К первому и второму изданиям

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современном мире экологические проблемы по сво­ей общественной значимости вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному, воздействию на окружающую среду. Влияние человека на природу про­исходит как путем преобразования сложившихся в тече­ние тысячелетий естественных систем, так и в результа­те загрязнения почв, вод, воздуха. Это привело к резко­му ухудшению состояния природы, часто с необратимыми последствиями. Экологический кризис представляет со­бой реальную опасность; практически в каждом регионе мы становимся свидетелями стремительного развития кризисных ситуаций.

«Экология стала настолько популярной, что под ее рубрику подводят все что угодно: строительство очист­ных сооружений, региональное планирование землеполь­зования, вторичную переработку бумаги и выращивание овощей на одних лишь органических удобрениях. Вся эта деятельность, пусть необходимая, по большей части представляет собой просто попытку смягчить тот удар, который нанесет нам Природа своим приговором за наше вопиющее нарушение ее законов — нежелание вести игру с соблюдением старых и испытанных правил,— и стрем­ление хоть немного отсрочить возмездие». Эта цитата из учебника «Основы общей экологии» американца Р. Риклефса точно показывает значение экологии как науки для решения острейших проблем рационального природопользования. Однако, увлекшись решением кон­кретных вопросов охраны окружающей среды, мы забы-

ваем, что без знания законов существования и развития природы все наши усилия направляются на борьбу с по­следствиями, а не с причиной, породившей конфликт че­ловека и природы. «Спасти человека — это, прежде все­го, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие пра­вомерность высказанного тезиса»,— пишет в «Основах прикладной экологии» Ф. Рамад. Вывод из сказанного прост: начинать надо со знакомства с законами, по ко­торым живет и развивается природа.

Отдельным проблемам экологии посвящено множе­ство научных и научно-популярных книг и статей. Учеб­ных пособий и обзорных работ на русском языке пока очень мало. Отечественные руководства: Б. Г. Иогансен «Основы экологии» (Томск, 1959), Н. Л. Наумов «Эколо­гия животных» (М., 1963)—давно стали библиографи­ческой редкостью. В какой-то мере в качестве учебного пособия можно использовать «Основы экологии» фран­цузского ученого Р. Даже (М., 1975). Развернутый об­зор основных экологических проблем содержится в фун­даментальном труде известного американского эколога Ю. Одума «Основы экологии» (М., 1975). Однако боль­шой объем книги затрудняет применение ее как учебно­го пособия. Не более доступен, особенно студентам, и 2-томник «Экология» того же автора (М., 1986). Среди других переводных изданий, в названии которых фигу­рирует слово «экология», немало превосходных учебных пособий, но рассчитаны они главным образом на углуб­ление знаний в этой области и подробно раскрывают лишь отдельные разделы современной экологии.

Настоящее издание учебного пособия — второе. Пер­вое издание появилось на свет в 1992 году и очень бы­стро стало библиографической редкостью. Ограничен­ный тираж первого издания и высокий читательский спрос определили необходимость переиздания книги.

К тому времени, когда готовилось второе издание книги, в Высшей школе только начала складываться си­стема экологического образования. Именно поэтому важ­но учесть опыт формирования системы экологического

образования в средней школе, где уже в течение дли­тельного времени ведется поиск методов и форм пре­подавания экологии. Наиболее обоснованная структура содержания общеобразовательной области «Экология» предложена авторским коллективом под руководством И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной. В их системе эко­логия подразделяется на фундаментальную и приклад­ную. Последняя включает агроэкологию, экологию города и промышленную экологию. В свою очередь, фундамен­тальная экология подразделяется на глобальную эко­логию, экологию биологических систем, экологию че­ловека, социальную экологию и геоэкологию. Анализ каж­дого из пяти разделов фундаментальной экологии показывает, что все они, за исключением экологии био­логических систем, под разными углами зрения рассмат­ривают взаимодействие общества и природы в процес­се производства материальных благ, т. е. в практичес­ком плане развивают темы, заключенные в классической, геккелевской экологии. В рассматриваемой структуре экологического образования, как и в большинстве дру­гих, преобладает тенденция к расчленению экологии на ряд дисциплин: при этом только за экологией биологи­ческих систем сохраняются задачи и функции класси­ческой экологии. Во всех вариантах программы общим является попытка вычленить из классической экологии практические аспекты, которые можно обозначить как «природопользование». И вот результат: классическая экология дается школьникам наряду или даже в мень­шем объеме по сравнению с различными практически­ми аспектами, хотя очевидно, что только классическая экология способна сформировать у школьников эколо­гическое мировоззрение, особый экологический взгляд на все то, что происходит вокруг них. Очевидно, что в настоящее время в школьном экологическом образова­нии центр внимания смещен с причины на следствие. В итоге вместо анализа сложных связей, существующих в природе и обществе, человечество все силы тратит на ликвидацию вредных последствий нерационального при­родопользования. В определенном смысле, человечес-

