Вместо введения к главе
Дьяченко А.А.,,
полковник в отставке, кандидат технических наук,
ведущий научный сотрудник научного центра ФПС России.
Участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, 1986 год.
Член Союза писателей России.
Общеизвестен не прекращающийся диалог философов, крупных теоретиков, писателей, политологов о роли личности и масс в решении крупномасштабных проблем, в революционных преобразованиях и в развитии государств и народностей в целом.
Если прислушаться к дискутирующим группировкам, то можно услышать убедительные доводы с яркими примерами правомерности как одной стороны (личность решает все), так и другой (массы решают все).
Так все-таки - где же истина? Кто прав? Те, кто утверждает, что решение крупномасштабных проблем достигается за счет личности, или те, кто выдвигает на передний план массы.
На наш взгляд, применительно к чернобыльской эпопее ликвидации последствий катастрофы (да и не только к ней), правомерно другое утверждение: решающее значение при возникновении крупномасштабных проблем (катастрофы, войны, революции и др.) принадлежит единой суперсистеме, включающей и личности, и массы, действующей как единое целое, имеющей ярко выраженные цель, задачи, алгоритм их решения, необходимые материальные и людские ресурсы и др.
Подтвердим это. Известно, что качество любой системы, в том числе и организационно-технической, к которой относится система ЛПК с заданной структурой, специалистами, техническим оборудованием, руководящим ядром, налаженными информационными и материальными потоками, определяется ее свойствами. Одним из основных свойств является эффективность.
Так как эффективность сложной системы определяется эффективностью функционирования ее подсистем, а они, в свою очередь, составляющими их элементами (к ним можно отнести руководителей, специалистов, технику и др.), то отсюда вытекает, что эффективность сложной системы определяется как личностью, так и массами, входящими в эту систему.
Таким образом, можно утверждать, что ликвидацию последствий в 30-км зоне Чернобыльской АЭС один, даже сверхгениальный руководитель, при всех своих стараниях не смог бы выполнить.
С другой стороны, наличие неорганизованной массы специалистов, действующих каждый по своему плану, также "завалило" бы выполнение работ в 30-км зоне.
И только единая сплоченная суперсистема (во второй главе ей дано название - стратегическая группировка сил и средств), в которой все: руководители Правительственной комиссии, отраслей, ведомств, подчиненные им штабы и многочисленные подразделения, в том числе соединения и части силовых министерств, укомплектованные современной техникой, профессионалами, смогла выполнить задачи по ликвидации катастрофы на Ч АЭС.
Таким образом, можно утверждать, что в ходе ликвидации последствий катастрофы все - от руководителей до простых тружеников - были "рядовыми" Чернобыля и каждый их них выполнял свой долг, свои функциональные обязанности с максимальной эффективностью, что и обеспечило в целом укрощение "мирного" атома в заданные сроки.
Так как же быть нам, взявшим на себя миссию описать, систематизировать вклад ликвидаторов? О ком писать? О Б.Е. Щербине или о простом труженике, работавшем на "Укрытии", или о водителях КамАЗов, вывозивших радиоактивные отходы? На наш взгляд, надо осветить вклад каждого ликвидатора! Пусть дети, внуки и правнуки знают и не забывают вклада их отца, деда или прадеда!
Но создать единую монографию на всю страну - невозможно! Кик же быть? Выходы, конечно, есть. Один из возможных вариантом включается в том, чтобы была создана многотомная "История ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС". Но не в виде единой книги. Это должен быть многотомный труд, объединенный одной концепцией и структурой. Участие в его разработке могут принять все чернобыльские организации, освещая вклад "своих" чернобыльцев.
Фактически общественные организации имеются в каждом районе, поселке. Именно на этом уровне и надо осветить вклад чернобыльцев, проживающих на данной территории. Чтобы об их труде в *: те трудные годы знали родные, близкие, соседи и односельчане.
Создавая такие произведения, необходимо не забывать, что основную тяжесть, как на войне, так и в Чернобыле вынесли солдаты, простые труженики, вне зависимости от занимаемой должности, работали на сооружении "Укрытия" или участвовали в дезактивации населенных пунктов, проселочных дорог, лесных массивов и т.д.
