Плата за природопользование

Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды. Они компенсируют эколого-экономические убытки. Хотя, очевидно, что в настоящий момент они компенсируют лишь незначительную их часть. Проблема платного природопользования не нашла окончательного решения ни в научно методическом отношении, ни в сфере практического приложения как средства непосредственного экономического влияния на процессы природопользования. Большинство ученых едины в том, что в основе такой платы должна лежать величина экономической оценки природного ресурса, которая отображала бы не только процессы прямого использования компонентов природной среды, но и нанесенный ей вред. Обоснование платы за природопользование должно базироваться на том принципе, что любой вид природопользования, прямой или опосредствованный, является платным.

Такой подход предусматривает следующие виды экологических выплат.

Плата за пользование природной средой как системой, должна создать экономическую основу для поддержания (регуляции) общесистемных функций природной среды. Это плата за непрямое использование человеком элементов природы в процессе жизнедеятельности. Сюда можно отнести использование земной поверхности как природной основы эколого-экономической системы, тепловое загрязнение в результате потерь тепла в жилищных и производственных помещениях, нарушение (перестройку) схемы функционирования природных систем в результате появления (размещение) антропогенных объектов и тому подобное.

Плата за ресурсоиспользование осуществляется на основе экономической оценки конкретного природного ресурса, который выступает в данном случае как технологическое сырье.

Плата за нанесение вреда природной среде предусматривается в проекте развития производственного объекта (преимущественно - это плата за загрязнение).

Сюда можно отнести и плату за совершение непредсказуемого вреда природной среде (в результате аварий, нарушение технологических норм и тому подобное).

В практике современного природопользования в нашей стране подавляющим видом экологических выплат является плата за загрязнение отдельных компонентов природной среды, хотя осуществляются выплаты за использование некоторых видов ресурсов (водных, лесных). В последние годы государство осуществляет много мероприятий, направленных на усиление экономического влияния на процессы природопользования за счет внедрения принципа платного природопользования. В 1993 году Министерство охраны окружающей природной среды ввело в строй базовые нормативы платы за загрязнение природы и определило методические положения расчета таких выплат. Это мероприятие предусматривает плату за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения; за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды; за размещение твердых отходов производства в природной среде. Методика расчета платежей предусматривает дифференцированный подход, который заключается в том, что плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, в пределах установленных соответствующими органами лимитов, предприятие осуществляет на основе базовых нормативов, а за сверхлимитное загрязнение плата увеличивается (многоразово) в соответствии с коэффициентами кратности, которые вводятся к расчетам. Платежи в пределах нормативов загрязнения можно отнести к себестоимости и таким образом перенести их уплату на потребителя. Сумма за сверхнормативное влияние на окружающую среду платится из прибыли предприятия. Это снижает его рентабельность. Такая система стимулирует производителя к минимизации загрязнений.

Другой момент – возможность уменьшения платежей за счет расходов на природоохранные работы (строение очистительных сооружений, фильтров, землеохранные мероприятия).

Плата за загрязнение природной среды должна стимулировать осуществление природоохранных мероприятий на предприятиях, финансирование этих мероприятий, а также возмещение (компенсация) хозяйственных и экологических убытков, причиненных в результате загрязнения.

Плата за загрязнение атмосферы стационарными источниками загрязнения (от технологических процессов производства) рассчитывается по формуле:

ПА = Плата за природопользование - student2.ruБІ МЛІ nНБІМСЛІТКІНД ,(5.8)

где: НБП – базовый норматив платы за выбросы в атмосферу 1 тонны і-го загрязняющего вещества в пределах лимита;

МЛІ – масса выбросов і-го компонента в пределах лимита;

Кn – коэффициент кратности платы за сверхнормативные выбросы;

МСЛІ – масса сверхнормативных выбросов і-го загрязнителя;

КТ -коэфициент, что учитывает территориальные, социально-экономические особенности; КІНД – коэффициент индексации.

КТ = КНАС ·КФ (5.9)

где: КНАС - коэффициент, который зависит от численности жителей населенного пункта; КФ - коэффициент, который учитывает народнохозяйственное значение населенного пункта. Размер платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками определяется по формуле:

ПА = Плата за природопользование - student2.ru НБІ МІ КТ КІНД ( 5.10)

где: НБІ – базовый норматив платы за выбросы загрязняющих веществ в результате сжигания 1 тонны топлива (гр/тон); МІ – годовой объем использования топлива; КТ, КІНД – имеют те же значения, что и в формуле (5.8)

Размер платы за сброс загрязняющей вещества в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, подземные горизонты рассчитывается по аналогичной формуле:

ПВ = Плата за природопользование - student2.ruБІ МЛІnНБІ МНЛІ)·КТ КІНД , (5.11)

где все составные формулы, кроме КТ имеют те же значения, что и в формуле (5.8) только для воды. КТ– региональный бассейновый коэффициент, который учитывает территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства.

Платежи за размещение твердых отходов в природной среде определяются по формуле:

ПТ = Плата за природопользование - student2.ruЛІНБІ +·КnМСЛІ НБІТ КУ ,(5.12)

где: МЛІ – масса і-го вида отхода за 1 год в пределах лимита ;

НБІ - базовый норматив платы за размещение 1 тонны і - того отхода;

МСЛІ - годовая масса сверхлимитного отхода і- того вида;

Кn - коэффициент кратности платежей за размещение сверхлимитных отходов;

КТ - коэффициент, который учитывает место расположения полигона для размещения отходов; КУ - коэффициент, который учитывает характер оборудования полигона.

В настоящее время еще не разработана полная система платежей за природопользование. Пока еще экологические платежи включаются в себестоимость продукции и в результате мало влияют на экономическую эффективность конкретного производства, а переводятся на потребителей. Для устранения такого несоответствия, необходимо предусмотреть, чтобы плата за загрязнение в пределах лимита была за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. В целом, защита окружающей среды, путем разработки системы платежей за использование природных ресурсов - это задача будущего, с помощью чего можно будет перейти к рациональному

природопользованию.

Наши рекомендации