Расчет и оценка основных параметров модели для случая бассейна Балтийского моря
Модель Чандера-Тулкенса анализируется для интересующего нас конкретного случая при ряде упрощающих предпосылок. Прежде всего с учетом приоритетного характера азотных загрязнений предполагается, что эвтрофикация Балтийского моря вызывается только этими загрязнениями. По отношению к ним далее определяются природоохранные мероприятия, имеющие своим результатом соответствующие сокращения загрязнений –р'i, а также их предельные затраты g¢i. Затем посредством применения серии СVМ по отношению к различным странам оцениваются выгоды pi и pN и определяются основные показатели международной программы трансфертов с целью сокращения загрязнения Балтийского моря. Данные гипотетические показатели, вытекающие из модели Чандера-Тулкенса, сравниваются с осуществляемыми на практике. Перейдем к расчету и оценке интересующих нас показателей.
А) Начнем с оценки издержек по сокращению загрязнения. В модели Чандера-Тулкенса предполагается, что показатели предельных экологических затрат у, известны по всем странам. Это соответствует действительности при условии того, что, как следует из построения модели, в ней на самом деле фигурируют не предельные, а средние затраты для каждой i-й страны, приходящиеся на определенный промежуток времени (пусть это будет год). Сходным образом на практике оперируют следующими параметрами: –p¢i будет обозначать ежегодное сокращение выбросов вредных веществ (и как уже отмечалось ранее, в качестве приоритетного вредного вещества рассматривается азот); (у¢i = –gi × p¢i) необходимые для каждой страны (i) ежегодные экологические издержки. При этом загрязнение бассейна Балтийского моря происходит из-за вредных веществ, приносимых вместе с впадающими в море реками, ливневых загрязнений и атмосферных загрязнений. Что касается атмосферного загрязнения, то его виновниками могут быть не только прибрежные государства, однако от этой части проблемы в последующих расчетах абстрагируются. На уровень экологических издержек также влияют применяемые технологии очистки, в том числе с учетом отраслевых особенностей. Для учета этого фактора в модели различают уровень экологических издержек, соответствующий применению очистных установок в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве, технологии по ограничению применения удобрений в сельском хозяйстве и, наконец, издержки по сокращению вредных выбросов автотранспорта и электростанций. С учетом данных, а также ряда других моментов ежегодные издержки, необходимые для сокращения сброса вредных веществ в бассейн Балтийского моря, по прибрежным странам оценены следующим образом (см. табл. 16.2).
Таблица 16.2. Расчет экологических издержек по странам бассейна Балтийского моря
Показатели страны | Сокращение (%) | Издержки (-gi × P¢i) ($106) |
Финляндия | ||
Швеция | ||
Дания | ||
Германия | ||
Польша | ||
Литва | ||
Латвия | ||
Эстония | ||
Россия | ||
Всего |
В табл. 16.2 суммированы ежегодные затраты, необходимые для сокращения азотного и фосфорного загрязнения Балтийского моря на 50% (из них 80-90% представляют издержки, необходимые для сокращения азотного загрязнения). Эти издержки являются результатом применения оптимизационной модели, которая позволяет распределить между различными странами совокупные затраты, необходимые для 50%-ного сокращения загрязнения таким образом, что в сумме эти издержки будут минимальны. Инвестиционные затраты были определены из расчета на год при нормативе дисконтирования в 7% и усреднены на 20-летнем периоде, соответствующем ОЭПД.
Б) Оценка выгод (прибылей) от сокращения эвтрофикации Балтийского моря. Как и в любых моделях, где соизмеряются затраты и результаты, оценка выгод составляет наиболее сложную часть задачи. Известно, что единственным методом, который позволяет определить так называемую ценность, прямо не связанную с применением ресурса, является условно-опросный метод. В результате применения этого метода могут быть получены оценки готовности заплатить (определенной репрезентативной выборки респондентов) за улучшение качества какого-либо природного объекта (в нашем случае – Балтийского моря). Эти показатели далее экстраполируются, и получается агрегированная оценка готовности заплатить прибрежного населения соответствующей страны.
Таблица 16.3. Оценка готовности заплатить и выгод, получаемых от улучшения качества Балтийского моря
Страна | Номинальный ВВП на душу населения ($) | ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности национальной валюты) | b1 | WTP На душу населения | Агрегированные выгоды pi ($106) |
Финляндия | 0.92 | ||||
Швеция | |||||
Дания | 1,15 | ||||
Германия | 1,10 | ||||
Польша | |||||
Литва | |||||
Латвия | 0,84 | ||||
Эстония | 1,05 | ||||
Россия | 1,37 | ||||
Весь бассейн | – |
Для расчета интересующих нас показателей были использованы данные подобных эмпирических исследований, проведенных в середине 90-х гг. XX столетия в трех Балтийских странах – Польше, Литве и Швеции. При этом авторы предлагаемого механизма исходили из предположения, что данные по Швеции являются репрезентативными для всех других прибрежных западноевропейских стран с развитой рыночной экономикой; данные по Литве адекватно отражают ситуацию в странах, относящихся к постсоветским; и Польша отражает лишь саму Польшу. Опуская ряд специальных вопросов, которые касаются конкретных методических приемов организации опросов, включая форму проведения опросов, проблему обеспечения репрезентативности выборки респондентов и др., перейдем к анализу полученных сводных данных (см. табл. 16.3).
