I. Введение в тему урока.
– Иногда можно слышать о том, что кто-то из ребят по неосторожности попал в опасную для здоровья и жизни ситуацию. Сегодня мы определим опасные места в своей квартире, доме и в ближайших окрестностях и выработаем правила безопасного поведения.
– Известный путешественник Яцек Палкевич вывел из личного опыта формулу безопасности.
З а п и с ь н а д о с к е:
Предвидеть опасность
При необходимости – действовать решительно и четко.
Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.
II. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а в п а р а х.
– Обсудите и напишите на листочках опасные места в квартире, в доме, во дворе, там, где вы гуляете.
2. О б с у ж д е н и е п о л у ч е н н о г о м а т е р и а л а.
– Прочитайте, какие опасные места вы назвали.
– Что вас настораживает в этих местах?
3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18–21).
Б е с е д а по прочитанному.
– Какие опасные места мы еще не назвали?
III. Итог урока.
– Какие опасности угрожают детям?
– Какой вывод вы для себя сделали сегодня на уроке?
Домашнее задание:прочитать текст «Опасные места»; придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам безопасности.
У р о к 45
о молниях, змеях, собаках и прочем
Цель: учить правилам безопасного поведения в природе, в общении с животными.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В ы с т а в к а условных знаков, нарисованных дома.
– Посмотрите на эти знаки. Как вы думаете, что они означают?
– Какие из знаков вам кажутся самыми точными и ясными?
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы поговорим об опасностях, которые могут подстерегать нас в природе.
III. Изучение нового материала.
1. О м о л н и я х.
– Отгадайте з а г а д к и:
1. Летит сова по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
2. Громко стучит, громко кричит,
Что говорит, никому не понять,
А мудрецам не узнать.(Гром.)
3. Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь.)
– Когда бывают эти природные явления?
– Как вы думаете, что опасней – гром или молния?
– Молния и гром, вероятно, были первыми явлениями природы, которые пугали и завораживали первобытных людей. Когда они наблюдали зигзаги молний и слышали раскаты грома, они считали, что это гнев богов, один из способов наказания человека.
Что же происходит в небе?
Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает она по небу несколько километров. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. Огромная мощь заключена в искре, которую называют молнией. От ее удара вспыхивают здания и деревья, даже вековые дубы раскалываются пополам!
Гром – это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния – страшна!
Гроза – опасное явление природы!
– Что следует делать, если вы попали в грозу? Прочитайте об этом на с. 23.
2. О р а с т е н и я х и г р и б а х.
Б е с е д а.
– Рассмотрите рисунки с изображением грибов (с. 24). Прочитайте их названия. Это съедобные или несъедобные грибы?
– Как называется этот гриб:
Что за красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки? (Мухомор.)
– Чем отличаются мухоморы?
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсит,
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень ядовит,
Смотри не бери грибы с полянки,
Ведь называются они…(Поганки.)
– На какой гриб похожа бледная поганка?
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу,
Называют их… (Опята.)
– Определите отличие ложноопенка и опенка съедобного.
– Рассмотрите ядовитые растения. Какие из них вам знакомы?
– Прочитайте текст на с. 24–25.
3. О б о п а с н ы х ж и в о т н ы х.
Б е с е д а.
– Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений, каких опасных насекомых можно встретить в лесу?
– Этих насекомых называют «жалящими». Почему?
– К жалящим насекомым можно отнести (вывешиваются картинки) пчелу, осу, шмеля, шершня. Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты.
– Как защитить себя от укусов насекомых?
1) Не приближаться к пчелиным ульям. Вблизи них не делать резких движений.
2) Не разорять гнезд ос.
3) Если насекомое залетело в комнату, не гоняться за ним. Открыть пошире окно и подождать, когда насекомое улетит.
4) Осы часто забираются в мед, варенье, фрукты. Будьте осторожны, когда едите или пьете сладкое.
– При укусе насекомого надо в первую очередь удалить жало, ранку промыть марганцовкой, на место укуса положить что-нибудь холодное.
– Кому посвящена следующая загадка?
Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать опасно –
Укусит. Ясно? (Змея.)
– Где встречаются эти животные?
– Расскажите, что вы знаете о змеях.
– Прочитайте текст (с. 26) о змеях.
– Как избежать укуса змеи?
4. О д о м а ш н и х ж и в о т н ы х.
– Представляют ли домашние животные опасность?
– Домашние животные (кошки и собаки), от которых не ожидаешь никакой опасности, могут нанести серьезный вред здоровью. Желание любого ребенка, когда он видит собаку, погладить ее. Но это не всегда безопасно.
– Что делать, если на вас напала собака?
IV. Итог урока.
– Что полезного узнали вы на уроке?
Домашнее задание:прочитать текст (с. 23–28); выполнить задание 3 (с. 28).
У р о к 46
экологическая безопасность
Цели:познакомить детей с понятиями «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»; расширить знания учащихся о защите организма от поступления загрязняющих веществ.
Ход урока