Цель и задачи дисциплины
Ю.Ю.Сперанская
Гидрология
Задания для практических занятий и семинаров
И методические рекомендации
По их выполнению и самостоятельному
Изучению дисциплины
Для студентов специальности 7.070801
«Экология и охрана окружающей среды»
МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ УКРАИНЫ
СЕВАТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЯДЕРНОЙ
ЭНЕРГИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Кафедра теоретических основ экологии
Ю.Ю.Сперанская
Гидрология
Задания для практических занятий и семинаров
и методические рекомендации
по их выполнению и самостоятельному
изучению дисциплины
Для студентов специальности 7.070801
«Экология и охрана окружающей среды»
Утверждено
Ученым советом университета
Севастополь
С
УДК
Сперанская Ю.Ю.
Гидрология: Задания для практических занятий и семинаров и методические рекомендации по их выполнению и самостоятельному изучению дисциплины: Учеб.- метод. пособие.- Севастополь: СНУЯЭиП, 2008, - с.
Приведены общие методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины, задания и методические указания по подготовке и проведению семинарских занятий, практических и контрольных работ.
Для студентов заочной формы обучения указаны основные требования к написанию и оформлению контрольных работ.
Теоретический материал, изложенный в работе, а также литературные источники помогут в подготовке к модульному экзамену по дисциплине.
Рецензенты:
к.с.-х.н. Чекмарева Т.М.
к.т.н. Черкашин И.А.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс "Гидрология" для студентов факультетов университетов знакомит студентов-экологов с системой основных научных знаний и методов исследований в области гидрологии. Эти знания могут быть использованы специалистами-экологами в их деятельности в различных научных, народнохозяйственных и учебных организациях.
1.1. Роль и значение дисциплины.
Одним из последствий развития цивилизации является усиление антропогенного воздействия на гидросферу нашей планеты. С другой стороны, процессы, происходящие ныне в гидросфере, существенно влияют на благополучие человечества, а также всей биосферы нашей планеты. Все это повышает роль «Гидрологии» как базовой дисциплины при подготовке специалистов экологов.
Без знания особенностей процессов происходящих в гидросфере, сложных многообразных связей гидросферы, атмосферы и биосферы, без умения прогнозировать последствия техногенного воздействия на водную оболочку нашей планеты, невозможно принимать экологически обоснованные технологические и хозяйственные решения, рационально строить взаимодействия с природой, находить оптимальные варианты природопользования.
Вот почему изучение студентами законов гидрологии, происхождения и структуры гидросферы планеты, химических и физических свойств природных вод, круговорота воды в природе, гидрологии океана и морей, рек, ледников, озер и подземных вод, антропогенных факторов изменения состояния гидросферы в целом и отдельных ее компонентов, гидрохимического, гидродинамического и гидробиологического режима акваторий являются неотъемлемой частью системы подготовки специалистов – экологов.
Курс "Гидрологии" является базовым для дисциплин - «Метеорология и климатология», «Геология с основами геоморфологии», «Почвоведение», «Экология»,
«Ландшафтоведение», «Химия с основами биогеохимии».
Цель и задачи дисциплины.
Целью преподавания дисциплины является усвоение студентами основных законов гидрологии, а также важнейших закономерностей взаимовлияния природных и техногенных процессов в гидросфере на биосфере.
Задачами курса являются:
- дать методические направления и методы самостоятельного совершенство
вания своих знаний и навыков в области основных гидрологических расчетов;
- изучить современные представления о происхождении и структуре гидросферы планеты, химических и физических свойств природных вод, круговорота воды в природе, гидрологии океана и морей, рек, ледников, озер и подземных вод, антропогенных факторов изменения состояния гидросферы в целом и отдельных ее компонентов, гидрохимического, гидродинамического и гидробиологического режима акваторий;
- развить умение наблюдать, оценивать и прогнозировать последствия техногенного воздействия на гидросферу, а также динамику состояния различных компонентов биосферы под влиянием процессов в гидросфере;
- ознакомить с современными технологиями гидрологических наблюдений и особенностями их реализации в ходе практической деятельности экологов на промышленных предприятиях и объектах энергетики.
В результате изучения курса, студенты должны:
ЗНАТЬ:
- основные законы и закономерности, понятия и определения гидрологии;
- происхождение и структуру гидросферы планеты;
- химические и физические свойства природных вод;
- круговороты воды в природе;
- гидрологию океанов и морей, рек, озер ;
- гидрологию ледников и основы гляциологии;
- гидрологию подземных вод;
- антропогенные факторы изменения гидросферы в целом и отдельных ее компонентов;
- гидрохимический, гидродинамический и гидробиологический режим акваторий;
- экологическую роль воды в атмосфере и ее влияние на особенности процессов в биосфере;
- закономерности формирования глобальной циркуляции Мирового океана и ее влияние на эволюцию биосферы и формирование климата;
- взаимовлияние изменений гидросферы и биосферы;
- факторы, приводящие к развитию опасных гидрологических явлений.
- современные технологии и методы очистки водных объектов в условиях отдельной геоэкосистемы.
УМЕТЬ:
- практически применять накопленные знания при объяснении наблюдаемых гидрологических явлений, оценке их воздействия на экосистемы, а также прогнозировать их дальнейшее развитие и экологические последствия;
- выявлять предвестники опасных гидрологических явлений;
- вести гидрологические наблюдения, обрабатывать и анализировать гидрологическую информацию;
- анализировать состояние водных объектов;
- анализировать причины природно-техногенных аварий на водных объектах, давать рекомендации по предупреждению их негативных последствий;
- рассчитывать извилистость, протяженность, густоту речной сети;
- рассчитывать вертикальную конвекцию для обозначения глубины проникновения загрязняющих веществ;
- исследовать механизмы саморегуляции в морской среде и системе окен-атмосфера-гидросфера;
- отбирать пробы воды с различных слоев морской акватории;
- определять тепловой, водный, солевой баланс в условиях аквальных ландшафтов.
ОЗНАКОМИТЬСЯ:
- с современными технологиями сбора гидрологической информации;
- с особенностями гидрологии при экологических исследованиях;
- с принципами мониторинга водной среды.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