Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов предполагает:
- более глубокое изучение материала по заданной теме с использованием рекомендованной литературы;
- подбор материалов по теме дебатов;
- ознакомление с текстами документов;
- подготовку докладов по выбранной теме;
- анализ полученной информации, ее осмысление.
В ходе самостоятельной подготовки студенты приобретают навыки в систематизации новой информации, что позволяет им принимать активное участие в работе на семинарских занятиях, отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.
Выполнение проектов
В процессе прохождения дисциплины студенты разрабатывают учебные проекты (индивидуально или в группах из двух человек). Формирование тематики этих разработок является составной частью процесса проектирования и осуществляется студентами самостоятельно при консультационном сопровождении преподавателя.
Методические рекомендации и требования к оформлению проекта
Описание проекта
Описание проекта должно содержать основные составляющие, раскрывающие его содержание:
тема проекта,
аннотация проекта,
описание ситуации, по отношению к которой разрабатывается проект,
цели и задачи проекта,
характеристика прототипов (аналогов) проекта,
проектный замысел и/или основная идея проекта,
анализ ресурсов реализации проекта,
оценка рисков проекта,
организационная схема реализации проекта,
схема информационного сопровождения проекта,
организация системы мониторинга и оценки результатов реализации проекта,
предполагаемые результаты проекта,
механизмы корректировки проекта,
приложения, иллюстрирующие значимые точки проекта.
Представленный набор позиций не является обязательной структурой описания проекта. Она может быть иной, в соответствии с особенностями конкретного проекта. Однако описание проекта должно содержать в себе все указанные составляющие.
Ориентировочный объем описания – 10-15 тыс. знаков (5-10 стр.).
Описание проекта, разработанного группой, должно включать развернутую характеристику ролей и работы, выполненной каждым из участников.
Приветствуется (дополнительно к описанию проекта) рефлексивное описание процесса разработки проекта.
Образец оформления титульного листа см. в приложении.
Презентация проекта
Для представления проекта на итоговой конференции по дисциплине готовится презентация проекта в программе Microsoft PowerPoint (не более пяти слайдов).
Проведение итогового контроля
Проведение зачета
зачет проводится в форме конференции, на которую представляются проекты, разработанные в ходе прохождения дисциплины.
Разработанные и оформленные проекты предоставляются преподавателю до начала сессии в электронном виде. Это условие определяет допуск студентов к участию в итоговой конференции по дисциплине. Для группового проекта обязательным является развернутая фиксация вклада каждого из участников.
Темы самостоятельных работ и проектов
- Имитационная образовательная игра «Остров».
- Упражнение «Мой экологический след на планете».
- Имитационная образовательная игра «CoMPASS».
- Имитационная образовательная игра «Развитие без разрушения».
- Имитационная образовательная игра «Эколополи».
- Имитационная игра для группы по планированию экологических сетей «Эконет АВС».
- Разработка проекта в группе (4-7 человек) на базе «Экологического конструктора».
- Экологические проекты городов в Московской области.
- Проект экологической службы города.
- Проект экологического обустройства участка автомобильной дороги в Московской области.
- Проект «Городские леса».
- Проект «Устойчивый город».
Вопросы по теоретическому материалу
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Экология и устойчивое развитие»:
- Основные понятия экологии
- Личный опыт управления моделями развития городов: анализ результатов.
- Проявления экологических законов в городской среде.
- Устойчивость биосферы.
- Проект Биосфера-2.
- Модель Мир – 3.
- Экологические функции городов в региональных экосистемах.
- Урбанизация биосферы и новые функции городов.
- Урбанизация России и экологическая характеристика городов Московской области.
- Понятие об устойчивом развитии городов и задачи городской администрации.
- Фрагментация территорий.
- Дефрагментация территорий.
- Индикаторы устойчивого развития территорий.
- Экологический след.
- Экополитика.
- Проблемы вторичного использования ресурсов.
- Экологические проблемы энергетической отрасли.
- Экологические проблемы транспортной отрасли.
- Экологические проблемы лесной отрасли.
- Ноосфера.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература
Основная литература:
1. Денисов В.В., Курбатова А.С., Денисова И.А.. Экология города: Учебное пособие – («Учебный курс») (ГРИФ)/Денисов В.В., Курбатова А.С., Денисова И.А. 2008.
2. Тетиор А.Н.. Городская экология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – Академия, 2007.
3. Хомич В.А.. Экология городской среды: Учебное пособие (ГРИФ) / Хомич В.А. Изд-во ACB, 2006.
Курбатов А.С., Башкин В.Н., Касимов Н.С. Экология города.-М.: Научный мир, 2004.-624 с.
Дополнительная литература:
4.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
5.Будыко М.М. Глобальная экология. - М.: Мысль, 1977
6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989.
7. Власов М.Н., Кричевский С.В. Экологическая опасность космической деятельности: Аналитический обзор. - М.: Наука, Центр экологической политики России, 1999.
8. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе. – М.: «Юристь», 1996.
9. Коммонер Б. Замыкающийся круг: Природа, человек, технология: Пер. с англ. / Послесл. Е.К. Федорова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
10. Лапин В. Л., Мартинсен А. Г., Попов В. М. Основы экологических знаний инженера.- М.: Экология, 1996.
11. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч. I-III: Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – М., 1996.
12. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста: Учебное пособие. - М., 1994.
13. Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы. – М.: Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, 1999.
14. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1993.
15. Одум Ю. Экология. В 2 т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986.
16. Парфенов В.Ф. Формирование государственной политики по переходу России к устойчивому развитию. - М.: НИА - Природа, 1999.
17. Пасхин Е.Н., Митин А.И. Введение в экологическое моделирование: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 1999.
18. Повестка на 21-й век. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992.
19. Приоритеты национальной экологической политики России / Под ред. В.М. Захарова. – М.: Наука, Центр экологической политики России, 1999.
20. Серов Г.П. Экологический аудит. Учебно-практическое пособие. – М.: «Экзамен», 1999.
21. Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов и документов / Под ред. А.К. Голиченкова. - М.: Издательство Бек, 1997.
22. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?: Учебное пособие / Под ред. В.И. Данилова - Данильяна. – М.: МНЭПУ, 1997.
23. Экология: Русско-английский терминологический словарь. – М.: Госстандарт России, 1993.
24. Экополис. Материалы биосферного конгресса, Пущино, 1984.