Социально-демографический аспект

В округе на площади в 53 млн. 481 тыс.га, проживает 1478,2 тыс.человек,124 национальностей. Доля старожилов - 41,1%. По числу жителей он занимает 42 место среди 89 субъектов РФ;

По численности населения наш регион, полностью относимый к северным местностям, самый крупный. Численность населения автономного округа превышает вдвое число жителей шести остальных северных автономных округов.

Генетическая (в смысле происхождения) структура населения северных территорий существенно отличается от подобной структуры в старообжитых районах тем, что в населении первых значительно меньше доля постоянных жителей, чем в населении вторых. Так, доля уроженцев и тех, кто прожил в данной местности не менее 10 лет (старожилы), в 1989г. была в Ханты-Мансийском- 41,1, тогда как по стране, в целом, - почти 88 процентов.

На его территории находятся 213 населенных пунктов, в т.ч.:

16 городов, занимающих общую площадь в 358,2 тыс.га,

24 поселка городского типа на площади 149,7 тыс.га,

173 сельских населенных пункта.

Все населенные пункты объединенных в 106 муниципальных образований.

Демографические процессы характеризуются устойчивой тенденцией к росту. В 1997 году в округе проживало 1371,15 тыс. человек, в 2006 году 1478,2 человек.

Отмечается высокая степень урбанизации - городское население составляет более 91%. Урбанизация характеризуется высоким уровнем потребления природных ресурсов и влечет такие проблемы, как: наркомания, проституция, преступность и экологические проблемы, в т.ч. высокий уровень образования отходов.

Характерна неоднородность расселения по территории. Особенности расселения и, по сути, незначительная численность и доля сельского, в т.ч. сельскохозяйственного населения, обусловливают слабое развитие агропромышленного комплекса. В Ханты-Мансийском автономном округе на долю собственной продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности приходится 0,2 и 0,4 процента в соответствующих отраслях России. При таких показателях неизбежны трудности в различных социальных сферах.

Специфика народонаселения автономного округа заключается и в том, что на его территории образовано 484 территории традиционного природопользования (родовые угодья) на площади 13,82 млн.га. или 25, 8%, где проживает немногим более 3,5 тыс.человек из числа коренных народов Севера. Общая численность коренных малочисленных народов Севера в Югре на 01.01.2005 г. составляла 30,150 тыс.человек.

Освоение недр ведется и на землях исконного проживания малочисленных народов Севера, на территориях традиционного природопользования, отнесенных к землям природоохранного назначения. 25 нефтяных компаний разрабатывают лицензионные участки недр в границах территорий традиционного природопользования. В процессе изъятия и предоставления земель для целей недропользования в границах ранее образованных родовых угодий, интересы хозяйствующих субъектов неизбежно пересекаются с интересами землепользователями–владельцами родовых угодий, вплоть до возникновения конфликтных ситуаций по вопросам возмещения убытков при изъятии земель из состава территорий традиционного (приоритетного) природопользования.

Вышеприведенный анализ показывает, что прирост населения в округе, учитывая высокую степень миграционных процессов в предыдущие годы, незначителен. Высокая смертность обусловлена, главным образом, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, что характеризует стрессовый характер окружающей человека социальной и природной среды. Этот важный вопрос еще недостаточно предметно обсуждается в настоящее время, но для этого существуют серьезные предпосылки.

В округе разработана Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2015 года. Все концепции регионального уровня исходят из положений, одобренной Правительством РФ федеральной Концепции демографической политики, и адаптируют ее применительно к своеобразию геополитического статуса территорий и особенностей их демографического развития. Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – не исключение. Однако осенью 2007 г. принята новая Концепции демографической политики России, что требует доработки существующей концепции округа.

Принят Закон «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» от 28.02.2006 № 35-оз, который определяет механизмы и направления государственной политики качества жизни населения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в пределах компетентности субъекта Российской Федерации. Он содержит 18 показателей обеспечения качества жизни и немаловажно то, что одним из них является показатель – уровень экологической безопасности.

Принят Закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 28.12.2006 г. № 145-оз, который определяет данные территории как особо охраняемые природные территории регионального значения и устанавливает режим их использования и охраны.

Вопросы согласований размещения производственных объектов обустройства месторождений в границах территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регулирует Закон Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «О недропользовании» от 18 апреля 1996 года N 15-оз (в ред. Законов ХМАО – Югры от 31.12.2004 N 94-оз, от 24.11.2006 N 117-оз, от 27.03.2007 N 29-оз).

Следовательно,социально-демографические условия могут быть отчасти отрегулированы на региональном уровне.

Поддержка федерального уровня требуется:

в обеспечении государственной политики, направленной на снижении стрессовых условий жизнедеятельности;

в обеспечении компенсационных мероприятий, связанных с проживанием населения в суровых климатических условиях;

в совершенствовании адаптационных механизмов выживания представителей коренных народов Севера в условиях преобладающей урбанизации территории, государственного обеспечения развития их культурно-образовательного уровня.

Наши рекомендации