Исходя из высказанных положений, и построена третья глава настоящей монографии.
Глава III
"РЯДОВЫЕ" ЧЕРНОБЫЛЯ
ПАТРИАРХ МИНАТОМА
Бриш А.А.,
главный конструктор Всероссийского научно-исследовательского института автоматики,
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий,
доктор технических наук, профессор.
Е.П. Славский родился 26 октября 1898 г. в Макеевке. С раннего детства познал нелегкую жизнь сельского труженика, затем работал на угольных шахтах и заводах Донбасса, в годы гражданской войны участвовал в боях в составе Первой Конной армии.
С 1933 года, после окончания Московского института цветных металлов и золота, работал на предприятиях цветной металлургии, пройдя путь от инженера до директора завода.
В годы Великой Отечественной войны, будучи директором Днепропетровского алюминиевого завода, обеспечивал эвакуацию на Урал и организацию производства необходимого фронту металла. В конце 1945 года назначается заместителем наркома цветной металлургии. В 1946 году Е.П. Славский направляется в атомную промышленность. С 1957 года по 1988 год возглавлял Министерство среднего машиностроения СССР.
За исключительные заслуги перед государством Е.П. Славскому трижды присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден десятью орденами Ленина, орденом-Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалями. Ему присвоено звание лауреата Ленинской премии и трижды лауреата Государственной премии СССР.
Умер Е.П. Славский 28 ноября 1991 года.
Завершается двадцатый век, принесший коренные, глобальные изменения в жизнь людей и расцвет науки; век опустошительных войн, с гибелью многих десятков миллионов людей; век, когда энергия атомного ядра, превышающая в 20 миллионов раз энергию обычных химических взрывчатых веществ, была применена США в военных целях.
Наша страна в течение считанных лет смогла ликвидировать монополию США на ядерное оружие и использовать атомную энергию в мирных целях, построив первую атомную электростанцию. Был осуществлен прорыв в освоении новых грандиозных источников энергии - ядерной и термоядерной.
Началась новая эпоха. Угроза взаимного ядерного уничтожения принудила ведущие государства к миру. Вторая половина столетия прошла без глобальных войн.
Становлением атомной отрасли в нашей стране занимались талантливые ученые и руководители. Одним из выдающихся создателей атомной индустрии был легендарный человек - Ефим Павлович Славский. Он 40 лет отдал становлению атомной отрасли, из них 30 лет возглавлял Министерство среднего машиностроения.
Время не было властно над ним. Его физическая мощь, выдающийся интеллект и мудрость не увядали.
В 1957 г. Ефим Павлович становится министром среднего машиностроения. На этом посту наиболее полно проявился его талант крупного и мудрого руководителя, самоотверженность и громадная трудоспособность. За тридцать лет его руководства Министерство преобразилось: построена мощная атомная промышленность, множество новых городов, воспитаны многочисленные кадры высококвалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, ученых. Был создан мощный ядерный щит нашей страны, построены многочисленные атомные электростанции, вырабатывающие значительную часть электроэнергии.
Ефим Павлович уделял большое внимание достойной жизни людей. Строилось благоустроенное жилье, школы, больницы, учреждения культуры. Наблюдался непрерывный научно-технический прогресс отрасли, значительные средства выделялись для развития фундаментальных научных исследований. Министерство и его министр имели стабильный высокий авторитет.
Когда он был министром, мне приходилось встречаться с ним при различных обстоятельствах: на заседаниях Научно-технического совета по ядерному оружию, на расширенных коллегиях Министерства, на совещаниях по отдельным научно-техническим вопросам... Всякий раз я убеждался, что нам - работникам атомной отрасли, нашему государству - очень повезло, что Министерство возглавил такой руководитель, как Ефим Павлович Славский.
В течение 22 лет я встречался с ним не только по служебным делам, но и в доме отдыха "Опалиха", куда он пригласил меня отдыхать. Я хочу поделиться своими воспоминаниями о Ефиме Павловиче, каким он мне запомнился.