II. Сообщение темы урока
– Сегодня мы «побываем» в трех замечательных государствах Европы: Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, сокращенно – в странах Бенилюкса.
III. Изучение нового материала.
1. Г р у п п о в а я р а б о т а.
Н а д о с к е макет государственных флагов Бенилюкса.
Класс делится на 3 (6) группы. Каждая группа выбирает одно из трех государств.
– Используя данные таблицы (с. 121), карты (с. 120), текст учебника, подготовьте сообщение о выбранном государстве по плану:
1. Название государства. Его столица.
2. Месторасположение. С какими государствами граничит, какие моря омывают.
3. Глава государства.
4. Государственный флаг.
5. Государственный язык.
6. Интересные факты, особенности страны и ее столицы.
По ходу сообщения демонстрируются фотографии, иллюстрации. После каждого сообщения учитель дополняет рассказ учащегося.
Бельгия – небольшая страна в центре Европы. В древности на территории современной Бельгии жили племена кельтов, среди них самым сильным было племя белгов на юге. Когда эти земли захватили римляне, белги создали свою область Белгику, которая и дала название будущему государству.
Основной отраслью промышленности является металлургия. Бельгийский металл идет на машиностроительные заводы, где делают вагоны, трамваи, автомобили.
В Европе всегда ценились фламандские ткани – шерстяные и льняные. Молоко, сыр, масло, мясо, картофель, овощи как сырье для индустриальных заводов получают здесь же.
Нидерланды (Голландия)– в переводе «страна, лежащая ниже уровня моря»; «полая земля, не имеющая опоры». Оба слова отражают особенности природы страны.
Большая часть территории находится ниже уровня моря, и только к востоку, на границах с Бельгией и Германией ее поверхность повышается.
Рыхлые породы легко размываются водой, людям приходится отвоевывать каждый кусочек суши. Чтобы сохранить эти участки суши от затопления, вдоль всего берега Нидерландов создали пояс дюн. Их высота от 20 до 56 м.
Чтобы защититься от наводнений, еще в XI веке начали строить плотины, дамбы. Нидерланды – самое густонаселенное государство в Европе. Амстердам – столица Нидерландов – возник как рыбацкий поселок. Фасады домов выходят на набережные каналов. В городе 50 каналов и 500 мостов.
В Нидерландах очень любят цветы. Летом и в городах, и в деревнях устраивают праздники цветов.
В морозные зимы, когда все озера и каналы замерзают, вся страна превращается в огромный каток. Коньки становятся не только развлечением, но и средством передвижения, особенно в деревнях.
Люксембург – в переводе со старонемецкого означает «малый замок». Это страна, территория которой в 12 раз меньше Бельгии.
В 963 году граф Зигфрид построил на месте города Люксембурга крепость. Это и было началом государства Люксембург.
IV. Итог урока.
– С какими странами вы познакомились сегодня?
– Чем примечательны эти страны?
Домашнее задание:прочитать текст «Что такое Бенилюкс» (с. 120–126); выполнить задания 1–3 (с. 126).
У р о к 65
в центре европы
Цель: познакомить учащихся со странами центральной Европы: Германией, Австрией, Швейцарией.
О б о р у д о в а н и е: политическая и физическая карты Европы, флаги Германии, Австрии, Швейцарии.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Найдите «спрятанные» названия стран, в которых мы побываем сегодня.
1. Герман и я – друзья. (Германия.)
2. А-ист, и-волка, стри-ж, я-стреб – птицы. (Австрия.)
– Сложи из частей название страны: РИЯ-ЦА-ШВЕЙ. (Швейцария.)
II. Объяснение нового материала.
По таблице (с. 128) и картам учащиеся з н а к о м я т с я с государствами Центральной Европы.
– Германия расположена в Центральной Европе, с севера омывается Балтийским и Северным морями. На юге Германия граничит со Швейцарией и Австрией.
– Сравните флаги этих стран.
– На каком языке здесь говорят?
Ч т е н и е с т а т ь и о Германии (с. 128–129).
– Назовите столицу Германии.
– Какие памятники вы запомнили?
– Территория Австрии выглядит на карте очень необычно. Полоска земли, узкая на западе, к востоку сильно расширяется. По форме это государство напоминает клин.
В столице Австрии городе Вене собрано все «самое-самое», что есть в стране. Это крупнейший центр промышленности, торговли, банковского дела, культуры.
Ч т е н и е с т а т ь и «Австрия» (с. 130–131).
– Какой собор стоит в центре Вены?
– Какой выдающийся композитор жил в Вене?
П р о с л у ш и в а н и е з а п и с и произведения Иоганна Штрауса.
– Швейцария невелика. Попробуем «нарисовать» ее портрет. Белые заснеженные вершины Альп, голубые озера и зеленые долины среди гор, небольшие городки с ярко раскрашенными домиками. В Швейцарии находится самая высокая часть Альп. Если взглянуть на страну с самолета, то покажется, что здесь совсем нет равнин, лишь повсюду торчат скалистые пики, сверкают вечными снегами горные вершины. Символ Швейцарии – редкий горный цветок эдельвейс.
Ч т е н и е с т а т ь и о Швейцарии (с. 131).
– Назовите главные достопримечательности Швейцарии.
VI. Итог урока.
– С какими государствами мы сегодня познакомились?
– Какие товары из этих стран продаются в наших магазинах?
Домашнее задание:прочитать текст «В центре Европы» (с. 127–133); выполнить задания 1, 4 (с. 133).
У р о к 66
Путешествие по франции и великобритании
Цели:познакомить учащихся с двумя крупнейшими странами Европы: Францией и Великобританией; развивать познавательный интерес, кругозор, мышление.
О б о р у д о в а н и е: политическая и физическая карты Европы; флаги Франции и Великобритании.
Ход урока