Меры по защите населения и смягчению последствий аварии
Непосредственно во время аварии острому радиационному воздействию подверглось свыше 300 человек из персонала АЭС и пожарных. Из них 237 был поставлен первичный диагноз "острая лучевая болезнь" (ОЛБ). Наиболее тяжело пострадавших, а это 31 человек, спасти не удалось. После аварии к работам по ликвидации ее последствий были привлечены сотни тысяч граждан СССР, в том числе - 200 тысяч из России. Несмотря на принятые меры по ограничению облучения участников работ по ликвидации последствий аварии, значительная часть из них подверглась облучению в дозах порядка предельно допустимой (250 мЗв в 1986 г.).
Мероприятия по радиационной защите населения от переоблучения были начаты в России сразу после выявления радиоактивных загрязнений. Они заключались во введении различных ограничений, проведении дезактивационных работ, осуществлении переселения жителей. По мере уточнения радиационной обстановки расширялась зона проведения работ, наращивались объемы противоаварийных мероприятий. Основные мероприятия на начальном этапе проводились в так называемой зоне жесткого контроля, ограниченной изолинией 15 Ки/км2 (около 100 тысяч жителей России). Граница зоны была выбрана исходя из предела дозы за первый год -100 мЗв. В последующем были приняты следующие ограничения на годовые дозы облучения населения: в 30 мЗв - второй год, 25 мЗв -третий год. Проводимые защитные мероприятия позволили существенно снизить дозы облучения населения, однако, нарушили его привычный жизненный уклад.
Изменения в обществе и понимание негативного эффекта многочисленных ограничений жизнедеятельности инициировали в 1988-1990 годах попытку перехода к восстановительной фазе аварии на основе определения предела дополнительной дозы за жизнь в 350 мЗв. По поводу данной концепции в быстро меняющемся обществе, каким тогда был Советский Союз, развернулась острая дискуссия. В данной ситуации Правительство СССР обратилось и МАГАТЭ с просьбой об организации независимой экспертизы. Результаты Международного чернобыльского проекта, подтвердившие достаточность принимаемых защитных мер, не смогли преодолеть наметившуюся тенденцию обострения проблемы. Компетентные организации (НКРЗ СССР, ВОЗ, МАГАТЭ и др.), ориентировавшиеся на радиологические подходы, не смогли в полной мере оценить роли социально-психологических и политических факторов.
В начале 1991 года была принята концепция проживания на загрязненных территориях, которая устанавливала новый уровень вмешательства - дополнительное облучение в дозе свыше 1 мЗв/год. Она нашла отражение в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принятом в 1991 году. В этом законе, действующем с небольшими изменениями до настоящего времени, определены льготы и компенсации на основе принципа зонирования территории по степени её радиоактивного загрязнения. При сильном политическом давлении в основу принципа зонирования, наряду с дозовым критерием, был внесен еще один - плотность загрязнения почвы цезием-137. При этом за нижнюю границу зон радиоактивного загрязнения была взята изолиния в 1 Ки/км2.
Таким образом, в первые годы после аварии принимаемые меры носили преимущественно защитный характер и были ориентированы, главным образом, на предотвращение облучения населения выше установленных пределов доз. Вместе с тем, опыт этих лет показал, что эффективные меры по смягчению последствий катастрофы могут быть реализованы только при взаимоувязке на государственном уровне всего комплекса инвестиционных, экологических, экономических и других проблем загрязненных регионов. С 1992 по 1995 годы работы проводились в соответствии с "Единой государственной программой по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992-1995 годы и на период до 2000 года". Государственная программа предусматривала снижение негативных медицинских, социальных и психологических последствий до возможно низкого уровня на основе общего повышения уровня жизни, опережающего развития сети здравоохранения, экологического оздоровления окружающей среды и компенсации экономического ущерба. В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года. Вопросы социальной защиты населения согласно Закону решаются дифференцированно по зонам радиоактивного загрязнения. За прошедшие годы состав зон радиоактивного загрязнения менялся. Современное состояние зонирования определяется Постановлением Правительства РФ № 5924 от 18 декабря 1997 г. об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое вступило в силу 1 февраля 1998 года (таблица 2.6.).
