IV. «Открытие» детьми новых знаний
1.«Нахождение» в комиксах первого свойства морей.
—Вы отлично подготовлены к изучению новой темы, продолжим дальнейшее знакомство с морями. Откройте учебники на с. 49, рассмотрите комиксы, сочините сказку о Драконе-Водохлебе и постарайтесь сами найти в данном сюжете одно важнейшее свойство морей.
—Итак, о какой особенности морей знал Мудрый Лев?
—Запишите это свойство в учебнике-тетради на с. 49.
На доске вывешивается табличка с надписью:
Моря соединяются с океанами и друг с другом. |
- Посмотрите на макет (см. вверху).
- Является ли водоем, расположенный в центре макета, морем?
- Не могли бы вы побыть в роли старика Хоттабыча и превратить этот закрытый водоем в море с помощью синего лоскутка?
- Скажите, ачастью какого океана является это море? (Океана В.)
—Почему?
—Итак, о каком свойстве морей вы сейчас узнали?
2. Знакомство на опыте с особенностью сообщающихся сосудов и применение этого знания к характеристике морей.
— А теперь прочтите второе свойство морей:
Уровень воды во всех морях одинаков. |
Попробуем доказать это на опыте. Вода в сосудах находится на одном уровне?
Учитель снимает прищепку с резиновой трубки.
—Что произошло с уровнем воды в бутылках?
—Подтвердил данный опыт второе свойство морей?
- Запишите его в учебнике-тетради (с. 50, задание 2).
3. Выведение третьего свойства морей на основе ранее проведенного опыта.
- Чтобы узнать третье свойство морей, вспомним, опыт с соленой водой в блюдце. Вы установили, что при испарении воды концентрация соли повышалась. Почему?
—А теперь тарелка совсем сухая, только кристаллы соли остались на дне. Если мы снова нальем в это блюдце воду, то она будет пресная или соленая? Почему?
—На дне этого «водоема» нет кристаллов (учитель наливает воду в другое блюдце). Какая в нем будет вода? Почему?
—Вообразите, что эти «водоемы» соединены между собой, т.е. являются морями. Подумайте, какая будет в них вода — пресная или соленая? Почему?
—Запишите самостоятельно третью особенность морей (с. 50, задание 4).
—Прочтите вывод.
На доске вывешивается табличка с надписью:
Моря -большие водоемы с соленой водой |
- Как вы считаете, все моря в одинаковой степени соленые или нет?
течении, от |
От чего это зависит? (От химического состава дна, от подводных направления ветров, от впадающих рек и т.д.)
V. Самостоятельная работа с проверкойв классе («Блицтурнир»).
На доске написаны вопросы и варианты ответов. Учащиеся записывают на листочке правильный ответ:
1. Что преобладает на поверхности Земли? | 1. Суша, вода. |
2. Выбери признаки моря. | 2. Связано с океаном, не связано с океаном. |
3. Моря какого океана не омывают Африку? | 3.Индийского, Тихого, Атлантического. |
4. Какое море находится в Южном полушарии? | 4.Средиземное,Баренцево, Коралловое. |
5. Какой продукт добывают | 5. Шоколад, творог, креветки. |
6. Нуждаются ли моря в охране и защите? | 6. Да, нет. |
VI. Подведение итогов урока.
1.После проверки выслушиваются мнения ребят по последнему вопросу. Дети приводят примеры того, как можно повредить морю и его обитателям.
Домашнее задание.
— Чтобы защитить море, нужно его хорошо изучить, поэтому получите домашнее задание. Кто желает, сделайте из пластилина макет Черного моря, подготовьте рассказ о море по выбору или разработайте маршрут морского путешествия из Мурманска в Японию (с. 52. задание 5).
3. Оценивание работы учащихсяна уроке. Негромко звучит песня «Ты слышишь, море».
— Кто из ребят заслужил своей отличной работой на уроке право принять участие в морской экспедиции и какой вид транспорта необходим для этого?
Ребята выбирают нескольких человек, и они снимают с доски бумажные кораблики с отметкой «5», которые были на ней прикреплены.
— Урок окончен. Спасибо.