Политика против экономики

Но случались в дороге и ненастья. Опыт по созданию водо-водяных реакторов позволил выдвинуть идею атомных станций теплоснабжения. Пар или горячую воду нельзя перебросить на сотни километров так, как электроэнергию. Поэтому "ядерная котельная" должна находиться 'вблизи жилого массива, который она снабжает теплом. Это, естественно, увеличивало требования безопасности атомного реактора. Но Сидоренко - научный руководитель проекта -не был бы самим собой, если бы не предпринял вместе с коллективом разработчиков соответствующих мер, повышающих безопасность. Были резко упрощены схемы реакторной установки, снижены ее параметры, введены системы трех последовательных контуров теплопередачи, изолирующих потребителя тепла от источника радиоактивности. И головную опытно-промышленную станцию томного теплоснабжения начали строить в конце 80-х годов в Горьком, нынешнем Нижнем Новгороде. Она, можно сказать, была уже на выданье. Но тут в науку и экономику вмешалась политика. Оголтелая антиядерная позиция Бориса Немцова, в те годы старшего научного сотрудника НИРФ, члена общественной комиссии по контролю за строительством АСТ, была поддержана администрацией и частью населения Нижнего Новгорода. Строительство прекратилось. Теперь это сложнейшее техническое сооружение, в которое вложено около миллиарда долларов, превратилось в... склад винной продукции. Такое расточительство научных и финансовых ресурсов ничего, кроме боли, не вызывает.

ПО ЛЕСТНИЦЕ, ИДУЩЕЙ ВВЕРХ

В.А. Сидоренко сыграл центральную роль в создании и становлении в стране системы государственного регулирования безопасности и обеспечил, будучи первым заместителем председателя Госатомнадзора СССР, научную поддержку этой деятельности, создав в ГАНе научно-технический центр ядерной и радиационной безопасности.

Это был 1984 год. А через два года грянул Чернобыль. Председатель ГАНа В.А. Кулов накануне аварии попал в больницу и функции руководителя Госатомнадзора, который играл роль независимого эксперта в оценке аварийной ситуации, взял на себя В.А. Сидоренко. "Многие запомнили, - говорит В.Г. Асмолов, - емкие слова Виктора Алексеевича, которыми он определил причину аварии на ЧАЭС: "Человек допустил, а реактор позволил". Более точного определения я не слышал". Кстати, тогда по инициативе В.А. была востребована созданная в 1984 году группой специалистов Курчатовского института программа исследований в области безопасности, которая в модифицированном виде стала претворяться в жизнь.

После аварии на ЧАЭС при генеральном директорате МАГАТЭ создается международная группа советников по ядерной безопасности. Двенадцать экспертов высшей квалификации получили приглашение в Вену для выработки критериев, философии безопасности. В их числе В.А. Сидоренко. Эта работа завершилась созданием восьми фундаментальных документов, сформулировавших и развивших основные принципы и подходы в обеспечении безопасности атомных станций во всем мире.

УЙТИ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ

Чернобыль черной полосой прошелся по жизни каждого ученого-ядерщика. В.А. тяжело переживал этот удар. Больше десяти лет прошло - бурных, стремительных, характеризующихся сменой карьерного амплуа (зампредседателя РАН, эксперт МАГАТЭ, первый замминистра по атомной энергии, директор Курчатовского института по научному развитию), но душевная боль не затягивается.

Авария на Чернобыльской АЭС была потрясением не только для ядерно-энергетической отрасли, но и для общества, которое мучительно осуществляло переход из одной системы общественных отношений в другую. В той, тоталитарной системе была жесткая структура управления ядерной энергетикой. Сегодня как таковой ее нет. Взамен разрушенных связей ничего не создано. "Эра немого кино закончилась, а звукового не началась". И в таком стагнирую-щем состоянии ядерная энергетика пребывает по сей день. В.А. Сидоренко, как истинного патриота ядерно-энергетической отрасли, это не может не тревожить. Будучи замминистра, он пытался повлиять на ситуацию. Но схватка была неравной и закончилась для В.А. инфарктом.

В октябре 1997 года Виктор Алексеевич вернулся в Курчатовский институт - в родной дом, который сам же и строил. Причем строил даже тогда, когда находился на расстоянии от него. Уходя в РАН, он создал в Курчатовском институте отдел безопасности атомной энергетики и оставался его руководителем. Позже на базе этого отдела вырос Институт проблем безопасного использования ядерной энергии, которым сегодня руководит его ученик - В.Г. Асмолов. Исследования по проблемам безопасности, проводимые в ИПБИЯЭ, получили международное признание. Отраслевой семинар по безопасности АЭС под председательством В.А. Сидоренко живет второй десяток лет.

Здесь у него дом (всю жизнь жил на Качалова, а теперь переехал на Расплетина), работа, коллеги, друзья и, признаться, они ждали Виктора Алексеевича. Ждали его появления именно в этой роли -директора по научному развитию. Оркестру, в котором каждый из музыкантов способен самостоятельно выводить сложные мелодии, нужен человек с абсолютным слухом, обладающий даром гармонии. Одним словом, нужен мягкий дирижер.

Глава III
"РЯДОВЫЕ" ЧЕРНОБЫЛЯ

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ВЛАДИМИР КАРПОВИЧ ПИКАЛОВ

Наши рекомендации