С первых дней после аварии на Чернобыльской АЭС в целях снижения доз облучения населения осуществлялись следующие мероприятия: переселение, дезактивация и захоронение радиоактивных отходов, ограничение доступа на загрязненные территории и прекращение хозяйственной деятельности, специальные меры в сельском и лесном хозяйстве, ограничение потребления загрязненных продуктов питания и другие.
Масштабное переселение жителей Брянской области РФ стало осуществляться с 1989 года согласно прогнозу превышения пожизненной дозы, а в последующем эта мера проводилась по отношению к жителям зоны отселения. Для ее части было введено понятие зоны обязательного отселения. Кроме того, было предоставлено право добровольного выезда жителям зоны проживания с правом на отселение (загрязнение цезием-137 выше 5 Ки/км2). В результате реализации этих мер за годы после аварии из загрязненных территорий было переселено или выехало добровольно свыше 52 тысяч человек. В 1998 году из загрязненных районов Брянской области в порядке отселения выехало 812 человек, из них за пределы области 475 человек. Часть жителей отказалась от переселения. В населенных пунктах обязательного отселения с плотностью загрязнения свыше 30 Ки/км2 по данным на 1 января 1999 года проживает 8397 жителей.
Решения, касающиеся переселения; во многом оказались вынужденными. Они были приняты под мощным давлением общественного мнения и органов законодательной власти. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что в условиях, когда избежать переселения было невозможно по социальным и психологическим причинам, имело смысл, вероятно, ограничиться предоставлением возможности добровольного выезда. Не удается решить и проблему обустройства переселенцев. Из всех выехавших из загрязненных территорий Брянской области за период с 1986 года более 11 тысяч человек не обеспечены жилплощадью до настоящего времени.
Работы по дезактивации территорий, зданий и сооружений начались в конце мая 1986 года. Они проводились силами подразделений химических войск МО СССР и подразделений гражданской обороны. Работы по дезактивации проводились, в основном, в зоне жесткого контроля (загрязнение цезием- 137 выше 15 Ки/км2). Всего после аварии была выполнена дезактивация 472 населенных пунктов в западных районах Брянской области. В 50 населенных пунктах дезактивация проводилась дважды, а в 6 - трижды. Были захоронены десятки тысяч кубометров грунта и других отходов. Захоронения, как правило, производились в специальные траншеи с глиняными замками и глиняной подушкой вне естественных понижений рельефа и с низким уровнем грунтовых вод.
В 1986 - 1987 годах дезактивацией удавалось добиться улучшения радиационной обстановки за счет многократного снижения мощности доз излучения в отдельных часто посещаемых местах населенных пунктов. К 1989 году сплошная дезактивация практически исчерпала свои возможности. В период 1990 - 1995 годов характер работ изменился - проводилась дезактивация лишь локальных участков в населенных пунктах, очистка ферм, отдельных производственных объектов, работы по строительству новых и переоборудованию ранее созданных пунктов временного захоронения, ликвидации (захоронению) малоценных народнохозяйственных объектов, имеющих повышенные уровни радиоактивного загрязнения, пожароопасных или опасных в другом отношении.
Таблица 2.6.
Зонирование территории России, подвергшейся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом РФ
(по состоянию на 01.01.99 г.)
Область | Зона проживания с льготным социально- экономическим статусом | Зона проживания с правом на отселение | Зона отселения | |||
Нас. пунктов | Кол-во жителей, тыс. чел. | Нас. пунктов | Кол-во жителей, тыс. чел. | Нас. пунктов | Кол-во жителей, тыс. чел. | |
Брянская | 78,6 | |||||
Калужская | 4,4 | - | - | |||
Орловская | 0,5 | - | - | |||
Тульская | 31,9 | - | - | |||
Белгородская | - | - | - | - | ||
Воронежская | - | - | - | - | ||
Курская | - | - | - | - | ||
Ленинградская | 8,4 | - | - | - | - | |
Липецкая | - | - | - | - | ||
Республика Мордовия | - | - | - | - | ||
Пензенская | - | - | - | - | ||
Рязанская | - | - | - | - | ||
Тамбовская | - | - | - | - | ||
Ульяновская | 2,8 | - | - | - | - | |
Итого | 1540,2 | 169,8 | 78,6 |
Практически все известные защитные меры в сельском и лесном хозяйстве использовались с 1986 года. На загрязненных территориях были приняты меры по частичной замене культур растений и типов животноводства. Были сокращены площади выращивания ряда культур, свернуто овцеводство, ограничено лесопользование.
