Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Оценочные средства текущего контроля могут быть в виде тестов, ситуационных задач, деловых и ролевых игр, диспутов, тренингов и др. Назначение оценочных средств ТК - выявить сформированность профессиональных компетенций.
Текущий контроль успеваемости по дисциплине «Сравнительное экологическое право» включает в себя следующие формы:
- устный опрос;
- контроль самостоятельной работы студента;
- подготовка рефератов, докладов;
- подготовка видео презентаций;
- подготовка лекции;
- дискуссия;
- терминологический диктант.
Перечень интерактивных технологий, используемых в процессе изучения дисциплины:
- работа в команде (малой группе) — совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности. Можно использовать при работе в аудитории, проведения исследовании на заданную темы вне аудитории;
- интеллектуальная разминка — активизация учебной деятельности студентов (как правило, в начале практического занятия) с выяснением степени усвоения учебного материала на уровне знания;
- дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса в рамках изучаемого контекста учебного материала. Формирует у студентов навыки аргументированного и организованного ведения спора, так как каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, должна аргументировать свою позицию;
- разрешение проблем — учебные задания, которые требуют от студентов умения мыслить, творчески усваивать знания и развивать навыки их практического применения. Предполагает совместное последовательное движение студенческой аудитории к выстраиванию пути или путей разрешения возникшей проблемы;
- анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений;
- творческие задания — учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а сообразительности и творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов к решению;
- обучающая игра - ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах;
- междисциплинарное обучение — использование знаний, умений и способностей в практической деятельности из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи;
- обсуждение результатов самостоятельной работы на практических занятиях.
Перед тем, как преподаватель начинает курс лекций по дисциплине «Сравнительное экологическое право» он должен провести контроль знаний студентов по освоению ранее изучаемых дисциплин, которые находятся в структурно-логической связи с новой дисциплиной.
Такой контроль проводится с помощью терминологического диктанта.
Основные категории и понятия, которые включаются в содержание диктанта:
- экология; - природа; - окружающая среда; - природный объект; - природный ресурс; - природный комплекс; - устойчивое развитие; - международные акты; - государственное управление; - платежи и налоги в сфере природопользования; - отходы; - экологическая безопасность; - экологический стандарт; - экологический менеджмент; - экологический аудит.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Принципы развития экологического права стран современного мира (1 час).
Вопросы:
1. Компетенция ЕС в регулировании охраны окружающей среды.
2. Основные направления и принципы экологической политики стран мира.
3. Взаимосвязь экологической политики с другими направлениями политики государства.
4. Принцип субсидиарности.
5. Принцип интеграции.
6. Принцип предотвращения и профилактики.
7. Борьба с вредными воздействиями на окружающую среду в источниках их возникновения.
8. «Загрязнитель платит». Критерий взвешивания.
Виды работы на семинарском занятии: письменная контрольная работа (4 б.), дискуссия об эффективности внедрения указанных принципов на практике государств (3 б).
Литература:
1. Пуряева А.Ю. Экологическое право. – М.: Юстицинформ, 2012 г. − 312 с.
2. Лизгаро В.Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. − Минск: ТетраСистемс, 2012 г. − 160 с.
3. Экологическое право России: учебное пособие /под ред. Румянцева Н.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 431 с.
Тема 2. Основы экологического права Европейского Союза (1 час).
Вопросы:
1. Источники права Европейского Союза.
2. Нормы первичного европейского права об охране окружающей среды.
3. Право на экологическую информацию.
4. Характеристика основных директив ЕС в сфере охраны окружающей среды.
5. Инструменты экологического права (экономические, уголовно-правовые, гражданско-правовые, консенсуальные).
6. Действие экологического права ЕС. Контроль применения.
7. Правовые последствия при нарушении экологического права ЕС.