Переиздание одного экземпляра контрольных заданий стоит 500 рублей
Кафедра экономики
Экономика природопользования
Контрольные задания
Для самостоятельной работы студентов заочного и дневного отделений факультета экономики и факультета менеджмента и психологии.
(второе издание)
Разработал:
Профессор, к.с./х.н. А.А.Зайцев
Калуга 2011
Приложение №1
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Экономика природопользования»
Контрольное задание № ___
Выполнил студент(ка) группы_______
_
Ф.И.О.
Проверил:
профессор к.с./х.н. Зайцев А.А.
Дата сдачи: «___»_______________2011г.
Калуга 2011
Методические указания по выполнению контрольного задания составлены на основе учебно–методического комплекса по дисциплине
«Экономика природопользования».
Студенты заочного отделения Экономического факультета и факультета Менеджмента, изучающие курс «Экономика природопользования» выполняют контрольную работу, а так же студенты дневного отделения используют данные методические указания для отработки пропущенных занятий.
Главная цель написания контрольной работы – привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями, помочь будущим специалистам осуществлять необходимые расчеты по определению ценности природных ресурсов, размера экологических платежей , экологических издержек производства, экономической эффективности природоохранных мероприятий и т.п.
Контрольная работа состоит из трёх частей:
1) реферативная часть,
2) тестовое задание,
3) практическая часть (экологическая маркировка)
I. Реферативная часть контрольной работы должна содержать оглавление, введение, основную часть, заключение и список используемой литературы.
II. Тестовое задание выполняется в соответствии с вариантом в Вашем контрольном задании. Все варианты тестовых заданий представлены в методических указаниях ниже.
При решении тестового задания студент обязан составить таблицу правильных ответов. Форма таблицы представлена ниже на примере решения варианта № 1 тестового задания.
Номера тестов Вашего задания | Буква правильного ответа | Содержание выбранного ответа |
1-1… | б) | Окружающая среда. |
1-2… | в) | …. |
1-27… | г) | Пигувианский налог. |
… | … | … |
1-51. | а) | Метод колпака. |
ВНИМАНИЕ!Номера тестов и ответы на них вписываются в таблицу строго по порядку, независимо от выбранного (правильного или неправильного) ответа. Тестовое задание считается выполненным, при условии не менее 90% правильных ответов. Количество правильных ответов в отдельном взятом тесте может быть толькоодин.
Написанное студентом контрольное задание перед сдачей в деканат должно быть сброшюровано (в файлах и на скрепках работы не принимаются).
Титульный лист задания оформляется в соответствии с образцом (приложение №1).
Полностью оформленная работа сдается в деканат для регистрации в срок согласно графику сдачи зачетов и консультаций, утвержденного деканом факультета.
Если контрольное задание, после проверки преподавателем зачитывается (о чем делается отметка на титульном листе контрольной работы) - студент допускается к сдаче зачета.
Когда контрольная работа преподавателем не зачитывается (о чем делается • отметка на титульном листе контрольной работы), она возвращается студенту на доработку, с учетом полученных замечаний. После доработки контрольная работа сдается в деканат для повторной регистрации.
Не допускается никаких отметок в тексте методических указаний.
Переиздание одного экземпляра контрольных заданий стоит 500 рублей.
III. Практическая часть контрольного задания выполняется с использованием наиболее известных знаков об экологичности товаров и процессов.
Экологическая маркировка – это комплекс сведений, отдельных графических, цветовых символов (условных значений) и их комбинаций, наносимых непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или используемых в сопроводительной документации в целях охраны окружающей среды.
При выполнении этой части контрольного задания необходимо определить по указанным в вашем варианте рисункам:
- название экологического знака;
- какой стране или группе стран он принадлежит;
- описать общее смысловое значение этих экологических знаков.
Каждый студент выбирает номер контрольного задания в соответствии с порядковым номером его фамилии в журнале группы.
Контрольное задание №1.
1. Платность природопользования.
2. Тестовое задание вариант № 1, стр. 10.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 1; 6; 10; 21; 24; 28; 34; 38; 40; 42; 44; 47.
Контрольное задание №2.
1. Система управления и госрегулирования природопользования в РФ.
2. Тестовое задание вариант № 2, стр. 19.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 2; 3; 8; 9; 12; 23; 25; 26; 27; 39; 40; 44; 46.
Контрольное задание №3.
1. Экологический ущерб от загрязнения и истощения природной среды.
