Проведение государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза объекта начинается
со дня подписания приказа МПР России или его территориально-
го органа о проведении экспертизы. В приказе утверждаются состав
экспертной комиссии, включая ее председателя и секретаря, ка-
лендарный план работы комиссии и технические задания членам
комиссии.
Руководитель экспертной комиссии ГЭЭ:
участвует в формировании экспертной комиссии и согласовы-
вает ее состав;
участвует в подготовке технического задания на проведение ГЭЭ
и согласовывает его;
обеспечивает качественное проведение экологической экспер-
тизы по ее конкретному объекту;
организует подготовку сводного заключения экспертной комис-
сии.
Для организации работы экспертной комиссии назначается от-
ветственный секретарь. Обычно это ранее назначенный ответствен-
ный исполнитель. Число членов экспертной комиссии должно быть
нечетным и не менее трех человек.
В состав экспертной комиссии ГЭЭ включаются внештатные
эксперты по согласованию с ними.
Экспертом ГЭЭ является специалист, обладающий научными
и/или практическими знаниями по рассматриваемому предмету.
Это не может быть представитель заказчика документации, подле-
жащей экологической экспертизе, или разработчика объекта ГЭЭ.
Эксперт участвует в проведении экологической экспертизы в со-
ответствии с техническим заданием. После подписания приказа о проведении ГЭЭ секретарь комис-
сии в течение 10 дней подготавливает уведомление органам госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации, органам ме-
стного самоуправления, заинтересованным общественным орга-
низациям о проведении заседаний экспертной комиссии по объекту
экспертизы.
Работа экспертной комиссии ГЭЭ начинается с проведения орга-
низационного заседания, на котором присутствуют члены эксперт-
ной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической
экспертизе, или его представители, а также, при необходимости,
представители других заинтересованных организаций.
На организационном заседании:
представитель экспертного подразделения или ответственный
секретарь экспертной комиссии сообщают о приказе на проведе-
ние ГЭЭ;
руководитель экспертной комиссии информирует о порядке
проведения экологической экспертизы представленной заказчи-
ком документации;
представитель заказчика или разработчика документации, пред-
оставленной на экспертизу, докладывает о характере намечаемой
деятельности;
уточняется календарный план работы экспертной комиссии,
экспертных групп и экспертов;
определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных
экспертных заключений;
определяется срок подготовки проекта заключения экспертной
ксомиссии.
На основании полученных технических заданий (прил. 1) чле-
ны экспертной комиссии изучают материалы, представленные на
экологическую экспертизу. В случае поступления они анализируют
заключения ОЭЭ, аргументированные предложения органов мес-
тного самоуправления по экологическим аспектам планируемой
деятельности, а также мнения общественных организаций, объе-
динений и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные
заключения.
Общая структура экспертного заключения включает пять разде-
лов.
1. Перечень материалов, представленных на рассмотрение экспер-
та (в соответствии со статусом объекта экспертизы это могут
быть обоснование инвестиций, Декларация о намечаемой дея-
тельности, экологическое обоснование или ТЭО, материалы
ОВОС, материалы согласования экологического обоснования, зе-
мельного и горного отвода предприятия ведомственными и над-
зорными природоохранными службами, Устав предприятия, Акты
проверки природоохранной деятельности действующего предприя-
тия (при реконструкции) комиссией Департамента природных
ресурсов, учтенные дополнительные источники информации —.
отчеты по научно-исследовательской работе, аналитические об-
зоры и государственные доклады о состоянии окружающей сре-
ды, диссертации на соискание ученых степеней и авторефераты
к ним и т.п.).
2. Основные положения рассмотренных материалов. Эксперт фор-
мулирует информационную базу заключения.
3. Анализ объекта экспертизы и оценка допустимости уровня пред-
полагаемых воздействий на окружающую среду. Руководствуясь за-
конодательными и нормативными актами федерального и регио-
нального значения, эксперт устанавливает:
соответствие предполагаемого размещения предприятия и спе-
цифики территории;
достаточность планируемых природоохранных мероприятий для
поддержания нормативного уровня техногенной нагрузки за счет
появления новых источников и интенсификации уже имеющихся
воздействий на окружающую среду;
наличие (отсутствие) действующих в районе мониторинговых
программ;
наличие запланированных организационных мероприятий, фи-
нансовых и технических средств для ликвидации последствий воз-
можных аварий;
достаточность предусмотренных в проекте мер по обеспечению
экологической безопасности населения и сохранению природного
потенциала;
правильность и полноту оценки экологического ущерба;
достаточность включенных в рассматриваемые материалы рас-
четов и анализов технико-экономической и эколого-экономиче-
ской эффективности планируемых природоохранных мероприятий;
допустимость (недопустимость из-за отмеченных недочетов ма-
териалов проекта) воздействия на окружающую среду планируе-
мого производства;
экологическую обоснованность и пригодность проекта к реали-
зации;
удовлетворительное (или иное) качество представленной доку-
ментации.
4. Замечания по рассмотренным материалам и предложения по их
учету и рекомендации по доработке документации.
5. Выводы:
достаточность (недостаточность) проработки экологических
вопросов и предлагаемых технических решений;
соответствие намечаемой деятельности требованиям законода-
тельных актов РФ и нормативных документов по вопросам охраны
окружающей среды;
допустимость намечаемого воздействия на окружающую среду;
возможность реализации объекта экспертизы.
В целях разъяснения проектных решений руководитель эксперт-
ной комиссии и руководители групп могут приглашать заказчика
для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии. При необ-
ходимости секретарь экспертной комиссии организует выезд чле-
нов комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности
для получения дополнительной информации.
В случае необходимости приказом МПР России или его терри-
ториального органа в состав экспертной комиссии могут дополни-
тельно включаться специалисты по конкретным вопросам рассмат-
риваемого объекта экспертизы. В этом случае заказчику документа-
ции, проходящей ГЭЭ, выставляется дополнительный счет на ее
оплату с приложением дополнительной сметы расходов.
После получения индивидуальных экспертных заключений ру-
ководители групп подготавливают проекты групповых заключений,
обсуждают их на заседаниях экспертных групп и представляют от-
ветственному секретарю или руководителю экспертной комиссии
индивидуальные и групповые заключения. Каждое рабочее заседа-
ние экспертных групп оформляется протоколами и явочными ли-
стами, которые подписываются руководителем группы.
Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь
анализируют и обобщают групповые заключения или заключения
экспертов, готовят проект заключения ГЭЭ и материалы о рас-
смотрении при проведении ГЭЭ аргументированных предложений
по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности,
поступивших от органов местного самоуправления, общественных
организаций, объединений и граждан в случае их направления
разработчикам.
Проект заключения обсуждается на заключительном заседании
экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разра-
ботчики материалов, представители администрации субъекта РФ,
общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает
о результатах работы экспертной комиссии и о проекте текста вы-
водов заключения. Приглашенные на заключительное заседание
экспертной комиссии могут высказать по проекту замечания.