Б) Отсутствие цен на блага и отсутствие рынков
Еще одна причина сбоев рынка связана с тем фактом, что на многие экологические блага не установлена цена и в результате они не могут обращаться на рынке. Отсутствует рынок качества окружающей среды. Многие товары и услуги, которые обеспечивает природа, не требуют от пользователей почти никаких или совсем никаких расходов, кроме связанных со сбором (например, древесное топливо, вырубаемое в лесах общего пользования, рыба, пойманная в море, дичь, добытая при охоте).
Общественное благо - это товар, который доступен для всех и права пользования которым никто не может быть лишен. Вследствие этого взимать плату за его использование невозможно. Поэтому частной стороне невыгодно вкладывать средства в его защиту или улучшение - из-за невозможности покрытия издержек за счет пользователей (бесплатные пользователи). У пользователя также нет какого-либо стимула воздерживаться от потребления, поскольку его место занял бы кто-либо другой. От возможности потребления продукции и функций экосистем трудно кого- либо отключить, не неся при этом часто весьма существенных затрат. Это свойство общественных благ называется неисключительность. С другой стороны, потребление кем – либо эстетичности видов звездного неба или моря никак не влияет на возможность людей делать то же самое. Это свойство общественных благ называется неконкурентность.
Некоторые общественные блага могут использоваться тем или иным конкретным пользователем без сокращения их предложения для других (например, существование биоразнообразия, сохранение редких видов, чистые воздух и вода, привлекательный пейзаж, охрана водосборного бассейна). Другие общественные блага, хотя и обладают неисключительностью, могут истощаться - в тех случаях, когда их использование одним человеком осуществляется за счет какого-либо другого (например, заготовка древесного топлива и древесины в лесу общего пользования, охота на диких животных, морская рыбная ловля, использование воды для орошения, выпас животных на общественных пастбищах).
В) Трансакционные издержки
Если бы трансакционные издержки были равны нулю, то ресурсы распределялись и использовались бы там, где они обладают наибольшей ценностью (если не принимать во внимание эффект дохода) вне зависимости от первоначального распределения прав собственности между экономическими агентами.
Г) Права собственности.
Для правильного функционирования рынков необходима их поддержка соответствующими институтами, конкретно, системой прав собственности. Очевидным примером может служить фермер: у человека, владеющего своей землей, имеется очевидный стимул заботиться о ней и вкладывать в нее средства, особенно если есть также возможность продать ее и возместить эти капиталовложения. Это же относится и к тем, кто связан с землей долгосрочным, надежным договором аренды. У фермеров-арендаторов, кто имеет лишь право пользоваться землей и ее продуктами (узуфрукт), имеется гораздо меньше стимулов рационально использовать свою землю или вкладывать в нее средства и, по сути, имеются все причины стремиться выжать из нее как можно больше, пока еще можно ею пользоваться. Это необязательно является аргументом в пользу распространения безусловного права собственности на недвижимость, но свидетельствует о необходимости прояснить правовое положение фермеров, а также обеспечить и стимулировать бережное, рациональное использование земли.
Права собственности относятся не только к земле. Во многих странах законодательство о водных ресурсах предоставляет владельцу земли право пользования поверхностными или подземными водами в пределах своего участка; во многих случаях эти права могут быть проданы и куплены на активных рынках. До тех пор, пока права собственности, в своем общем смысле, являются необремененными, исключительными, гарантированными, обеспеченными и могут быть переуступлены, у их владельцев есть все стимулы обеспечивать сохранность соответствующего ресурса. В отсутствие некоторых или всех из этих условий действенность стимула снижается.
Д) Отсутствие знаний и неопределенность
Проблема возникает вследствие плохого понимания экологических процессов, и изменения (а также их последствия) могут быть не осознаны вовремя, с тем чтобы был приведен в действие необходимый механизм.