2. Тестовое задание вариант № 3, стр. 27.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 5; 7; 13; 18; 22; 23; 25; 29; 31; 32; 40; 45.
Контрольное задание №4.
1. Проблемы землепользования.
2. Тестовое задание вариант № 4, стр. 35.
3.Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 11; 12; 13; 15; 21; 24; 27; 28; 33; 34; 40.
Контрольное задание №5.
1. Проблемы использования и охраны лесных ресурсов.
2. Тестовое задание вариант № 5, стр. 43.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 2; 4; 6; 10; 12; 19; 23; 25; 28; 34; 40; 47.
Контрольное задание №6.
1. Проблемы использования и охраны ресурсов недр.
2. Тестовое задание вариант № 1, стр. 10.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 11; 18; 19; 21; 22; 24; 25; 26; 29; 32; 33; 41.
Контрольное задание №7.
1. Проблемы использования и охраны водных ресурсов.
2. Тестовое задание вариант № 3, стр. 27.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 3; 4; 5; 9; 13; 14; 17; 19; 21; 24; 28; 44.
Контрольное задание №8.
1. Понятие устойчивого развития общества; эколого-ориентированная структурная перестройка, как переходный этап к устойчивому развитию.
2. Тестовое задание вариант №5, стр. 43.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 1; 2; 5; 7; 10; 16; 18; 20; 22; 23; 35; 46.
Контрольное задание №9.
1. Экстернальные эффекты и экстернальные издержки в природопользовании.
2. Тестовое задание вариант № 2 стр. 19.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках:1;9; 11; 12; 19; 21; 22; 23; 27; 38; 41; 45.
Контрольное задание №10.
1. Причины возникновения глобальных эколого-экономических проблем и их взаимосвязь.
2. Тестовое задание вариант № 4, стр. 35.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках:2; 3; 5; 6; 7; 8;, 19; 20; 21; 29; 33; 37; 42.
Контрольное задание №11.
4. Финансирование природоохранной деятельности в РФ.
5. Тестовое задание вариант № 5, стр. 43.
6. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках:7; 9; 11; 13; 20; 24; 25; 28; 32; 40; 45; 46.
Контрольное задание №12.
1. Взаимодействие общества и природной среды.
2. Тестовое задание вариант № 3, стр. 27.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 3; 5; 12; 18; 21; 22; 23; 30; 32; 37; 42; 44.
Контрольное задание №13.
1. Природные условия и ресурсы, как фактор экономического развития.
2. Тестовое задание вариант № 1, стр. 10.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках:4; 5; 7; 10; 11; 13; 24; 27; 29; 35; 39; 47.
Контрольное задание №14.
1. Экология и охрана воздушного бассейна.
2. Тестовое задание вариант № 2, стр. 19.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 6; 8; 10; 12; 16; 20; 24; 25; 26; 33; 40; 41.
Контрольное задание №15.
1. Природоохранные затраты, интернализация внешних экологических издержек.
2. Тестовое задание вариант № 4, стр. 35.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 8; 9; 10; 18; 20; 23; 25; 28; 34; 39; 42; 44.
Контрольное задание №16.
1. Природоемкость и природоотдача.
2. Тестовое задание вариант № 5, стр. 43.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках:!; 4; 8; 12; 16; 20; 24; 30; 31; 37; 42; 45.
Контрольное задание №17.
1. Экологическая, экономическая, социальная, психологическая оценка последствий загрязнения природы и их взаимосвязь.
2. Тестовое задание вариант № 1, стр. 10.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 1; 2; 9; 11; 14; 17; 19; 25; 28; 34; 36; 42; 43.
Контрольное задание №18.
1.Система платного природопользования и ее эффективность.
2.Тестовое задание вариант № 2, стр. 19.
3.Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 2; 5; 8; 11; 13; 14; 24; 25 ; 27; 31; 33; 40.
Контрольное задание №19.
1. Проблема отходов в мире: отходы как вторичное сырье.
2. Тестовое задание вариант № 3, стр. 27.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 8; 12; 13; 16; 18; 20; 23; 24; 27; 29; 31; 42.
Контрольное задание №20.
1. Основные положения концепции экологического менеджмента; использование международных стандартов ISO 9000; экологический менеджмент.
2. Тестовое задание вариант № 4, стр. 35.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках:7; 9; 10; 11; 12; 14; 18; 22; 23; 30; 35; 45.
Контрольное задание №21.
1. Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности: экомаркировка и экореклама продукции.
2. Тестовое задание вариант № 5, стр. 43.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 3; 17; 19; 20; 21; 23; 25; 27; 29; 37; 41; 47.
Контрольное задание №22.
1. Кадастр природных ресурсов, кадастровая цена.
2. Тестовое задание вариант № 2, стр. 19.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 5; 6; 11; 14; 19; 20; 22; 25; 28; 33; 42; 44.
Контрольное задание №23.
1. Зарубежный опыт стимулирования рационального природопользования и анализ используемых экономических механизмов.
2. Тестовое задание вариант № 4, стр. 35.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 4; 5; 6; 11: 12; 14; 17; 20; 22; 38; 39; 41.
Контрольное задание №24.
1.Экологические риски и экологическое страхование.
2.Тестовое задание вариант № 1, стр. 10.
3.Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 12; 13; 14; 15;16; 25; 28; 32; 34; 40; 45; 47.
Контрольное задание №25.
1. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны природы.
2. Тестовое задание вариант № 3, стр. 27.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 1; 2; 3; 23; 24; 25; 30; 36; 38; 39; 42; 46.
Контрольное задание №26.
1. Платежи за загрязнение окружающей среды.
2. Тестовое задание вариант № 5, стр. 43.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 9; 10; 15; 16; 20; 21; 25; 29; 35; 39; 43; 45.
Контрольное задание №27.
1. Государственная экологическая экспертиза и контроль.
2. Тестовое задание вариант № 1, стр. 10.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 3; 6; 9; 12; 15; 18; 21; 23; 27; 35; 36; 41.
Контрольное задание №28.
1. Экологический мониторинг окружающей среды и его связь с социально - экономическими программами и стратегическим планированием предприятий и территорий.
2. Тестовое задание вариант № 2, стр. 19.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 2; 4; 6; 8; 21; 23; 25; 32; 33; 37; 39; 46.
Контрольное задание №29.
1. Глобальный характер природопользования: экономическая сущность.
2. Тестовое задание вариант № 3, стр. 27.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 1; 4; 9; 10; 18; 19; 23; 24; 30; 36; 42; 47.
Контрольное задание №30.
1.Предпринимательство и развитие рынка экологических товаров, работ и услуг.
2.Тестовое задание вариант № 4, стр. 35.
3.Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 5; 7; 11; 13; 17; 19; 23; 29; 31; 33; 40; 44.
Контрольное задание №31.
1. Проблемы собственности в природопользовании.
2. Тестовое задание вариант № 5, стр. 43.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 11; 12; 13; 16; 21; 24; 25; 28; 34; 41; 43; 46.
Контрольное задание №32.
1. Совершенствование налогового и ценового регулирования экологической сферы.
2. Тестовое задание вариант № 2, стр. 19.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 5; 9; 12; 17; 18; 24; 27; 31; 38; 39; 40; 45.
Контрольное задание №33.
1. Воздействие отраслей экономики на окружающую среду: промышленность, транспорт, сельское хозяйство, ЖКХ, Вооруженные силы РФ, техногенные аварии и катастрофы.
2. Тестовое задание вариант № 4, стр. 35.
3. Определите название, страну и смысловое значение экологических знаков на рисунках: 10; 14; 18; 22; 23; 25; 26; 32; 36; 39; 43; 47.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
Вариант 1
1-1. Экономика природопользования - это наука:
а) естественнонаучная;
б) об охране окружающей среды;
в) междисциплинарная;
г) чисто экономическая;
д) гуманитарная.
1-2. Методологические основы экономики природопользования связаны с:
а) классической школой;
б) теорией внешних эффектов;
в) сторонниками гуманистического направления;
г) экономикой благосостояния и теорией внешних эффектов.
1-3. Окружающая природная среда - это:
а) область активной жизни живых организмов;
б) природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для потребления;
в) тесное симбиотическое единство организмов разных видов и абиотических условий их существования;
г) среда обитания и производственной деятельности человека, включая элементы искусственно созданной среды.
1-4. Эколого-экономический потенциал - это:
а) совокупность природных элементов, свойств и явлений, которые можно мобилизовать;
б) процесс совместного развития общества и природы;
в) кругооборот веществ, энергии и информации в окружающей природной среде;
г) неиссякаемая часть природных ресурсов, недостаток в которых не ощущается сейчас и не предвидится в обозримом будущем.