Сельскохозяйственное производство в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областях ведется на 6690 тыс. га, из которых 2160 тыс. га загрязнены свыше 1 Ки/км2 цезием-137, причем на 1835 тыс. га плотность загрязнения от 1 до 5 Ки/км2, на 274 тыс. га - от 5 до 15 Ки/км2, на 43 тыс. га - от 15 до 40 Ки/км2, на 2,8 тыс. га - свыше 40 Ки/км2.
За прошедшие годы в этих областях на территориях площадью около 2 млн. га проводилось известкование кислых почв, внесение повышенных доз удобрений, коренное улучшение лугов и пастбищ. Наибольший объем работ был выполнен в Брянской области. Практически повсеместно организовано составление рационов кормления на основе фактической загрязненности кормов. В Брянской области широко внедряется применение ферроцинксодержащих препаратов, способствующих снижению загрязненности молока. Внедрен заключительный дооткорм скота на чистых кормах и прижизненный контроль содержания цезия в организме животных.
Принятые меры позволили избежать получения сверхнормативно загрязненной растениеводческой продукции везде, кроме наиболее загрязненных районов Брянской и Калужской области. Но и в этих районах превышение установленных нормативов по основным видам сельхозпродукции многократно снижено.
Сохраняющиеся высокие уровни радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий обуславливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на снижение перехода радионуклидов на цепочке: почва - сельскохозяйственная продукция - продукты питания - человек. В числе этих мер агротехнические, агрохимические и агромелиоративные мероприятия на сельскохозяйственных угодьях, специальные мероприятия в животноводстве.
Для ограничения поступления радионуклидов в организм жителей вводились временно допустимые уровни (ВДУ) содержания радиоактивных веществ в продуктах питания.
Практическая реализация ограничений связана с системой обязательного контроля, осуществляемого производителями продукции и санитарными службами. Ежегодные объемы контроля только в Брянской области достигают десятков тысяч измерений. Любой житель может получить информацию о результатах анализа продуктов питания. В тех случаях, когда контролируемая продукция не соответствует ВДУ, она перерабатывается или утилизируется. Предупреждение потребления загрязненных продуктов питания преследуют и многочисленные запреты на сбор грибов, ягод, лекарственных трав, заготовку сена в лесах и т.д., которые сохраняются до настоящего времени.
Эффективность системы ограничений оказалась достаточно высокой. Средняя доза внутреннего облучения за 1986 год по зоне жесткого контроля (выше 15 Ки/км2) не превышала 15 мЗв, в 1989 году у 95% жителей этой зоны дозы внутреннего облучения были меньше 2,5 мЗв, а начиная с 1994 года - ниже 1 мЗв.
Меры по благоустройству населенных пунктов, которые в больших объемах реализовывались на загрязненных территориях, также способствовали снижению доз. Это газификация, строительство и обустройство дорог, строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, обустройство улиц и зон рекреации, строительство и ремонт водоснабжения и канализации.
Реализовывались и другие меры, которые прямо или косвенно приводили к снижению доз облучения или трактовались общественностью как защитные. С 1986 года начали осуществляться мероприятия по оздоровлению детей - их организованный вывоз в санатории и дома отдыха. Населению выплачиваются компенсации и предоставляются многочисленные социальные льготы. В загрязненных районах приняты меры по снижению доз облучения при медицинских процедурах.
Реализованный комплекс защитных мер обусловил значительное снижение доз облучения населения.
Все годы после аварии областным и районным медицинским учреждениям поставлялись или выделялись бюджетные средства на приобретение диагностической аппаратуры и лекарственных препаратов. Принимались меры по привлечению необходимых медицинских кадров.
Большое внимание уделялось охране здоровья участников ликвидации последствий аварии. В Санкт-Петербурге был создан Всероссийский центр экологической медицины, который стал головной организацией по оказанию медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Центр оснащен современным оборудованием и способен оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь более чем 1500 больным в год. Высококвалифицированная помощь оказывалась также и в ведущих федеральных клиниках и центрах. Создано 10 межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
Созданы и функционируют 4 центра социально-психологической реабилитации в Брянской, Орловской и Тульской областях, ориентированные на правовую, социальную и психологическую помощь всем возрастным группам пострадавшего населения.
