Вопрос 11. Экологическая экспертиза: понятие, виды, порядок проведения

Законодательно экологическая экспертиза определяется как установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Данная процедура представляет собой предусмотренный законодательством комплекс действий государственных органов и общественных организаций по рассмотрению документации, связанной с реализацией хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Задача экспертизы — гарантировать, что при планировании хозяйственной и промышленной деятельности предусмотрены меры по охране окружающей среды, соответствующие требованиям законодательства.

Основное, что следует отметить, — экологическую экспертизу проводят на этапе планирования хозяйственной или иной деятельности, а не в отношении, например, действующих предприятий.

Статья 33. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим ее проведение, является Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015).

Во исполнение данного Закона приняты такие акты, как Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы"; Приказ Минприроды РФ от 30.10.2008 N 283 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.01.2009 N 13105) и иные подзаконные акты.

Виды экологической экспертизы:

· государственная;

· общественная.

Государственная экспертизаорганизуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом об экологической экспертизе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. Объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе федерального уровня:

· проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственнойвласти Российской Федерации;

· проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

· проекты соглашений о разделе продукции и др.

К объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня относятся аналогичные виды проектов, материалов и документации, имеющих региональное значение и не относящихся к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Государственную экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, формируемая в зависимости от объекта экспертизы Росприроднадзором, Ростехнадзором либо органом государственной власти субъекта РФ.

Экспертизу осуществляют в определенном порядке.

1. Заказчик представляет документацию в соответствующее экспертное подразделение. Базисные требования к содержанию представляемой документации установлены в ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», более подробные — в подзаконных актах.

2. Проводится проверка комплектности представленных документов. При соответствии их установленным требованиям заказчик информируется о необходимости оплаты экспертизы, при несоответствии — о сроках представления материалов в полном объеме.

3. Заказчик оплачивает проведение экспертизы и направляет в экспертное подразделение подтверждающий оплату документ.

4. Экспертиза начинается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, соответствующих требованиям законодательства.

5. Государственная экологическая экспертиза начинается со дня подписания приказа о ее проведении. Срок проведения экспертизы устанавливается в зависимости от сложности объекта и не может превышать шести месяцев. В течение данного срока изучается представленная документация, проводятся заседания экспертной комиссии, готовятся проекты индивидуальных и групповых заключений, затем проект сводного заключения. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, и в случаях, определенных нормативными правовыми акта ми федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов РФ.

6. Завершающим этапом экспертизы являются подписание и утверждение ее сводного заключения. Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Положительное заключение содержит выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Отрицательное заключение может содержать выводы о необходимости доработки представленных материалов либо о недопустимости реализации объектов экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Общественнаяэкологическая экспертизаорганизуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (зарегистрированными в порядке, установленном законодательством), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана природной среды, в том числе организация и проведение такой экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов государственной экспертизы, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественную экологическую экспертизу можно проводить не более двух раз до либо одновременно с государственной экспертизой. Общественная организация, проводящая экспертизу, обязана подать в соответствующий орган местного самоуправления заявление о ее проведении.

Общественная экспертиза возможна лишь при регистрации заявления данным органом. Закон предусматривает случаи отказа в регистрации заявления, а именно:

— общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

— общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

— общественная организация (объединение), которая будет проводить экспертизу, не зарегистрирована в установленном законом порядке либо деятельность в области охраны окружающей среды не является ее уставной деятельностью;

— заявление не соответствует требованиям, установленным законом.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу только при утверждении его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Наши рекомендации