1-5. Основное противоречие в развитии общества между:
а) обществом и природой;
б) нынешним и прошлым поколениями;
в) нынешним и будущим поколениями;
г) неограниченными потребностями человека и ограниченными ресурсами.
1-6. Экологизация экономической жизни - это:
а) нерациональное использование интеллектуального потенциала человека;
б) переход к природосберегающим методам хозяйствования, основанным на учёте природо-ресурсных затрат;
в) большее осознание роли природы в жизни общества;
г) сохранение качества среды жизни на локальном, региональном и глобальном уровнях.
1-7. Нагрузку на природу можно существенно снизить:
а) изменением структуры потребностей;
б) «нулевым» экономическим ростом;
в) пропагандой о важности охраны природы для будущего развития человечества;
г) превращением большей части планеты в заповедные территории.
1-8. Общественное благо - это:
а) индивидуально потребляемое благо;
б) классический товар;
в) относительно неисчерпаемое (исчерпаемое) благо;
г) частная собственность.
1-9. Неоклассическая теория в отличие от экономики благосостояния больше внимания уделяет:
а) частному товару;
б) общественному (национальному) богатству;
в) клубным товарам;
г) ресурсам совместного потребления.
1-10. Характерной чертой общественных благ является:
а) свойство высокой конкурентности (соперничества) в потреблении;
б) свойство трудного исключения в случае, когда благо уже потребляется какими-то субъектами;
в) свойство лёгкого исключения в случае, когда благо потребляется какими-то субъектами;
г) верны варианты а) и 6).
1-11. Какие причины являются условием превращения ресурса свободного доступа в частный товар:
а) неограниченность ресурсов;
б) относительная исчерпаемость ресурсов;
в) возобновимость ресурсов;
г) ограниченность ресурсов.
1-12. Клубным (облагаемым пошлиной) благом являются:
а) охранные территории местного значения;
б) земельные ресурсы;
в) лесные угодья;
г) ресурсы биоразнообразия.
1-13. Оценка ресурсов природы необходимо для:
а) определения объёма оборота средств в теневой экономике;
б) занижение объёма ВВП;
в) точного определения объёма национального богатства;
г) обеспечения эквивалентности внешней торговли.
1-14. Внешнее аудирование проводится:
а) с целью обеспечения зелёного имиджа фирмы;
б) по требованию акционеров;
в) местными службами природопользования и контроля;
г) для рекламных целей.
1-15. Внутреннее аудирование проводится:
а) добровольно;
б) принудительно;
в) при приватизации и продаже фирм;
г) кредиторами.
1-16. Индекс воздействия на окружающую среду - это:
а) экономическая плотность региона;
б) потребление биоты населением страны, затрагиваемой на производство и потребление;
в) предельная норма (нагрузка) на окружающую среду;
г) произведение численности населения, продукции, производимой на одного работающего, и объёма загрязняющих веществ на единицу производимой продукции.
1-17. Потенциальный ущерб - это:
а) часть ущерба, которая проявляется в определённый период и может быть выражена в денежной форме;
б) ущерб проявляется со временем;
в) ущерб, на ликвидацию которого в настоящее время дополнительные затраты не требуются;
г) затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние.
1-18. Какой ущерб больше:
а) потенциальный над реальным;
6) расчётный над наносимым;
в) реальный над наносимым;
г) расчётный над потенциальным.
1-19. Плата за загрязнения окружающей среды взимается за:
а) выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;
б) захламления леса (недорубы и т.п.);
в) превышение предельно допустимых выбросов (сбросов);
г) размещение отходов;
д) верны а), 6), в), г);
е) верны а), 6), г);
ж) верны а), в), г);
з) верны а), в).
1-20. Плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов взимается:
а) в том же размере, что и нормативные платежи;
6) в кратном размере и включает в себя себестоимость выпускаемой продукции;
в)в кратном размере из прибылей;
г) с учётом срока и объёма природоохранных мероприятий.
1-21. Затратный принцип платы за пользование ресурсом применяется при установлении платы за:
а) лес на корню;
б) в размещение на отстрел промысловых животных;
в) забор воды промышленными предприятиями;
г) участие в конкурсе (аукционе).
1-22. Расходование средств ЭФ не допускается на:
а) нецелевое использование (не связанное с охраной природы даже косвенно);
б) развитие экологического образования (воспитания);
в) строительство природоохранных объектов, включая долевое участие;
г) внедрение экологически чистых технологий.