Е)Недальновидность
Недальновидностьусугубляет серьезность проблемы. У многих физических лиц период планирования весьма невелик в том смысле, что они уделяют наибольшее внимание тем последствиям для своего финансового положения и благосостояния, которые наступают в ближайшем будущем. Тот факт, что посадка деревьев может принести большие выгоды через 30 лет или что использование ядерной энергии предполагает огромные затраты на демонтаж и захоронение материалов через 80-100 лет, в большинстве случаев не имеет значительного веса при принятии решений. Фирмы, вкладывающие средства, обычно предполагают окупить свои затраты в течение 5-7 лет. Предполагается, что правительства могут исходить из более долгосрочных интересов своего электората, однако предвыборные соображения часто диктуют иной подход. Результат коллективной недальновидности состоит в том, что при принятии решений как долгосрочные затраты, так и долгосрочные выгоды, как правило, в значительной степени дисконтируются. Природоохранные проекты в особой степени страдают от этой тенденции.
Из этого следует, что главная роль природоохранной политики любого правительства должна заключаться в устранении вышеуказанных «сбоев» рынка. Для этого требуются активные действия: определенно речь не идет о необходимости политики государственного невмешательства, или обеспечения возможности установления цен на естественном уровне. Например, для того чтобы выявить и тем или иным образом "интернализировать" экстерналии, необходимо предусмотреть финансовые выплаты между нарушителем и " жертвой".
3. Торговля квотами как новое направление экономического регулирования
Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Обязательства Киотского протокола.Киотский протокол подписан 58 странами, включая ЕС и США, в настоящее время только 2 государства (Фиджи, Антигуа и Барбуда) ратифицировали его.
Для каждой страны установлен ежегодный допустимый объем выбросов, рассчитанный как процент от уровня выбросов на ее территории в 1990 г. Процент сокращения установлен дифференцированно в зависимости от уровня экономического развития стран. Действие обязательств Киотского протокола распространяется на период 2008-2012 гг
Сокращение эмиссии ПГ по обязательствам Киотского протокола
на период 2008-2012 гг. (по сравнению с 1990 г.), %
Страна | Обязательства по Киотскому протоколу | Прогноз выполнения при неизменной ситуации |
Европейский Союз | -8 | -16 |
Канада | -6 | -17…-20 |
Япония | -6 | -17 |
США | -7 | |
Россия | менее +5 |
С принятием Киотского протокола страны получили квоты на выбросы, которыми они могут распоряжаться по собственному усмотрению: использовать их для покрытия собственных выбросов, продавать или покупать. Главным условием является соблюдение баланса:
выбросы + продажа – покупка = квота страны.
Квота каждой страны определяется по формуле
выбросы 1990 г. х 5 лет х коэффициент сокращения.
Метод гарантирует соблюдение заранее установленных ограничений на объем выбросов: поскольку на рынке циркулируют только разрешения, выданные предприятиям в соответствии с этими ограничениями, то никто не вправе увеличить их объем. В то же время, торгуя правами на выбросы, промышленность сама без вмешательства государства выбирает наиболее дешевый путь достижения этих ограничений.
Значительный потенциал снижения выбросов парниковых газов (эффективного с точки зрения затрат) существует в государствах с переходной экономикой в системах централизованного теплоснабжения, промышленности, жилом секторе и при транспортировке энергоносителей. Средства, полученные в результате торговли квотами, должны направляться в проекты, сокращающие выбросы парниковых газов или углерода.
Прибыльные варианты, которые невозможно реализовать из-за отсутствия капиталовложений, будут ограничивать предложение квот на выбросы и искусственно завышать цены на них. Согласно прогнозам представителей некоторых государств с переходной экономикой в обозримом будущем только правительства будут являться продавцами углеродных кредитов. Группы Всемирного банка и ЕБРР выразили желание принять активное участие в разработке инновационных механизмов финансирования усилий по снижению выбросов парниковых газов и торговать этими квотами. В этих условиях у государств с переходной экономикой появляется возможность частично выплатить проценты по реализуемым энергоэффективным проектам за счет продажи углеродных квот.