Социальное разнообразие: критический анализ

Реакции на невербальное поведение политических деятелей в США и Франции

В прошлом, политических лидеров «вживую» видели лишь немногие люди, посещавшие политические собрания или наблюдавшие, как эти деятели проезжали мимо на машине или махали рукой из уходящего поезда. Однако телевидение предоставило практически каждому гражданину развитых стран возможность видеть политических деятелей в работе — участвующих в дебатах с соперниками, произносящих речи или общающихся с детьми. В таких репортажах о политиках камера часто бывает нацелена на их лица, и это дает миллионам зрителей возможность увидеть крупномасштабное изображение выражения лица и других невербальных сигналов, используемых их лидерами. Влияет ли эта информация на восприятие политических деятелей простыми людьми, па формирование отношения к ним, на выбор решения при голосовании? Все большее число данных указывают на то, что это так. Более того, оказалось, что, отражая различия в политических процессах разных стран, характер этих влияний варьируется в разных культурах.

Вероятно, самой интересной информацией по межкультурным различиям являются данные, полученные Мастерсом и его коллегами (например, Masters & Sullivan, 1989, 1990) в серии исследований, проведенных в США и Франции. В этих экспериментах участникам показывали видеокассеты с выступлениями известных политических лидеров — Рональда Рейгана, Жака Ширака — во время встреч, переговоров или дебатов с соперниками. Эти записи тщательно отбирались для того, чтобы показать, как эти люди демонстрируют три контрастных вида выражений лица: счастье/подбадривание, гнев/угрозу и страх/уклонение. Перед тем как просмотреть записи, участники сообщали о своих политических взглядах и о членстве в какой-либо партии. Сразу же после просмотра каждого отрывка участники оценивали поведение этих лидеров, а затем сообщали о своей собственной эмоциональной реакции на них.

Тщательный анализ этих оценок показывает, что, во-первых, французы и американцы одинаково хорошо различают эти три типа выражений лица и что они реагируют на них в основном одинаково. Они обычно сообщают о более позитивных реакциях на выражения, означающие счастье/подбадривание, чем на выражения, обозначающие гнев/угрозу или страх/уклонение. Однако есть одно интересное различие: французы более положительно реагируют на выражения гнева/угрозы. По-видимому, и это определяется культурными различиями, они считают такие выражения более допустимыми для политических деятелей, чем американцы.

Еще одно интересное культурное различие наблюдается в том, насколько политические взгляды и членство в партии влияют на реак-

90 Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей

ции зрителей на невербальные сигналы кандидатов. В США существуют только две крупные политические партии. В результате обе покрывают широкий круг политических мнений. Во Франции, напротив, существует много партий, поэтому каждая отражает достаточно специфичный набор взглядов; другими словами, каждая партия занимает определенное и достаточно узкое место в право-левом политическом спектре. Эти различия в политических процессах приводят к следующим интересным прогнозам. Во Франции политические взгляды зрителей, вероятно, будут более показательными для предсказания их реакций на политических деятелей, чем невербальное поведение этих деятелей, в то время как в США правилом будет противоположное. Почему? Потому что во Франции каждый кандидат идентифицируется со специфическим набором позиций и определенным местом на политической арене. Следовательно, зрители будут обращать больше внимания на эту информацию и меньше внимания на личные характеристики и поведение кандидатов. В США, напротив, политические кандидаты следуют своим путем, представляя многие различные группы, и не так очевидно связаны с отдельной политической идеологией. В результате зрители больше обращают внимание на личные черты и поведение кандидатов. Результаты нескольких исследований (Masters & Sullivan, 1989, 1990) подтвердили эти прогнозы.

В целом кажется очевидным, что невербальные сигналы nqjaioT важную роль в реакциях на политических лидеров в различных культурах. Однако точная природа этих влияний варьируется в зависимости от политических процессов в разных странах и от норм, указывающих, какие типы невербальных выражений допустимы или недопустимы в социальном окружении. Это открытие, в свою очередь, является примером сложного взаимодействия между универсальными человеческими склонностями и специфичными культурными факторами в определении социального поведения и социального мышления.

