Критический анализ концепции МПЭЭС
Обратим внимание на определенные сложности, связанные с теорией МПЭЭС. Так, реализация рассмотренных выше моделей развития промышленных центров обусловливает существенные организационно-технологические изменения как на предприятии, так и вне него, что приводит к определенным издержкам, которые подлежат тщательному анализу и рассмотрению.
Также несомненно, что модель МПЭЭС требует проведения изменений, носящих концептуальный характер и выходящих за рамки традиционных подходов к ведению бизнеса. Подобные изменения не ограничиваются трансформацией производственного цикла, они затрагивают один из основных принципов рыночной экономики – принцип конкурентной борьбы.
Помимо этого, модель МПЭЭС подвергается определенной критике со стороны последователей традиционного подхода к экологическому менеджменту. По их мнению, нет смысла рассматривать экологические системы как модель для подражания, поскольку:
• второй закон термодинамики подразумевает, что отходы неизбежны и рециклирование отходов возможно только до определенного предела, после которого оно становится экономически нецелесообразным;
• вторичное использование энергии, применяемое человеком, не является природным принципом: за единственным исключением, в природе энергия используется лишь однажды, после чего она выбрасывается в атмосферу;
• синергия, или взаимность между различными биологическими видами, на самом деле является дестабилизирующим элементом в экологии; стабилизируют же экологические системы отношения «хищник-жертва», которые вряд ли приемлемы для общества;
• экологические системы и свойственные им эволюционные процессы не обеспечивают никакого равноправия, справедливости или законности; в них не существует никаких внешних регулирующих механизмов, что не может рассматриваться как подходящая модель для экономики.
Тем не менее концепция, основанная на теории промышленной экологии, позволяет как минимум определить новые требования для дальнейшего развития. А именно:
• организацию новой промышленной инфраструктуры по переработке и вторичному использованию всех типов отходов;
• углубление кооперации между компаниями и между отраслями промышленности;
• определение роли потребителей в индустриальной экосистеме, например в вопросах, касающихся переработки отходов и сохранения энергии.
Наряду с необходимостью учета четырех принципов при непосредственном построении МПЭЭС, а также несмотря на то, что далеко не всегда построение идеальной МПЭЭС возможно на практике, практическая польза подобного подхода заключается в следующем:
• посредством внедрения четырех экосистемных принципов в контекст экономических систем мы получаем возможность узнать и сформулировать некоторые основные проблемы и конфликты межсистемного взаимодействия;
• исследуя эти четыре принципа применительно к МПЭЭС, можно обнаружить слабые места определенных промышленных систем и найти возможность их улучшения с использованием данных принципов;
• использование четырех принципов в качестве оценочных критериев создает возможность лучше оценить существующий уровень и добиться большей «экологичности» современной экономики.
Представленные в материалах кейса примеры относятся в основном к зарубежной практике.
Задание для студентов
Разбившись на небольшие группы, проведите самостоятельный подбор и обоснование вариантов формирования промышленной экологических систем на материалах вашего региона или других регионов Беларуси, известных из публикаций в прессе или информации по каналам Интернет. Промышленные экологические системы могут быть смоделированы вами и самостоятельно. При выполнении этого задания надо учитывать, что, несмотря на привлекательность моделей МПЭЭС в сравнении с традиционными формами организации бизнеса, их разработка и практическая реализация могут наталкиваться на определенные барьеры. Эти барьеры и препятствия необходимо идентифицировать. Кроме того важно, хотя бы ориентировочно оценить экономическую и экологическую эффективность конкретных форм МПЭЭС в сравнении с традиционными подходами.
Предлагаем представить решение всех этих задач с помощью известного в кейс-методе инструментария, а именно – матрицы решений, которая может быть расширена за счет всех известных вам и кажущихся привлекательными идей.
Матрица решений
Преимущества (выгоды) | Недостатки (издержки) | Последствия | |
Стратегия 1(МПЭЭС 1) | |||
Стратегия 2 (МПЭЭС 2) | |||
Стратегия 3 (МПЭЭС 3) |
Балтийское море: механизм управления естественными ресурсами совместного применения (учебно-исследовательский пример по теме лекции: Международное сотрудничество по защите окружающей среды)
Управление естественными ресурсами совместного применения (ЕРСП) является наиболее сложной проблемой из-за специфических свойств ЕРСП. В данном примере разбираются «плюсы и минусы» (издержки и выгоды) для России ее участия в охране Балтийского моря, являющегося в данном случае разновидностью ЕРСП.
Ключевые понятия:естественные ресурсы совместного потребления; общественные экологические блага; проблема «безбилетного пассажира», международные финансовые трансферты в области экологии; условно-опросный метод, ХЕЛКОМ (Хельсинкская конвенция по защите морской среды Балтийского моря), модель Чандера–Тулкенса; эвтрофикация; анализ эффективности (анализ затрат-результатов).
Сегодняшняя ситуация с загрязнением Балтийского моря такова. Данный водный объект подвергается воздействию множества факторов как техногенного, так и природного характера. Как полагают специалисты, основной причиной загрязнения и деградации является его эвтрофикация вследствие избыточного поступления фосфорных и азотных соединений. С учетом того, что азотное и фосфорное загрязнения являются скорее взаимодополняющими (комплиментарными), чем взаимоисключающими, и с учетом накопленных по этим веществам уровней загрязнения наиболее рациональной, особенно на первых порах, является концентрация усилий и средств на сокращении поступления в море избыточного азота.
Предполагается сокращение азотного загрязнения Балтийского моря на 50%, что, в свою очередь, возможно лишь при взятии на себя прибрежными государствами значительных экономических обязательств. По некоторым оценкам, предельные затраты по сокращению азотного загрязнения на 50% составляют для прибрежных государств Балтийского моря $ 4 млрд. в год.
Поэтому проблема защиты Балтийского моря превращается в проблему экономически эффективного и социально справедливого механизма распределения соответствующих издержек между странами, окружающими Балтийское море, с целью достижения желаемого качества его морской среды. А с учетом различного уровня экономического развития соответствующих прибрежных государств целесообразно и введение механизма финансовых трансфертов от более экономически развитых к менее экономически развитым государствам – участникам договора по ХЕЛКОМ.
Для обоснования уровня экологических затрат, которые должно взять на себя каждое из прибрежных государств, а также величины и направленности соответствующих финансовых трансфертов используется модель Чандера-Тулкенса (Chander-Tulkens). Для ее применения необходимы: 1) оценки общенациональных экологических затрат (national abatement cost); 2) оценки готовности заплатить (Willingness To Pay – WTP) по соответствующим странам за улучшение качества Балтийского моря. Наиболее сложным является определение по странам, часть из которых проходит стадию рыночных преобразований, соответствующих WTP. Для оценки этих показателей использовались данные применения известного специалистам условно опросного метода (Contingent Valuation Method – СУМ). Соответствующие исследования были проведены для Литвы, Польши и Швеции и далее экстраполированы при ряде допущений на другие страны. После этих предварительных объяснений можно перейти к собственно модели.