кое общество напоминает собаку, пытающуюся поймать свой собственный хвост.

И здесь уместно привести цитату из Р. Риклефса: «Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия...». Эти условия основаны на природных зако­нах, которым подчинены все процессы и явления в при­роде и с которыми человеческому обществу рано или поздно придется считаться тоже. В свое время разви­тию экологического мышления в России способствова­ла небольшая популярная книга американского журна­листа Б. Коммонора «Замыкающийся круг». В ней автор формулирует 4 закона, среди которых наиболее важным для будущего человечества представляется закон с ко­ротким названием: «Природа знает лучше». В настоящее время, очевидно, что этот закон был просмотрен не толь­ко в СССР, но и во всем мире. Что же он означает? Если мы бросим ретроспективный взгляд, то легко уви­деть, что подобно тому, как онтогенез есть краткое по­вторение филогенеза (биогенетический закон), так и эво­люция Органического Мира вкратце повторяется в ходе сукцессии. В эволюции экосистем увеличивается их ви­довое разнообразие, замыкаются биогеохимические цик­лы, растет способность видов обеспечивать равномер­ное распределение ресурсов внутри системы и препят­ствовать их выходу из нее. Так же как в эволюции видов общее прогрессивное развитие сопровождается услож­нением отдельных форм, так и в эволюции экосистемы возникают такие экосистемы, которые регулируются К-отбором и осуществляют более совершенное перерасп­ределение ресурсов.

В этом суть закона. Он означает, что есть вощи, ко­торые необходимо знать, занимаясь практическим при­родопользованием, и которые следует класть в основу экологического образования. Следуя вышеизложенным взглядам, предлагаемый вниманию читателей «Краткий курс...» дополняет имеющуюся на русском языке эколо- гическую литературу. Книга задумана как учебное пособие. В ней обобщен многолетний опыт чтения автором

лекций по общей экологии на спецфакультете «Эколо­гия и рациональное использование природных ресурсов» и на биолого-почвенном факультете ЛГУ. Любому пре­подавателю, читающему лекции по той или иной дис­циплине, известно, что лучшим показателем качества излагаемого материала служит внимание аудитории. «Просеивая» факты и концепции через это сито, мы попытались отбросить все лишнее, второстепенное и оставили материал, необходимый и достаточный для получения представления о законах существования и раз­вития природы. Кроме того, опыт показывает, что прин­ципы и концепции значительно лучше усваиваются, если они подкреплены яркими и образными примерами. На­сколько это было возможно в силу профессиональных склонностей автора, мы старались использовать приме­ры из животного и растительного мира в равных объ­емах. Особое внимание уделено исследованиям, прово­дящимся на спецфакультете «Экология и рациональное использование природных ресурсов» СПбГУ.

«Краткий курс общей экологии» посвящен анализу за­кономерностей функционирования природных систем и предваряет знакомство студентов и слушателей с част­ными вопросами охраны природы и рационального при­родопользования. Именно поэтому основное внимание в нем уделено обобщению и систематизации сведений о действии экологических факторов на организмы, о ди­намике численности популяций, концепции экологичес­кой системы. Экосистема рассматривается как опреде­ленный уровень организации живой материи, как ее ос­новная функциональная единица. Акцент сделан также на механизмах, обеспечивающих устойчивость экосис­тем по отношению к стрессам различного характера. Подчеркнуто, что знание вектора развития естественных и нарушенных экосистем — непременное условие успеха любой природоохранной деятельности.

