Нормативно-правовая база
Основным документом, регулирующим вопросы социальной защиты граждан, проживающих на загрязненных территориях, является Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Впервые Закон был принят Верховным Советом РСФСР 15 мая 1991 года. В последующем, 18 июня 1992 года и 29 ноября 1994 года, Верховным Советом и Государственной Думой были приняты новые редакции Закона. Внесенные в Закон изменения не затрагивали принципов зонирования территорий. В соответствии с Законом Российской Федерации допустимым и не требующим вмешательства является дополнительное (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучение населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на ЧАЭС, образующее в 1991 г. и в последующие годы среднегодовую эффективную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр).
Закон устанавливает следующие зоны радиоактивного загрязнения:
l зона отчуждения,
l зона отселения,
l зона проживания с правом на отселение,
l зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Причем, для последней, предполагалось заведомое отсутствие доз облучения, требующих каких-либо защитных мер. Государство и данной зоне брало на себя обязательства обеспечения некоторого льготного социально-экономического режима в виде компенсации ча ненормальное состояние окружающей среды (примерно на порядок большее содержание радиоактивного 137Сз в почве по сравнению с другими территориями). Согласно Закону перечни населенных пунктов, входящих в зоны радиоактивного загрязнения, утверждаются Правительством РФ и должны пересматриваться не реже, чем один раз в три года. При формировании перечней учитывались и социальные факторы, в результате чего в соответствующие зоны включались населенные пункты с меньшими плотностями загрязнения. К настоящему времени на территории России в зонах радиоактивного загрязнения проживает почти 2,7 миллиона человек (табл. 2.7.). Жителям зон радиоактивного загрязнения выплачиваются многочисленные льготы и компенсации.
Таблица 2.7.
Количество населенных пунктов и число жителей, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
Л | ПО | О | Всего | |||||
Брянская | ||||||||
Калужская | - | - | ||||||
Орловская | - | - | ||||||
Тульская | - | - | ||||||
Остальные | - | - | - | - | ||||
Всего: |
Л - зона проживания с льготным социально-эконом. статусом;
ПО - зона проживания с правом на отселение;
Всего - всего на территории радиоактивного загрязнения:
1 - количество населенных пунктов;
2 - количество жителей, тысяч человек.
К зоне отчуждения относятся территории, население которых в 1986 году и в последующие годы было эвакуировано или переселено.
К зоне отселения относятся территории, на которых плотность загрязнения почвы 137Cs превышает 15 Ки/км2. В зоне отселения, где плотность загрязнения 137Cs превышает 40 Ки/км2, а также там, где среднегодовая ЭД может превысить 5 мЗв, население подлежит обязательному отселению (зона обязательного отселения).
К зоне проживания с правом на отселение относятся территории с плотностью загрязнения почв 137Cs от 5 до 15 Ки/км2, а также те, где среднегодовая ЭД облучения больше 1 мЗв.
К зоне проживания с льготным социально-экономическом статусом относятся территории с плотностью загрязнения почв 137Сз от 1 до 5 Ки/км2 и среднегодовая ЭД не должна превышать 1 мЗв.
В 1995 году Российской научной комиссией по радиационной защите была разработана Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, одобренная Правительством РФ. Концепция предполагает, что на территории населенных пунктов, где среднегодовая эффективная доза не превышает 1 мЗв, проводится обычный мониторинг радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, по результатам которого оценивается доза облучения населения. Если содержание радионуклидов в отдельных пищевых продуктах превышает действующие нормативы, осуществляется обязательная сертификация этих продуктов по радиационному фактору. Проживание и хозяйственная деятельность населения на этой территории по радиационному фактору не ограничиваются.
Концепцией, в отличие от действующего Закона, определены две зоны радиоактивного загрязнения в зависимости от годовых доз дополнительного облучения.
От 1 мЗв до 5 мЗв - зона радиационного контроля. В этой зоне, помимо мониторинга радиоактивности объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, проводится определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения. Осуществляются меры по снижению доз на основе принципа оптимизации и другие необходимые активные меры защиты населения.