1-23. Страховые платежи определяются в зависимости от:
а) размера природоохранных основных фондов;
б) размера годового оборота предприятий;
в) капиталоёмкости выпускаемой продукции;
г) размера наносимого ущерба.
1-24. Использование отходов приводит к:
а) уменьшению затрат на добычу первичного сырья;
б) предотвращению ущерба окружающей среде;
в) уменьшению платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;
г) верны все ответы;
д) верны б) и в).
1-25. Внедрение экоменеджмента на предприятии имеет смысл, если:
а) у населения формируется экологическое мышление;
б) увеличивается занятость населения;
в) фирма ставит в своей деятельности экологические цели и коллектив поддерживает эти идеи;
г) в стране приняты жесткие экологические законы.
1-26. Какой раздел не является составной частью бизнес-плана природоохранной и
ресурсосберегающей деятельности:
а) план маркетинга;
б) план природоохранной и ресурсосберегающей деятельности;
в) составление экологического паспорта;
г) социально-экономическая оценка риска;
д) финансовый план.
1-27. Лицензирование природопользования - это
а) анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением с целью получения прибыли;
б) выработка рекомендаций в отношении дальнейшего улучшения организации рационального природопользования;
в) система экологического обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуемая через выдачу специальных разрешительных документов;
г) элемент рыночного регулирования природопользования.
1-28. Договор за комплексное природопользование заключается на основе:
а) специальной лицензии;
б) договора аренды;
в) лицензии на комплексное природопользование и заключение экологической экспертизы на предполагаемую деятельность;
г) имеющейся полной информации о количестве и качестве природно-ресурсного потенциала территории.
1-29. Экологическая сертификация природных ресурсов требуется, если:
а) ресурсы не разведаны;
б) ресурсы находятся в процессе разработке и изъятия;
в) получена лицензия на комплексное природопользование;
г) имеется экологическая маркировка.
1-30. Объективная необходимость международного сотрудничества в решении экологических проблем связана с:
а) образованием и функционированием мирового хозяйства;
б) международного и разделением труда;
в) целостностью глобальной экосистемы и непризнанием его государственных границ;
г) решениями 2-й Всемирной конференции по окружающей среде и развитию.
1-31. Экономика природопользования изучает:
а) проблемы рационального использования сырья;
б) взаимодействие природы и общества;
в) эколого-экономические модели;
г) все перечисленное.
1-32. Укажите исчерпаемые восстановимые ресурсы:
а) нефть, газ;
б) лес (древесина);
в) энергия ветра;
г) руды цветных металлов.
1-33. Укрупненные оценки экологического ущерба:
а) используются для оценки вариантов развития региона;
б) связанные с отсутствие информации об исходном состоянии объектов;
в) связанные с запаздыванием реакции реципиента на воздействие;
г) верны все ответы
д) верны а) и б).
1-34. Основные фонды предприятий по охране ОС - это:
а) любые здания, сооружения, механизмы, оборудования по ООС;
б) средства труда и средства, связанные с ООС, стоимостном выражении;
в) например, лабораторное оборудование при стоимости более 100 МРОТ и сроке службы более 1 года;
г) например, основной набор необходимых реагентов.
1-35. Текущие затраты предприятий но ООС принято подразделять:
а) на условно-переменные и условно-прямые;
б) прямые и косвенные;
в) условно-переменные и условно-постоянные;
г) косвенные и условно-постоянные;
д) верны б) и в);
е) верны а) и б).
1-36. Первичный учет природопользования:
а) ведение журналов учета капитальных средств;
б) ведение журналов учета текущих затрат;
в) первичный учет водопользования на предприятии;
г) все ответы верны.
1-37. Какие последствия имел переход от мотыжного земледелия к плужному:
а) возросла производительность земледельческого труда;
б) возникли предпосылки для зарождения принципиальной новой отрасли экономики – скотоводства;
в) в хозяйственный оборот стали вовлекаться новые территории, эксплуатация которых была невозможна на стадии мотыжного земледелия;
г) начался расцвет древних доколумбовых цивилизаций Америки;
д) появились первые мануфактуры;
е) верны б), г), д);
ж) верны а), б), в).
1-38. Какие особенности характеризуют экстенсивный способ природопользования:
а) освоение новых территорий, располагающих соответствующими резервами природных ресурсов, и их вовлечение в хозяйственный оборот;
б) эксплуатация одних и тех же площадей;
в) быстрый технический прогресс, совершенствование технологий природопользования;
г) крупные вложения капитала в процессы регенерации природных ресурсов;
д) рост объёма производимой продукции за счёт увеличения масштабов ресурсопотребления.
