заниматься спортом уже сегодня, не откладывайте даже на понедельник! Помните только об одном: любая система тренировок заключается в постепенном увеличении нагрузок, поэтому осторожно повышайте нагрузки и не спешите переходить к более сложным физическим упражнениям.

(Из беседы с известным ученым-медиком академиком Г. Н. Сперанским.)

– О каком секрете сохранения работоспособности рассказывает академик Сперанский?

– Какими правилами тренировки пользовался ученый?

IV. Итог урока.

– Как человек может защитить свой организм от различных болезней?

Домашнее задание:прочитать текст «Здоровый образ жизни» (с. 154–157; ответить на вопросы (с. 157).

У р о к 40
проверочная работа по разделу
«мы и наше здоровье»

Цель: проверить и обобщить знания учащихся.

Ход урока

Т е с т «Мы и наше здоровье».

1. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б) чтобы человек мог мыслить и трудиться;

в) чтобы умело использовать свои возможности.

2. В какой строчке указаны только органы человека?

а) глаза, легкие, желудок, кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

в) печень, селезенка, уши, желчь.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, холод, тепло, прикосновения?

а) вкусом;

б) осязанием;

в) обонянием.

4. Какова роль скелета человека?

а) скелет защищает внутренние органы от повреждения;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

в) скелет является опорной тела.

5. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц;

б) от связок и сухожилий;

в) от хрящей и костей.

6. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает питательные вещества;

б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

в) с пищей человек получает воду и витамины.

7. Благодаря чему питательные вещества разносятся по организму?

а) благодаря мышцам;

б) благодаря крови;

в) благодаря нервным волокнам.

8. Какой газ необходим органам для работы?

а) углекислый газ;

б) азот;

в) кислород.

9. Через какие органы происходит удаление из организма вредных веществ?

а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;

б) через кожу, почки, легкие;

в) через сердце, желудок, желчный пузырь.

10. Кто «всему голова» у человека?

а) мозг;

б) сердце;

в) желудок.

У р о к 41
огонь, вода и газ

Цель: закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации.

Ход урока

I. Групповая работа.

Перед началом урока учитель предлагает учащимся образовать три группы. Столы расставляются таким образом, чтобы учащиеся могли свободно общаться в группе.

Н а д о с к е записана тема урока: «Огонь, вода и газ».

– Подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

– Вы уже знаете некоторые правила поведения в опасной ситуации. Сегодня на уроке вам предстоит пополнить свои знания некоторыми новыми понятиями.

– Каждая группа выберет карточку с заданием, затем распределит работу по заданию между членами группы и предоставит отчет о работе.

К а р т о ч к а 1. Если возник пожар (с. 4–5).

К а р т о ч к а 2. Вода в доме (с. 5).

К а р т о ч к а 3. Если чувствуешь запах газа (с. 6).

З а д а н и я:

1) прочитайте текст в учебнике на указанных страницах;

2) найдите в тексте правила поведения в предлагаемой ситуации;

3) распределите между членами группы данные правила, чтобы каждый мог рассказать их своим одноклассникам;

4) если считаете нужным, сделайте схематические рисунки к своим правилам.

На подготовку отводится 15–20 минут. Затем каждая группа представляет свою тему и свод правил, которые могут быть проиллюстрированы рисунками и схемами.

II. Итог урока.

– Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

– Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

– Как действовать при аварии водопровода?

– Что делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Ч т е н и е в ы в о д а (с. 7).

 Домашнее задание:прочитать текст (с. 4–7); выполнить задания 1–4 (с. 7).

У р о к 42
чтобы путь был счастливым

Цели:закрепить знания правил дорожного движения; учить работать в группе с книгой.

Ход урока

Наши рекомендации