От 5 мЗв до 20 мЗв - зона ограниченного проживания. В этой зоне осуществляются те же меры мониторинга и защиты населения, определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп, что и в зоне радиационного контроля. По результатам медицинского наблюдения и радиационного контроля формируются группы повышенного риска.
Кроме этого, Концепцией РНКРЗ для целей регистрации и последующего наблюдения вводится понятие "облученного". Ими являются те лица, накопленная эффективная доза хронического облучения которых превышает 70 мЗв.
На подавляющем большинстве загрязненных территорий годовые дозы дополнительного облучения не превышают 1 мЗв. Сводные данные по текущим дозам вследствие чернобыльской аварии приведены в табл. 2.8. В целом невелики и дозы, накопленные за весь послеаварийный период. За пределами четырех областей накопленные за 10 лет дозы не превышают нескольких мЗв и сравнимы с годовой дозой фонового облучения (3-4 мЗв). Только у 30-35 тысяч жителей Брянской области они превышают 50 мЗв (табл. 2.9.).
Таблица 2.8.
Распределение населенных пунктов и населения наиболее загрязненных областей РФ по дозам в 1996 году
Область | Диапазон средней годовой эффективной дозы, мЗв | |||
0,1 - 0,5 | 0,5 - 1,0 | 1,0 - 5,0 | выше 5 | |
Брянская, н.п. тыс. человек | 461 196 | 73 26 | 245 103 | 6 1,8 |
Калужская н.п. тыс. человек | 189 25 | 45 5 | 3 0,1 | - |
Тульская н.п. тыс. человек | 714 443 | 15 1 | - | - |
Орловская н.п. тыс. человек | 315 37 | - | - | - |
Всего, н.п. тыс. человек: | 1679 702 | 133 33 | 248 103 | 6 1,8 |
Таблица 2.9.
Распределение населенных пунктов и населения наиболее загрязненных областей РФ по дозам в 1996 году
Область | Диапазон средней накопленной эффективной дозы, мЗв | ||||
10 - 20 | 20 - 50 | 50 - 70 | 70 - 100 | выше 100 | |
Брянская | 33,6 | 191,2 | 29,6 | 2,6 | 1,4 |
Калужская | 11,3 | 7,1 | - | - | - |
Тульская | 42,9 | 1,9 | - | - | - |
Орловская | 2,4 | - | - | - | - |
В остальных областях накопленные дозы не превышают 10 мЗв.
В наиболее загрязненных районах Брянской области и нескольких населенных пунктах Калужской области радиационно-гигиеническая обстановка остается весьма неблагополучной. Здесь зачастую наблюдаются повышенные содержания 137Cs в организме жителей. Массовый контроль содержания радионуклидов цезия в организме, проводимый в этих районах, показывает, что среднее содержание 137Cs составляет 100-150 Бк/кг по наиболее загрязненным районам. У 90% жителей этих районов оно не превышает 200-400 Бк/кг. Однако у отдельных лиц содержание цезия в организме достигает 5000 - 7000 Бк/кг, что соответствует дозам внутреннего облучения в 20-25 мЗв/год. Столь высокие дозы обусловлены потреблением местных продуктов питания, в том числе молока, грибов, лесных ягод, мяса диких животных.
В чистых районах Брянской области содержание цезия в организме жителей не превышает 15-25 Бк/кг, что практически соответствует доаварийному уровню.
На загрязненных территориях действуют многочисленные ограничения, затрудняющие, а иногда и исключающие возможность хозяйственной деятельности. Они регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации № 1008 от 25 декабря 1992 г. "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В результате принятых мер повсеместно обеспечено производство нормативно чистых зерна, картофеля, овощей и фруктов. В юго-западных районах Брянской области производство сверхнормативно загрязненного молока в 1995 году составило около 0,6%, загрязненного мяса - 0,04% от заготовленного объема. Снижение объемов специальных агротехнических и агромелиоративных работ в последние годы привело к повышению содержания цезия в сельскохозяйственной продукции.