В книге рассмотрены 13 тем краткого курса общей экологии. Расположение материала по темам и их по­следовательность подчинены задаче создать у читателя представление о всеобщей связи явлений и процессов,

происходящих в природе, о законах ее функционирова­ния. Материалы, изложенные в учебнике, — основа для последующего знакомства с конкретными вопросами ра­ционального использования природных ресурсов, в том числе и для оценки скорости проявления и степени тя­жести неблагоприятных изменений природы. О том, на­сколько автору удалось задуманное, — судить читателю.

ПРЕДИСЛОВИЕ

К третьему изданию

Со времени опубликования второго издания учеб­ного пособия «Краткий курс общей экологии» прошло всего 2 года. Срок по всем меркам очень малый. И, тем не менее, за это время в нашей жизни зародились и бурно развиваются 2 основные тенденции. Обе свя­заны с ростом экологических знаний в нашей жизни. И обе важно учитывать при любом издании настоящего пособия.

Первая тенденция давно уже ощущается в развитии экономики в странах Запада. Экологическое образова­ние в последние годы научно и учебно-методически оформилось в самостоятельную сферу деятельности в области образовательных услуг. Этому способствует не только сложная экологическая обстановка и рост эколо­гического самосознания, но прежде всего, введение в практическую деятельность экологических норм, правил и ограничений на различные виды хозяйственной дея­тельности и деловой активности. Экологические конку­рентные преимущества становятся важным компонентом функционирования рыночной экономики.

В современном мире политические и экономические страсти разгораются главным образом вокруг трех поня­тий: экология, охрана природы и природопользование. Ключевое слово в природопользовании — воспроизвод­ство. С биоэкономических позиций воспроизводство при­родных ресурсов и условий — неоднородный процесс. Во-первых, это «чистое» воспроизводство ресурсов. В «чис­том» воспроизводстве ресурсов находит выражение экономический аспект охраны природы — угроза исчер­пания важных природных ресурсов:

К первому и второму изданиям - student2.ru

Во-вторых, это «подметание полов» за техническим прогрессом — борьба с загрязнениями, в котором нахо­дит выражение не только экономический, но и санитар­но-гигиенический аспект охраны природы — угроза здо­ровью людей вследствие загрязнения среды. В-третьих, и это основное для человечества в целом, воспроизвод­ство экологических ресурсов и условий, призванное обес­печить экологическое равновесие. Здесь находит выра­жение экологический аспект охраны природы. Речь в дан­ном случае идет о воспроизводстве ресурсов, не входящих в вещественный состав создаваемого продукта и непос­редственно не используемых в процессе производства, но лини, при условии существования которых и во взаимодействии с которыми возможно создание материаль­ных благ.

С другойстороны сложной системы общественных отношений вокруг воспроизводства природных ресурсов лежит область, тесно связанная с вопросами частной собственности на природные ресурсы. Причиной и след­ствием политического переустройства любого государ­ства служит изменение системы собственности на при­родные ресурсы. Регулировать эти отношения призвано налогообложение.

У нас и повсюду в мире налогом в первую очередь облагается доход, т. е. успех труда. Кто лучше порабо­тал, тот больше отдал. Последствия системы налогооб­ложения результатов труда (подоходный налог, налог на добавленную стоимость, на фонд заработной платы, на прибыль и т. п.) хорошо известны. Эта система застав­ляет экономить на оплате рабочей силы, естественным образом порождая бедность и безработицу. В рамках

К первому и второму изданиям - student2.ru К первому и второму изданиям - student2.ru К первому и второму изданиям - student2.ru К первому и второму изданиям - student2.ru этой системы затраты на образование, здравоохранение и другие социальные нужды добываются трудящимися в классовой борьбе, изо дня в день углубляя весь спектр социальных кризисов. В то же время эта система позво­ляет не экономить природные ресурсы.

Альтернатива известна и обсуждается в сотнях работ экономистов[1] у нас и за рубежом: это рентная система налогообложения, где производитель, в основном, пла­тит за изъятое из недр сырье, за занятую под его нужды площадь земли, за нанесенный ущерб, за близость к общественным коммуникациям и т.п. И, в то же время вложенный труд налогом не облагается или облагается в существенно меньшей степени.