е) верны а), в), г);
ж) верны а),д).
1-39. Охарактеризуйте основные особенности размещения природных ресурсов в мире:
а) равномерно размещены во всех странах;
б) размещены неравномерно;
в) не зависят от уровня экономического развития стран;
г) зависят от уровня экономического развития стран;
д) размещение полезных ископаемых связано с различиями в тектонических процессах, условиями их образования в прежние геологические эпохи;
е) верны а), д);
ж) верны б), д).
1-40. Самые большие запасы нефти в мире сосредоточены:
а) в развитых странах Европы;
б) в Африке;
в) на Ближнем и Среднем Востоке;
г) в России;
д) в США.
1-41. Выберите группу стран, которые обладают крупнейшими в мире запасами нефти:
а) Россия, ЮАР, Китай;
б) Китай, Иран, Кувейт;
в) Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт;
г) США, Китай, Иран;
д) США, Россия, Боливия.
1-42. Отметьте два региона мира, где сосредоточены основные разведанные запасы природного газа:
а) Африка;
б) Северная Америка;
в) Южная Америка;
г) Ближний и Средний Восток;
д) Восточная Европа (включая Россию);
е) Австралия и Океания;
ж) Западная Европа;
з) Юго-Восточная Азия;
и) верны а), б), д), е);
к) верны г), д).
1-43. Самыми крупными запасами природного газа среди стран Западной Европы обладают:
а) ФРГ;
б) Великобритания;
в) Бельгия;
г) Нидерланды;
д) Франция;
е) Австрия;
ж) Италия;
з) Норвегия;
и) верны б), г), з);
к) верны а), з).
1-44. Микроэкономика природопользования изучает:
а) спрос и предложение на рынках загрязнений;
б) взаимодействие между предприятием, домохозяйством и территорией в процессе природопользования;
в) монополизм в природопользовании
1-45. Отходоёмкость ( ассимиляционный потенциал) природной среды – это:
а) количество отходов предприятий;
б) объём отходов, который может быть переработан природной средой без вреда для природы и общества;
в) общий объём отходов, который может быть размещён в природной среде.
1-46. В высокоразвитых странах воздействие на природу увеличивается за счёт:
а) прироста населения;
б) роста производства;
в) роста потребления.
1-47. Выберите из приведённых форм регулирования отношений в сфере природопользования три, которые относятся к административным мерам управления:
а) лицензии;
б) платежи за природные ресурсы;
в) нормативы и стандарты качества среды;
г) нормативы и стандарты допустимого воздействия на среду;
д) экологическое страхование;
е) платежи за нормативное загрязнение среды;
ж) платежи за сверхнормативное загрязнение среды;
з) верны а), в), г);
и) верны а), б), г).
1-48. Выберите из приведённых сокращений одно, означающее норматив, на основе невыполнения которого принимается решение о перепрофилировании предприятия:
а) НРБ;
б) ПДК;
в) ПДУ;
г) ВДВ;
д) ПДВ.
1-49. Выберите, какие два из приведённых видов нормирования не относятся к лимитированию природопользования:
а) нормативы содержания вредных веществ в почве;
б) предельно допустимые нормы выбросов в атмосферу;
в) предельно допустимые нормы сбросов вредных веществ в воду;
г) предельно допустимые нормы выемки природного вещества из природной среды;
д) предельно допустимые нормы размещения отходов;
е) предельно допустимые нормы уровня шума вне помещений;
ж) верны а), д), е);
з) верны в), г).
1-50. Выберите, какие три из перечисленных ниже показателей являются лимитируемыми при пользовании лесными ресурсами:
а) расчётная лесосека, определяющая баланс между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины;
б) допустимое за определённый временный срок количество граждан, пребывающих в данном лесу;
в) допустимое количество собираемых грибов и ягод;
г) количество туристических стоянок и костищ на данном участке леса;
д) численность тех или иных животных , от которых зависит состояние леса;
е) верны а), б), д);
ж) верны а), б), в).
1-51. «Оффшор» - это:
а) территория, предоставляющая налоговые льготы зарегистрированным компаниям;
б) колониальный анклав горнодобывающей промышленности;
в) территория, не имеющая связей с соседними странами.
