Что показали углубленные исследования?

Данные углубленных исследований состояния женского и детского организма, во-первых, подтвердили теоретические представления ученых (Бурлакова Е.Б.) об одном из основных механизмов действия ионизирующего излучения на биологические объекты -посредством их влияния на двойные связи полиненасыщенных липидов биомембран, благодаря чему нарушаются процессы мембранного переноса в клетках, деятельность мозговых структур, биосинтез белка и нуклеиновых кислот, энергетический обмен. При этом повышается риск нарушения нейро-гуморальных и иммунных регуляторных, а также транспортнотрофических сосудистых и иных процессов и возникновения морфофункциональной патологии.

У беременных женщин в зонах радиационного контроля уровень двойных связей липидов в клетках крови определялся значительно сниженным (Позняк Т.И., Киселева Е.В.). Аналогичные изменения имели место в клетках других тканей. Особенно неблагоприятно подобное действие сказывалось на состоянии плаценты - чрезвычайно биологически активного органа, образующегося в процессе беременности из материнских и эмбриональных тканей. Плацента продуцирует гормоны материнского и плодового происхождения, накапливает энергетические субстраты и пластические материалы и в определенной степени регулирует эти процессы, участвует в осуществлении транспортно-трофической функции материнского организма в интересах плода и обеспечивает -его развитие, осуществляет подготовку к родам.

Как показали совместные исследования ультразвуковистов, эндокринологов, биохимиков, морфологов, в условиях радиоактивного воздействия структура и функциональная активность плацентарной ткани нарушаются. Изменения, прежде всего, носят гемодинамический характер. Почти у одной трети женщин в ткани плацент имели место деструктивные и у одной пятой - воспалительные процессы (Ежова Л.С., Беляева.). Нарушение функции выражалось главным образом в снижении ее гормональной активности и нарушении выработки специфических белков беременности. И структурные и функциональные изменения касались в равной степени материнской, и плодовой части плаценты. При этом глубина структурных и функциональных изменений зависела, как от функциональных особенностей беременной (прежде всего, фазы гестацион-ного процесса), так и от наличия радиоактивного фактора.

Зависимость от функциональных особенностей проявлялась в том, что эти поражения обнаруживались, преимущественно, в критические периоды гестации, когда происходили наиболее бурные процессы перестройки жизнедеятельности материнского и плодового организмов. О связи с радиационным воздействием свидетельствовало то, что подобные изменения в зонах радиационного контроля встречались в четыре раза чаще, чем на территориях, не подверженных действию радиационного фактора.

У юных беременных, которые перенесли аварию на ЧАЭС в период становления у них половых функций, подобные изменения были выражены в наибольшей степени.

Углубленное исследование состояния потомства, прежде всего, включало оценку генетического аппарата соматических клеток. Эти исследования, как уже говорилось выше, проводились совместно с сектором радиационного и химического мутагенеза НИИ общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН. Определялись специфические для радиации мутационные эффекты (аберрации и разрывы хромосом), а также функциональные возможности геномной ДНК: ее способность к репаративным процессам - спонтанный синтез и восстановление целостности ДНК после ее нарушения в результате воздействия на живые клетки крови, взятые у детей разных возрастов и их матерей из зон радиационного контроля индифферентного УФ-облучения и специфического радиационного воздействия. Исследовали также генетический полиморфизм структурных и ферментных белков.

Результаты проведенного исследования показали, что у женщин и детей на территориях, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, несколько чаще, чем на территориях, не подверженных радиационному воздействию, наблюдаются изменения, характерные для радиационного фактора (аберрации хромосом, называемые "дицентриками" и "кольцами"). Более часто они возникали в периоды наиболее напряженного функционирования организма: у родильниц сразу после родов и у детей в критические периоды их развития (особенно на девятом месяце жизни - при переходе к прямостоянию и ходьбе), а для зон повышенной радиоактивности - по мере накопления дозовой нагрузки.