Очевидно, что такое налогообложение будет застав­лять экономить на материалах и энергии, а, следова­тельно, заставит снизить загрязнение в процессе про­изводства. Оно заставит экономить на отчуждаемых от природы землях, что приведет к росту очищающего по­тенциала биосферы. Оно будет выравнивать доходность столичных и провинциальных производств, предотвра­щая миграции людей и капиталов в столицы. Оно будет побуждать инвестировать (а не жертвовать, как сейчас) в здравоохранение, образование и прочие социальные сферы, поскольку рынок будет гнать предпринимателя на поиск качественной, а не дешевой рабочей силы.

Рынок производит то, что пользуется спросом. И если будет спрос на чистую среду и здоровых людей, то ры­нок начнет производить их так же, как сегодня произво­дит автомобили, водку и табак — попробуй останови! Рентное налогообложение — один из стимулов форми­рования спроса на здоровых, умных и, главное, высоко­образованных людей.

Из сказанного выше становится понятным, что суще­ствующая система общественных отношений стимулирует интенсивное анархическое использование природных ресурсов, анархическое воздействие на окружающую

среду. Это ясно, как должно быть ясно и то, что рацио­нальное использование природных ресурсом, оптимиза­ция эксплуатации экологических систем, прогнозирова­ние их изменений невозможно без наличия строгой на­учной теории, способной ответить на эти жизненно важные вопросы. Следовательно, должна быть научная дисциплина, направленная на разработку такой теории. Надо прямо сказать, что пока такой теории нет. Однако есть научная дисциплина, которая и должна заниматься теоретическими разработками в указанных направлени­ях, — это экология.

Вторая тенденция, также связанная с необходимос­тью роста экологических знаний, заключается в бурном развитии общественных экологических движений. Сре­ди них центральное место занимает Местная Повестка дня на 21 век.

Шесть лет назад, в 1992 г., конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро сфо-­
кусировала внимание мировой общественности на во-
просах устойчивого развития и сформулировала план
действий будущего глобального сотрудничества государств. Одним из документов, принятых на этой конференции, стала Повестка - на 21 век.

Устойчивое развитие – развитие, удовлетворяющее потребности настоящего, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить их собствен­ные потребности.

Для обеспечения устойчивого развития человечество нуждается не только в правовой базе (правилах поведе­ния), но и в предметно-организационной основе, про­грамме или стратегии. В документах, касающихся охра­ны окружающей среды, обычно содержатся всесторонний анализ и оценка сложившейся ситуации, вычленяются проблемы, определяются сроки, пути и средства их ре­шения. Таковы План действий, принятый на Стокгольмс­кой конференции в 1972 г., Всемирная стратегия охраны природы, второе издание которой было опубликовано в 1991 г. под названием «Забота о Земле. Стратегия устойчивой жизни». Повестка дня на 21 век также обра-

зует предметно-организационную основу человеческой деятельности в области охраны окружающей среды и ра­ционального использования природных ресурсов для обеспечения благополучного и бесконечного существо­вания людей на Земле.

По своей юридической силе Повестка на 21 век близ­ка к многостороннему международному соглашению. Она принята путем консенсуса представителей государств — участников Конференции. Это означает, что государства приняли на себя общую обязанность руководствоваться данным программным документом в процессе своей деятельности. Таким образом, Повестка на 21 век— акт мягкого международного права, который оказывает влияние на практику главным образом в силу высокого научного и политического авторитета. И одновременно под этим названием существует и развивается самое массовое экологическое движение современности.

К настоящему времени в большинстве стран Запад­ной Европы накоплен большой опыт по реализации По­вестки 21. Так рождаются национальные отчеты по По­вестке 21, например, национальный отчет Швеции, ко­торый был бы невозможен, если бы в каждом из 288 муниципалитетов не была бы создана своя Местная По­вестка. Основной и единственный способ реализации Повестки 21 состоит в развитии Местных Повесток 21, что ставит вопрос, во-первых, о распространении ини­циативы путем вовлечения новых муниципалитетов, и, во-вторых, о координации усилий всех муниципалитетов, принимающих участие в этом движении.