Вариант 2
2-1. Сильная устойчивость - это:
а) полное сохранение природного капитала;
б) экономический рост, приспособленный для «зеленого» измерения ВВП;
в) экологосбалансированная экономика;
г) взаимозамещение капиталов (производственного, человеческого и природного), то есть правило постоянного капитала.
2-2. Слабая устойчивость:
а) учитывает правило Хартвина;
б) основывается на неограниченном свободном рынке;
в) требует жестоко регулируемой экономики по изъятию ресурсов природы;
г) предполагает стабилизацию или уменьшение размеров экономики и численности населения.
2-3. Устойчивое развитие предполагает:
а) равенство внутри поколения;
б) согласование экономических и социальных целей общества;
в) соблюдение экологических целей;
г) равенство поколений;
2-4. Сырье, топливо - это природные ресурсы:
а) незаменимые;
б) заменимые;
в) рекреационные;
г) общественные.
2-5. Если одни и те же субъекты одновременно выполняют функции хозяйствующих и социальных субъектов, то это:
а) приведет обязательно к нерациональному природопользованию;
б) оптимизирует нагрузку на природные системы;
в) приведет в одних случаях - к эффективному хозяйствованию, а в других к нерациональному природопользованию;
г) ни а), ни б), ни в) не могут быть ответом на поставленный вопрос.
2-б. Формой экономической реализации собственности на ресурсы не является:
а) арендная плата за землю (лес);
б) плата за загрязнение окружающей среды,
в) ущерб от нерационального природопользования;
г) залог, вносимый за право пользования природным ресурсом частным собственником.
2-7. В каком из перечисленных случаев возможна доверенность только при вмешательстве государства:
а) когда участников сделки 2-3 субъекта;
б) при производстве частного товара;
в) при наличии экстерналий;
г) при отдыхе на берегу озера.
2-8. Провалы рынка не связаны с:
а) совершенной конкуренцией;
6) наличием положительных экстерналий,
в) «загрязнением» экологической информации;
г) правовыми неопределённостями.
2-9. Условием превращения общественного блага в частный товар является:
а) установление платы за пользование благом;
б) установление очереди среди потребителей;
в) установление условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование; г) усиление конкуренции (соперничества) в потреблении.
2-10. Кто несёт потери от положительного внешнего эффекта:
а) третьи лица,
б) производитель;
в) покупатель;
г) население.
2-11. Кто страдает от производства отрицательного внешнего эффекта:
а) покупатели продукции, при производстве которой загрязняется окружающая среда;
б) третьи лица;
в) экспортеры;
г) импортеры.
2-12. Коллективно потребляемые ресурсы открытого типа.
а) не могут быть присвоены частным собственникам;
б) вовлекаются без проблем в процесс купли-продажи;
в) инвестиции направляются в основном на ресурсосбережение;
г) инвестиции направляются в основном на ресурсопотребление без учёта экологических последствий;
д) верны а) и г);
е) верны а), б), г).
2-13. Экономическая оценка природных ресурсов - это:
а) составной элемент кадастра;
б) экономический инструмент экологического регулирования;
в) основа функционирования экологического мониторинга;
г) верны а) и 6).
2-14. Рыночная стоимость экологического блага при отсутствии цен:
а) всегда устанавливается на уровне спроса и предложения;
б) включает равновесную цену плюс дополнительную выгоду потребителя;
в) площадь под кривой предельной полезности;
г) площадь под кривой предельных издержек.
2-15. Экономическая рента за ресурс - это:
а) доход от предполагаемого в будущем использования данного ресурса;
б) разность замыкающих и индивидуальных затрат;
в) затраты на восстановление при утрате ресурса;
г) верны а) и б).
2-16. Ущербоёмкость продукции определяется:
а) деление экономического ущерба на объём выпускаемой продукции;
б) деление объёма выпускаемой продукции на величину экономического ущерба;
в) умножение экономического ущерба на объём выпускаемой продукции;
г) делением предотвращенного ущерба на объём производства.
2-17. Дисконтирование - это:
а) приведение друг к другу потоков доходов (выгод) и затрат на основе ставки дисконта с целью определения текущей (сегодняшней) стоимости будущих доходов;
б) процесс начисления сложных процентов;
в) определение будущей стоимости (цены) в условиях неопределенности и риска;
г) оценка альтернативной стоимости будущего использования ресурсов.
2-18. Выбор лучшего варианта инвестирования в охрану окружающей среды с целью дости