Выводы и обзор

Невербальная коммуникация

Социальное восприятие— это процесс, с помощью которого мы пытаемся понять других людей. Для того чтобы получить информацию о ситуативных факторах поведения других людей (например, их эмоциях или чувствах), мы обращаем особое внимание на невербальные сигналы.К ним относятся выражение лица, контакт глазами, поза или движения тела и прикосновения. Несмотря на то что правила демонстрации, касающиеся норм проявления эмоций, отличаются в разных культурах, данные говорят о том, что некоторые аспекты невербальной коммуникации — например, выражения лица — достаточ-

Выводы и обзор 91

но универсальны во всем мире, во многих культурах. Люди сильно различаются с точки зрения эмоциональной экспрессивности— того, насколько открыто они выражают эмоции; и эти различия связаны с социальным поведением, с личной психологической адаптацией и с географическим регионом. Благодаря использованию невербальных сигналов мы также можем определить, когда окружающие пытаются обмануть нас.

Атрибуция: понимание причин поведения других людей

Знание устойчивых причин поведения других людей приобретается через атрибуцию. В процессе атрибуции мы делаем заключения об особенностях характера, социальных установках, мотивах и намерениях других людей на основе наблюдений за их поведением, стараясь сосредоточиться на тех аспектах поведения, которые расскажут нам больше об интересующем нас человеке. Для того чтобы определить, основано ли поведение человека на внутренних или на внешних причинах, мы обращаем внимание на информацию, связанную с согласованностью, постоянствоми дифференциацией.Однако мы применяем такой тщательный анализ причин лишь при определенных условиях — например, когда человек ведет себя неожиданным образом. Атрибуция является основой для возникновения нескольких видов ошибок, включая ошибку соответствия, или фундаментальную ошибку атрибуции, эффект «деятель — наблюдатель» и ошибку самооправдания. Теория атрибуции применялась к широкому кругу практических задач. Например, она помогла выяснить, почему вина за изнасилование зачастую возлагается на жертв этих преступлений.

Формирование впечатлений и управление впечатлениями

По-видимому, правы люди, считающие, что первое впечатление очень важно. Первые теории формирования впечатлений рассматривали его как процесс превращения получаемой информации о других людях в средневзвешенное. Однако более поздние исследования подчеркивали роль когнитивных процессов при формировании впечатлений. Согласно этим данным, в процессе создания впечатления о других людях участвуют как воспоминания о специфичном поведении этих людей, так и абстракции, полученные на основе наблюдений за поведением этих людей во множестве ситуаций. Люди прибегают к различным тактикам для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих, но большинство тактик управления впечатлениями распадаются на две категории: тактика усиления собственной позиции,которая, например, включает попытки улучшить собствен-

92 Глава 2. Социальное восприятие: понять других людей

ную внешность, и тактика усиление позиции собеседника,включающая попытки вызвать позитивные чувства или реакции у другого человека. Все большее количество данных говорит о том, что управление впечатлениями нередко успешно достигает своей главной цели: произвести благоприятное впечатление на другого человека.

Социальное разнообразие: реакции на невербальное поведение политических деятелей в США и Франции

В прошлом лишь немногие люди могли лично наблюдать невербальное поведение политических лидеров. В наши дни современные технологии позволяют всем гражданам увидеть крупномасштабные изображения лиц политических деятелей. Исследования, сравнившие реакции на такие сигналы граждан США и Франции, показали, что в этом процессе важную роль играют культурные факторы. Например, французы более благосклонно, чем американцы, реагируют на означающие гнев/угрозу выражения лица политиков. Кроме того, реакция французов на невербальные сигналы политических деятелей гораздо сильнее зависит от политических взглядов зрителей и их членства в какой-либо партии. Эти данные указывают на то, что реакции на невербальные сигналы политиков подразумевают сложное взаимодействие основных человеческих склонностей и специфических культурных факторов.

Ключевые термины

атрибуция 67 дифференциация 71 микровыражения 65 невербальная коммуникация 56 необщие эффекты 68 постоянство 71

предубеждение соответствия 74 пристальный взгляд 60 согласованность 71 социальное восприятие 54

управление впечатлениями 84 формирование впечатлений 81 фундаментальная ошибка атрибуции 74 эмоциональная экспрессивность

63 эффект «деятель—наблюдатель»

76 язык тела 60

Наши рекомендации