К первому и второму изданиям
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном мире экологические проблемы по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному, воздействию на окружающую среду. Влияние человека на природу происходит как путем преобразования сложившихся в течение тысячелетий естественных систем, так и в результате загрязнения почв, вод, воздуха. Это привело к резкому ухудшению состояния природы, часто с необратимыми последствиями. Экологический кризис представляет собой реальную опасность; практически в каждом регионе мы становимся свидетелями стремительного развития кризисных ситуаций.
«Экология стала настолько популярной, что под ее рубрику подводят все что угодно: строительство очистных сооружений, региональное планирование землепользования, вторичную переработку бумаги и выращивание овощей на одних лишь органических удобрениях. Вся эта деятельность, пусть необходимая, по большей части представляет собой просто попытку смягчить тот удар, который нанесет нам Природа своим приговором за наше вопиющее нарушение ее законов — нежелание вести игру с соблюдением старых и испытанных правил,— и стремление хоть немного отсрочить возмездие». Эта цитата из учебника «Основы общей экологии» американца Р. Риклефса точно показывает значение экологии как науки для решения острейших проблем рационального природопользования. Однако, увлекшись решением конкретных вопросов охраны окружающей среды, мы забы-
ваем, что без знания законов существования и развития природы все наши усилия направляются на борьбу с последствиями, а не с причиной, породившей конфликт человека и природы. «Спасти человека — это, прежде всего, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие правомерность высказанного тезиса»,— пишет в «Основах прикладной экологии» Ф. Рамад. Вывод из сказанного прост: начинать надо со знакомства с законами, по которым живет и развивается природа.
Отдельным проблемам экологии посвящено множество научных и научно-популярных книг и статей. Учебных пособий и обзорных работ на русском языке пока очень мало. Отечественные руководства: Б. Г. Иогансен «Основы экологии» (Томск, 1959), Н. Л. Наумов «Экология животных» (М., 1963)—давно стали библиографической редкостью. В какой-то мере в качестве учебного пособия можно использовать «Основы экологии» французского ученого Р. Даже (М., 1975). Развернутый обзор основных экологических проблем содержится в фундаментальном труде известного американского эколога Ю. Одума «Основы экологии» (М., 1975). Однако большой объем книги затрудняет применение ее как учебного пособия. Не более доступен, особенно студентам, и 2-томник «Экология» того же автора (М., 1986). Среди других переводных изданий, в названии которых фигурирует слово «экология», немало превосходных учебных пособий, но рассчитаны они главным образом на углубление знаний в этой области и подробно раскрывают лишь отдельные разделы современной экологии.
Настоящее издание учебного пособия — второе. Первое издание появилось на свет в 1992 году и очень быстро стало библиографической редкостью. Ограниченный тираж первого издания и высокий читательский спрос определили необходимость переиздания книги.
К тому времени, когда готовилось второе издание книги, в Высшей школе только начала складываться система экологического образования. Именно поэтому важно учесть опыт формирования системы экологического
образования в средней школе, где уже в течение длительного времени ведется поиск методов и форм преподавания экологии. Наиболее обоснованная структура содержания общеобразовательной области «Экология» предложена авторским коллективом под руководством И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной. В их системе экология подразделяется на фундаментальную и прикладную. Последняя включает агроэкологию, экологию города и промышленную экологию. В свою очередь, фундаментальная экология подразделяется на глобальную экологию, экологию биологических систем, экологию человека, социальную экологию и геоэкологию. Анализ каждого из пяти разделов фундаментальной экологии показывает, что все они, за исключением экологии биологических систем, под разными углами зрения рассматривают взаимодействие общества и природы в процессе производства материальных благ, т. е. в практическом плане развивают темы, заключенные в классической, геккелевской экологии. В рассматриваемой структуре экологического образования, как и в большинстве других, преобладает тенденция к расчленению экологии на ряд дисциплин: при этом только за экологией биологических систем сохраняются задачи и функции классической экологии. Во всех вариантах программы общим является попытка вычленить из классической экологии практические аспекты, которые можно обозначить как «природопользование». И вот результат: классическая экология дается школьникам наряду или даже в меньшем объеме по сравнению с различными практическими аспектами, хотя очевидно, что только классическая экология способна сформировать у школьников экологическое мировоззрение, особый экологический взгляд на все то, что происходит вокруг них. Очевидно, что в настоящее время в школьном экологическом образовании центр внимания смещен с причины на следствие. В итоге вместо анализа сложных связей, существующих в природе и обществе, человечество все силы тратит на ликвидацию вредных последствий нерационального природопользования. В определенном смысле, человечес-
кое общество напоминает собаку, пытающуюся поймать свой собственный хвост.