Расчет показателей табл. 16.3 базировался также на следующих допущениях. Для каждой страны, входящей в соответствующий под-регион бассейна Балтийского моря, расчет WTP производился исходя из предположения, что данный показатель пропорционален ВВП надушу населения, рассчитанному с учетом его паритета покупательной способности национальной валюты. Причем, поскольку исследования и расчеты WTP производились лишь в одной из стран (назовем ее «пилотом») каждой из трех групп (напомним, это были Швеция, Литва и Польша), получаемые в этих странах данные должны были быть откорректированы для их экстраполяции на всю группу. Для этих целей использовались коэффициенты . Они определялись как отношение ВВП (по паритету покупательной способности на душу населения) для исследуемой страны к соответствующему показателю страны пилота.
В) На данном этапе с учетом полученных ранее показателей определяются величины трансфертов, получаемых (передаваемых) странами, т.е. величины Т¢i формулы (16.27). Расчет этих показателей осуществляется в следующей последовательности. Представленные в табл. 16.3 показатели готовности заплатить и выгод, получаемых от очистки Балтийского моря прибрежными странами, служат основой для определения коэффициентов (pi/pN) формулы (16.27). Далее эти коэффициенты, как и другие ранее полученные показатели, подставляются по каждой из стран в формулу (16.27) для получения данных о соответствующих трансфертах. Итоговые показатели представлены в табл. 16.4.
Таблица 16.4. Гипотетические денежные трансферты
Страна | (pi / pN) | T¢i (106 $) |
Финляндия | 0,144 | –312,88 |
Швеция | 0,267 | –395,62 |
Дания | 0,165 | –292,29 |
Германия | 0,112 | 67,20 |
Польша | 0,241 | 280,82 |
Литва | 0,012 | 279,97 |
Латвия | 0,008 | 208,79 |
Эстония | 0,006 | 117,20 |
Россия | 0,046 | –109,19 |
Все страны | 1,000 | 0,00 |
Для проведения анализа по стратегии поведения стран-участниц ХЕЛКОМ необходимо принять условный характер результатов, полученных из модели Чандера-Тулкенса, весьма неожиданны в отношении двух стран – Германии и России. Первая, будучи экономически развитой страной, вопреки разумным предположениям, должна получать ежегодные компенсации в размере $ 67,2 млн. Что касается России, то она, наоборот, испытывая серьезные трудности, связанные с рыночными реформами, оказывается чистым донором, направляя другим, в том числе развитым странам, весьма солидные трансферты ($ 109,19 млн., исходя из расчета на год). Эти два парадокса не должны пройти мимо внимания студентов. Целесообразно, чтобы они сами попытались на них ответить. Но определенные комментарии с вашей стороны, по всей вероятности, тоже будут необходимы.
Эти парадоксы связаны с рядом предпосылок, положенных в основу расчетов. Для Германии занижение ее финансовых обязательств по участию в международной инвестиционной программе является следствием занижения соответствующего показателя рi, который рассчитывался с учетом относительно небольшого населения, проживающего на севере страны в прибрежных районах Балтийского побережья. Повышенные обязательства для России являются результатом значительного разрыва в показателях номинального ВВП ($1147) и ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности ($4970). Кроме того, с учетом географического положения почти пятимиллионного Санкт-Петербурга численность населения, используемая для соответствующих оценок, оказывается тоже значительной. Понятно, что в случае проведения реального опроса жителей прибрежных районов России о готовности заплатить за очистку Балтийского моря (например, в форме дополнительных налогов) российские респонденты в расчет будут принимать не гипотетические данные ВВП по паритету покупательной способности национальной валюты, а реальный уровень собственных доходов и розничных цен на товары и услуги (что отмечают и авторы, предлагаемого механизма трансфертов).
Полезно также обсудить вместе со студентами различную долю выгод от реализации данного долгосрочного экологического проекта, приходящегося на различные страны. Как следует из последнего столбца табл. 16.4, страной, которая получает наибольшую долю выгод от реализации предлагаемого механизма, является Швеция.
Материал кейса также является хорошей иллюстрацией того, насколько любая страна должна быть внимательна и предусмотрительна, подписывая те или иные международные экологические договоренности. Этому подписанию и взятию на себя соответствующих обязательств должно предшествовать квалифицированное заключение экспертов с использованием метода «анализ затрат-результатов», позволяющего взвесить как плюсы, так и минусы присоединения к режиму международных договоров.
Задания студентам:представьте анализ возможных стратегий повеления России в виде соответствующей матрицы, используя представленную в предыдущих таблицах информацию. Выберете наиболее целесообразную с вашей точки зрения стратегию и аргументируйте свою позицию.
Матрица решений