Встав на путь реализации Местной Повестки 21, ми­ровое сообщество переходит к новым взаимоотношени­ям с окружающей средой. До сегодняшнего дня охрана природы рассматривалась как отдельный сектор управ­ления и не воспринималась каждым жителем района в качестве убедительного повода к действию. Стало ясно, что путь контроля, запретов и выдачи разрешений недо­статочен для эффективного управления природопользо­ванием. Защита окружающей среды становится делом каждого и делом каждого дня.

Первый опыт в Северо-Западном регионе России по инициации процесса Местная Повестка 21 был приоб­ретен в сентябре 1996 г., когда в рамках Недели окру­жающей среды был организован семинар по Местной Повестке 21, на котором присутствовали представители большинства муниципальных образований Ленинградс­кой области. Затем в рамках проекта «Охрана прибреж­ных территорий и Местная Повестка 21 —пилотный про­ект для России» появилась возможность разработки Ме­стной Повестки 21 для Кингисеппского (Ленинградская обл.) и Приморского (Санкт-Петербург) районов. Севе­ро-Запад России переходит к формированию собствен­ной Местной Повестки 21.

Последовательность шагов по разработке Местной Повестки 21 представлена на схеме:

К первому и второму изданиям - student2.ru

Прежде чем начать разработку Плана действий, не­ -
обходимо собратьинформацию об окружающей среде
(территориальная и социально-экономическая структура

района, формы собственности земли, выделение терри­торий высокой исторической, архитектурной и экологи­ческой значимости и т. д.), социологические данные о районе (численность и возрастной состав населения, уровень рождаемости и смертности, уровень заболева­емости, уровень безработицы, уровень преступности и др.), а также выбрать индикаторы устойчивого развития района, с помощью которых можно оценить, насколько устойчиво район развивается в настоящее время. В бу­дущем такие индикаторы позволят определить успеш­ность реализации Плана действий.

Основу Плана действий составляют ответы на во­просы: каким Вы видите будущее района, какие направ­ления Вашей деятельности наиболее важны для обеспе­чения устойчивого развития района. Желательно, чтобы

К первому и второму изданиям - student2.ru К первому и второму изданиям - student2.ru К первому и второму изданиям - student2.ru свой вклад в составление Плана действий внесли пред­ставители всех уровней и секторов общества, все те, кто заинтересован в устойчивом развитии района.

Где бы ни реализовывался План действий, следует помнить, что осуществление Местной Повестки 21 — это всегда улица с двусторонним движением, то есть без помощи населения и инициативных групп местная ад­министрация не в состоянии довести до конца начатое дело, равно как самые активные действия населения не приведут к успеху без помощи местной администрации. К примеру, успех в борьбе со стихийными свалками в равной степени зависит как от наличия бачков для му­сора, так и от сознательного отношения населения к этой проблеме. Сотрудничество местной администрации и общественных организаций — непременное условие ус­пешной разработки и выполнения Местной Повестки 21. Важная роль здесь принадлежит рабочим группам, ко­торые создаются и действуют по определенным мето­дикам, а результаты их деятельности служат фундамен­том для формирования основных положений Плана дей­ствий.

Рабочие группы объединяются в форум. Залог успеха деятельности форума — экологизация общественного сознания, которая невозможна без эко­логических знаний, не только естественнонаучных, но и гуманитарных, технических, нормативных и др. Общество в целом не может изучить науку экологию, но должно овладеть навыками причинно-следственных вероятнос­тей и других видов связей, знать основные законы раз­вития природы и общества, находить пути решения про­блем, научиться принимать решения в ситуациях нрав­ственного выбора и прогноза, то есть пройти всю цепочку от экологических знаний к экологическому мышлению и экологически оправданному поведению.

Таковы две объективные тенденции развития совре­менного общества. Решение многообразных проблем охраны окружающей среды и рационального природо­пользования, необходимость согласования комплексных международных программ с планами национального и

регионального развития социально-экономической сфе­ры требуют грамотных специалистов, хорошо ориенти­рующихся в вопросах экономики, политики, социологии, экологии, а также знакомых с основными тенденциями развития современного общества. Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя учебное пособие со­здаст хорошую основу для этого.

Те м а 1

Наши рекомендации