Наличие и выраженность мутагенных процессов в соматических клетках сравнивались с клинико-лабораторными данными: дицентрики и хроматидные обмены коррелировали с врожденными пороками развития; индекс разрыва хромосом - с проявлениями гипотрофии и уровнем стигм дисэмбриогенеза.

Синтетические возможности ДНК также обнаружили связь с функциональным состоянием организма. Они были понижены у детей в период новорожденности и в возрасте 2-3 месяцев, когда процессы роста ребенка наиболее активны (определяются максимальными за весь жизненный цикл человека). В то же время синтетические возможности ДНК обнаружили явную зависимость от наличия и степени радиационного воздействия. Так, ДНК лимфоцитов детей в зонах радиационного контроля реагировала минимально на индифферентное УФ-облучение и максимально - на ионизирующее гамма-облучение.

Особенно значимыми оказались результаты исследования белкового полиморфизма. Генетическое разнообразие структурных и ферментных белков обеспечивает устойчивость приспособительно-защитных реакций организма и является врожденным его свойством, которое после рождения на протяжении всей жизни уже не меняется.

Дети, рожденные до аварии на ЧАЭС, характеризуются наибольшим разнообразием генотипов структурных и ферментных белков. Дети, испытавшие радиационное воздействие, обусловленное чернобыльской катастрофой, во время своего внутриутробного развития (облучение беременных) имеют низкий уровень генетического полиморфизма белков. При обследовании детей, рожденных на радиоактивно загрязненных территориях после 1987 года, наследственный полиморфизм белков, по сравнению с таковым у "доаварийных" детей, был нарушен, хотя и в меньшей степени, чем у непосредственно облученных.

С годами в первой зоне радиационного контроля эти нарушения уменьшаются по ферментным и нарастают по структурным белкам, а во второй зоне - усиливаются - как за счет структурных, так и ферментных белков.

Математическая обработка полученных данных, проведенная Сухановой Л.П., показала, что снижение уровня наследственного полиморфизма по структурным белкам коррелирует с нарушениями внутриутробного развития (гипотрофией, врожденными пороками развития) и аллергозами, а снижение уровня белкового полиморфизма по ферментным белкам - с длительно текущими фоновыми состояниями (анемией, лимфаденопатией) и инфекциями.

Наряду с нарушениями биомембран и генетического аппарата клеток, обнаруживались множественные клинико-лабораторные свидетельства нарушений жизнедеятельности и приспособительных свойств организма, что, прежде всего, проявлялось измененной реактивностью, дисбалансом и высокой истощаемостью регуляторных механизмов защиты - центральных, нейрогуморальных, иммунологических, антиоксидантных.

Так, в зонах радиоактивного контроля у плодов в родах, по сравнению с нормативными данными, была наполовину снижена симпато-адреналовая и на 36% - кортикальная активность, При этом максимально активизировалась гипофизарно-тиреоидная система. Однако и она функционировала в режиме дистиреоза, и уже в конце первой - начале второй недели жизни у 28% обследованных после периода напряжения развивался транзиторный гипотиреоз (Сперанская Н.В.).

Несовершенство центральных регуляторных влияний проявлялось отсутствием или ослаблением центральной регуляции сердечного ритма. По данным специального исследования последовательных интервалов сердечных желудочковых комплексов, на электрокардиограммах подобные изменения имели место у 68% обследованных. В наибольшей степени эти нарушения наблюдались в те возрастные периоды, когда особенно высоки функциональные нагрузки на организм ребенка и повышены требования к его регуляторным системам: в конце первого месяца жизни, на девятом месяце жизни и в возрасте двух лет.

При электроэнцефалографическом исследовании детей разных возрастов (совместно с сотрудниками института биофизики и шестой клинической больницы г. Москвы проф> Терещенко Н.Я. и Бурцевой Л.И.) выявлено повышение функциональной активности диэнцефальных структур мозга, а при УЗИ мозга младенцев - почти у трети обследованных обнаруживалось расширение желудочковой системы мозга.

Наши рекомендации