В медицинском вузе процесс нравственного воспитания осуществляется в
двух основных направлениях: нравственно-этическом и нравственно-деонтологическом.Основой профессиональной деонтологии врача являются общечеловеческие ценности, выражающиеся в таких личностных качествах, как гуманизм, милосердие, долг, готовность к самопожертвованию, любовь к профессии, осознанность профессионального выбора и ответственность, коммуникативная компетентность, уважение к людям, эмпатия.
Нравственные и профессиональные категории смыкаются в выполнении врачом профессионального долга, являющегося и правовой нормой по отношению к медицинским работникам.
Закрепление навыков профессионального и этического выбора – также важнейшая составляющая нравственно-гражданского воспитания.
Цель: формирование глубокой нравственной культуры личности, проявляющейся в повседневной жизни и врачебной деятельности, межличностном и профессиональном общении.
Задачи:
1. Освоение основ этических знаний.
2. Изучение истории и теории профессиональной биомедицинской этики.
3. Определение взаимозависимости морального сознания и врачебного профессионализма.
4. Раскрытие механизма взаимосвязи личности и общества, этики и науки, морали и религии.
5. Определение взаимозависимости морального сознания и здорового образа жизни.
6. Утверждение нравственных принципов в сознании и поведении студентов.
7. Создание условий нравственного выбора в процессе учебной и профессиональной практической деятельности.
Формы и методы:
· Изучение курсов философии, культурологии, биомедицинской этики, истории медицины, психологии и педагогики.
· Включение вопросов медицинской деонтологии в тематические планы лекций и практических занятий теоретических и клинических кафедр.
· Регулярное проведение научно-практических университетских конференций «Этика и медицина: проблемы взаимодействия».
· Расширение тематики научных студенческих работ по проблемам этических оснований врачебной деятельности, например:
Ø философия любви,
Ø эволюция философских взглядов на сущность медицины у врачей-философов,
Ø проблема эвтаназии в истории философии,
Ø альтруизм во врачебной деятельности,
Ø эвтаназия – моральные, правовые и социальные аспекты,
Ø анализ различных аспектов проблемы эвтаназии,
Ø этика в медицине критических состояний,
Ø демография: биоэтический аспект,
Ø этические проблемы в трансплантологии,
Ø биоэтические проблемы СПИДа,
Ø проблема эвтаназии в мировых религиях,
Ø биоэтическая проблема использования стволовых клеток,
Ø проблема клонирования.
· Закрепление студентами этических медицинских навыков в процессе прохождения врачебной практики.
· Проведение выставок и подготовка обзоров литературы по проблемам этики и медицинской деонтологии в библиотеке РГМУ.
· Публикация в газете «Медицинский вестник» материалов по вопросам врачебной этики и медицинской деонтологии.
· Пропаганда здорового образа жизни (борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией).
· Создание условий для формирования благоприятного нравственного климата в студенческих группах.
· Закрепление знаний, полученных по медицинской этике и деонтологии в процессе прохождения медсестринской и врачебной практики.
· Заключение договора о сотрудничестве и организация шефства студентов РГМУ над пациентами Первого Московского хосписа.
· Проведение занятий в Московском хосписе №1 по теме «Смерть и умирание. Проблемы эвтаназии».
· Привлечение студентов к участию в волонтерском движении по уходу за пациентами в хосписе, за детьми-сиротами и т.д.
· Проведение диспутов «Нравственность и мораль в современном обществе».
· Изучение нравственных аспектов врачебной и научной деятельности выдающихся ученых-медиков. Проведение диспутов и круглых столов на эту тему.
· Проведение конференций, диспутов, круглых столов на тему «Мораль и религия».
· Клубные занятия по теме профессионального и бытового этикета.
Физическое воспитание направлено на развитие здоровой личности, для которой характерно состояние полного физического, психологического и социального благополучия, т.е. высокое качество жизни. Главным резервом здоровья человека является образ жизни, соединяющий человека с обществом, включающий его в систему общественных отношений, определяющий качество, уклад и стиль жизни.
Подготовка будущего врача предполагает не только организацию собственного здорового образа жизни, но и его становление как пропагандиста и проводника наряду с общей культурой, физической культурой, знаниями, умениями и навыками ведения здорового образа жизни.
Физическое здоровье является основой успешной личности:
- планирующей свою жизненную карьеру,
- соблюдающей гигиену тела,
- имеющей высокую общую физическую подготовку,
- осуществляющей рациональное сбалансированное питание и профилактику заболеваний,
- реализующей сексуальную активность и психоэмоциональную регуляцию,
- ведущей борьбу со стрессами и вредными привычками,
- широко использующей здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии.
Цель: главным резервом укрепления здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, формирование здорового образа жизни - основная цель воспитания физически крепкого человека (Приложение 5).
Задачи:
1. Формирование взгляда на здоровье как на одну из главных жизненных ценностей.
2. Воспитание чувства долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих.
3. Формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
4. Обеспечение возможностей для занятий физкультурой и спортом.
5. Обеспечение безопасной и здоровой среды обучения.
6. Организация работы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.
7. Обучение методам самоконтроля физической подготовки, физического развития и функционального состояния организма.
Формы и методы:
· Изучение теоретических, методических и организационных основ физического воспитания и оздоровления в курсах реабилитации и спортивной медицины, физического воспитания, общественного здоровья и здравоохранения, гигиены и основ экологии человека.
· Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.
· Подготовка и чтение цикла лекций "Новая идеология воспитания врача как проводника здорового образа жизни".
· Подготовка и проведение научно-практической конференции «Наркомания: причины и последствия».
· Подготовка и чтение лекционного курса по истории Олимпийского движения и успехов российских спортсменов.
· Регулярный мониторинг состояния здоровья студентов и студенческих коллективов.
· Организация работы спортивных клубов и секций.
· Организация встреч ректората с ведущими спортсменами Университета.
· Систематическое привлечение контингента студентов РГМУ к занятиям физической культурой и спортом.
· Проведение спортивно-патриотического праздника, посвященного Дню Победы.
· Проведение турнира по сумо на кубок ректора РГМУ.
· Организация выступлений сборных команд РГМУ на городских, всероссийских и международных соревнованиях.
· Организация регулярных сборов для подготовки сборных команд на базе "Конаково".
· Организация и проведение акции "День без сигареты".
· Организация работы туристического клуба "Кукушка".
· Организация отдыха студентов в период зимних и летних каникул на базе «Конаково» и других спортивных базах.