III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а.
– Отгадайте з а г а д к у:
Не кормит, не поит,
А здоровье дарит. (Спорт.)
– Что помогает человеку тренировать мышечную систему?
Чтобы мы никогда и ничем не болели,
Чтобы щеки здоровым румянцем горели,
Чтобы мы на пятерки уроки учили,
Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься зарядкой.
– Приносит ли закаливание пользу укреплению и развитию человеческого организма? Докажите.
– Расскажите, как вы закаливаете и тренируете свой организм.
– Какие ошибки могут совершать ребята, если решают самостоятельно заниматься закаливанием?
– Прочитайте текст «Закаляй свой организм» на с. 151.
– Однако не всегда удается защититься от болезней.
– Существуют болезни, которые передаются от человека к человеку. Какие инфекционные болезни вы знаете? (Грипп, корь, краснуха, ветряная оспа, ангина.)
– Как уберечь себя от инфекционных болезней?
Ч т е н и е с т а т ь и «Инфекционные болезни и аллергия» (с. 152).
2. С а м о с т о я т е л ь н а я работа. Задания 1–2 (с. 65–66) в рабочей тетради.
3. Ч т е н и е р а с с к а з а.
Учитель читает рассказ.
СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ
Часто меня спрашивают: вот вы прожили долгую жизнь и ни разу серьезно не болели. В чем заключается ваш секрет? И я отвечаю на это: есть у меня «тайное оружие», и оружие это – физическое воспитание. Спорт вошел в мою жизнь достаточно рано. Мне нравилось кататься на коньках. Лишнего времени не имел, так что иной раз выходил на лед ночью и катался в одиночестве. А лыжи! Вообще я считаю их идеальным видом спорта. Лыжня, вьющаяся между елеями, – это дорога здоровья. Я занимался фактически всеми видами спорта. Например, ездой на велосипеде… Сегодня мне 95 лет, и у меня достаточно сил, чтобы работать без оглядки на себя, с полной отдачей. Кто-нибудь, видимо, скажет: «Это исключительная работоспособность». Нет, не исключительная. Каждый человек обязан бороться за долголетие, обязан думать о том, чтобы в преклонном возрасте сохранить бодрость, хорошее настроение, спортивную форму. Если кто-то из вас еще не дружит со спортом, измените скорее свою позицию: начинайте заниматься спортом уже сегодня, не откладывайте даже на понедельник! Помните только об одном: любая система тренировок заключается в постепенном увеличении нагрузок, поэтому осторожно повышайте нагрузки и не спешите переходить к более сложным физическим упражнениям.
(Из беседы с известным ученым-медиком академиком Г. Н. Сперанским.)
– О каком секрете сохранения работоспособности рассказывает академик Сперанский?
– Какими правилами тренировки пользовался ученый?
IV. Итог урока.
– Как человек может защитить свой организм от различных болезней?
Домашнее задание:прочитать текст «Здоровый образ жизни» (с. 154–157; ответить на вопросы (с. 157).
У р о к 40
проверочная работа по разделу
«мы и наше здоровье»
Цель: проверить и обобщить знания учащихся.
Ход урока
Т е с т «Мы и наше здоровье».
1. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;
б) чтобы человек мог мыслить и трудиться;
в) чтобы умело использовать свои возможности.
2. В какой строчке указаны только органы человека?
а) глаза, легкие, желудок, кожа;
б) сердце, головной мозг, почки, кровь;
в) печень, селезенка, уши, желчь.
3. Как называется способность человека чувствовать боль, холод, тепло, прикосновения?
а) вкусом;
б) осязанием;
в) обонянием.
4. Какова роль скелета человека?
а) скелет защищает внутренние органы от повреждения;
б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;
в) скелет является опорной тела.
5. От чего зависит осанка человека?
а) от скелета и мышц;
б) от связок и сухожилий;
в) от хрящей и костей.
6. Для чего человеку нужна пища?
а) с пищей человек получает питательные вещества;
б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
в) с пищей человек получает воду и витамины.
7. Благодаря чему питательные вещества разносятся по организму?
а) благодаря мышцам;
б) благодаря крови;
в) благодаря нервным волокнам.
8. Какой газ необходим органам для работы?
а) углекислый газ;
б) азот;
в) кислород.
9. Через какие органы происходит удаление из организма вредных веществ?
а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;
б) через кожу, почки, легкие;
в) через сердце, желудок, желчный пузырь.
10. Кто «всему голова» у человека?
а) мозг;
б) сердце;
в) желудок.
У р о к 41
огонь, вода и газ
Цель: закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации.
Ход урока
I. Групповая работа.
Перед началом урока учитель предлагает учащимся образовать три группы. Столы расставляются таким образом, чтобы учащиеся могли свободно общаться в группе.
Н а д о с к е записана тема урока: «Огонь, вода и газ».
– Подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
– Вы уже знаете некоторые правила поведения в опасной ситуации. Сегодня на уроке вам предстоит пополнить свои знания некоторыми новыми понятиями.
– Каждая группа выберет карточку с заданием, затем распределит работу по заданию между членами группы и предоставит отчет о работе.
К а р т о ч к а 1. Если возник пожар (с. 4–5).
К а р т о ч к а 2. Вода в доме (с. 5).
К а р т о ч к а 3. Если чувствуешь запах газа (с. 6).
З а д а н и я:
1) прочитайте текст в учебнике на указанных страницах;
2) найдите в тексте правила поведения в предлагаемой ситуации;
3) распределите между членами группы данные правила, чтобы каждый мог рассказать их своим одноклассникам;
4) если считаете нужным, сделайте схематические рисунки к своим правилам.
На подготовку отводится 15–20 минут. Затем каждая группа представляет свою тему и свод правил, которые могут быть проиллюстрированы рисунками и схемами.
II. Итог урока.
– Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
– Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
– Как действовать при аварии водопровода?
– Что делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
Ч т е н и е в ы в о д а (с. 7).
Домашнее задание:прочитать текст (с. 4–7); выполнить задания 1–4 (с. 7).
У р о к 42
чтобы путь был счастливым
Цели:закрепить знания правил дорожного движения; учить работать в группе с книгой.
Ход урока