Для обеспечения учета лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС, создан Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР) (рис. 6). Число зарегистрированных в РГМДР лиц, подвергшихся радиационному воздействию после чернобыльской катастрофы, составляет на начало 1999 года свыше 500 тысяч человек (в том числе около 170 тысяч ликвидаторов). Включение в регистр предполагает регулярную диспансеризацию. Регистр включает в себя три уровня ведения наблюдения: государственный, областной и районный.
С 1991 года особое внимание уделялось социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и экономической реабилитации территорий, затронутых аварией. Участникам работ по ликвидации последствий аварии и населению (дифференцированно по зонам) предоставлены многочисленные льготы и компенсации (бесплатное приобретение лекарств, бесплатное оказание медицинской помощи, уменьшение возраста выхода на пенсию, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, налоговые льготы и т.д.). Кроме этого, на загрязненных территориях выполнен большой объем работ по строительству жилья (свыше 2 млн. м2), объектов здравоохранения, социальной и производственной сферы.
Для предприятий этих зон предоставлены экономические льготы, включая налоговые. Ряду регионов предоставлена возможность получения льготных кредитов.
Начиная с 1986 года, к научно-исследовательским работам, призванным смягчить последствия аварии, были привлечены сотни научно-исследовательских организаций. Научные исследования координировали и проводили такие крупные научные центры, как НПО "Тайфун", Институт прикладной геофизики и Институт глобального климата и экологии - в части мониторинга окружающей среды; НИИ радиационной гигиены (г. Санкт-Петербург) и ГНЦ "Институт биофизики" - в части оценки радиационно-гигиенической ситуации и доз облучения населения; Медицинский радиологический научный центр РАМН - в части наблюдения за состоянием здоровья сотен тысяч лиц, включенных в регистр; ВНИИ сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии - в части разработки научных основ ведения агропромышленного производства на загрязненных территориях; Институт эволюционной экологии и морфологии животных - в части проблем радиоэкологии; РНЦ "Курчатовский институт" - в части физико-химических и технических последствий аварии и разработки новых средств мониторинга; Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН - по проблемам информационно-аналитической поддержки работ; Институт экономики РАН и ВНИИ ГОЧС - по проблемам экономической реабилитации. В результате выполненных научно-исследовательских работ разработаны многочисленные рекомендации, технологии, приборы и оборудование, которые использовались в работах по преодолению последствий аварии.
Первые годы ликвидация последствий катастрофы осуществлялась Советским Союзом самостоятельно, практически без участия других стран. Исключение составляли помощь в лечении больных ОЛБ и некоторые гуманитарные программы. После реализации под эгидой МАГАТЭ Международного чернобыльского проекта с участием около 200 независимых ученых из 23 стран и международных организаций (1990 г.) и специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по чернобыльской проблеме (45/190 от 21 декабря 1990 г.) международные контакты получили значительное развитие. Интересным и эффективным оказалось международное сотрудничество между КЕС и странами СНГ, в рамках которого реализовано 16 научно-исследовательских проектов. Научная кооперация подобного масштаба, когда в исследовательских проектах участвуют около 200 лабораторий и институтов, принципиально изменяет уровень исследований в таких областях, как поведение радиоактивных веществ в окружающей среде; анализ риска и управление им; дозы и эффекты облучения. Положительный резонанс среди населения получила практическая Российско-Германская измерительная программа. Много полезных результатов получено и работах по двусторонним соглашениям с США и Францией. Существенен вклад Всемирной организации здравоохранения (программа АЙФЕКА), ЮНЕСКО и других международных организаций и помощь ликвидации последствий аварии.
С 1997 года начаты работы по трем крупным проектам Франко-Германской инициативы по Чернобылю ("Укрытие", "Радиоэкология", "Здравоохранение"). В 1997 году в Москве под эгидой МЧС России и ДГВ ООН прошел крупный международный форум "Чернобыль и другие техногенные катастрофы", где обсуждались первоочередные задачи помощи пострадавшим регионам. В настоящее время начата реализация ряда проектов ТАС18 в области информирования населения.
В 1998 году была утверждена Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России на 1998-2000 годы. В настоящее время начата реализация данной программы.