И здесь уместно привести цитату из Р. Риклефса: «Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия...». Эти условия основаны на природных законах, которым подчинены все процессы и явления в природе и с которыми человеческому обществу рано или поздно придется считаться тоже. В свое время развитию экологического мышления в России способствовала небольшая популярная книга американского журналиста Б. Коммонора «Замыкающийся круг». В ней автор формулирует 4 закона, среди которых наиболее важным для будущего человечества представляется закон с коротким названием: «Природа знает лучше». В настоящее время, очевидно, что этот закон был просмотрен не только в СССР, но и во всем мире. Что же он означает? Если мы бросим ретроспективный взгляд, то легко увидеть, что подобно тому, как онтогенез есть краткое повторение филогенеза (биогенетический закон), так и эволюция Органического Мира вкратце повторяется в ходе сукцессии. В эволюции экосистем увеличивается их видовое разнообразие, замыкаются биогеохимические циклы, растет способность видов обеспечивать равномерное распределение ресурсов внутри системы и препятствовать их выходу из нее. Так же как в эволюции видов общее прогрессивное развитие сопровождается усложнением отдельных форм, так и в эволюции экосистемы возникают такие экосистемы, которые регулируются К-отбором и осуществляют более совершенное перераспределение ресурсов.
В этом суть закона. Он означает, что есть вощи, которые необходимо знать, занимаясь практическим природопользованием, и которые следует класть в основу экологического образования. Следуя вышеизложенным взглядам, предлагаемый вниманию читателей «Краткий курс...» дополняет имеющуюся на русском языке эколо- гическую литературу. Книга задумана как учебное пособие. В ней обобщен многолетний опыт чтения автором
лекций по общей экологии на спецфакультете «Экология и рациональное использование природных ресурсов» и на биолого-почвенном факультете ЛГУ. Любому преподавателю, читающему лекции по той или иной дисциплине, известно, что лучшим показателем качества излагаемого материала служит внимание аудитории. «Просеивая» факты и концепции через это сито, мы попытались отбросить все лишнее, второстепенное и оставили материал, необходимый и достаточный для получения представления о законах существования и развития природы. Кроме того, опыт показывает, что принципы и концепции значительно лучше усваиваются, если они подкреплены яркими и образными примерами. Насколько это было возможно в силу профессиональных склонностей автора, мы старались использовать примеры из животного и растительного мира в равных объемах. Особое внимание уделено исследованиям, проводящимся на спецфакультете «Экология и рациональное использование природных ресурсов» СПбГУ.
«Краткий курс общей экологии» посвящен анализу закономерностей функционирования природных систем и предваряет знакомство студентов и слушателей с частными вопросами охраны природы и рационального природопользования. Именно поэтому основное внимание в нем уделено обобщению и систематизации сведений о действии экологических факторов на организмы, о динамике численности популяций, концепции экологической системы. Экосистема рассматривается как определенный уровень организации живой материи, как ее основная функциональная единица. Акцент сделан также на механизмах, обеспечивающих устойчивость экосистем по отношению к стрессам различного характера. Подчеркнуто, что знание вектора развития естественных и нарушенных экосистем — непременное условие успеха любой природоохранной деятельности.
В книге рассмотрены 13 тем краткого курса общей экологии. Расположение материала по темам и их последовательность подчинены задаче создать у читателя представление о всеобщей связи явлений и процессов,
происходящих в природе, о законах ее функционирования. Материалы, изложенные в учебнике, — основа для последующего знакомства с конкретными вопросами рационального использования природных ресурсов, в том числе и для оценки скорости проявления и степени тяжести неблагоприятных изменений природы. О том, насколько автору удалось задуманное, — судить читателю.
ПРЕДИСЛОВИЕ
К третьему изданию
Со времени опубликования второго издания учебного пособия «Краткий курс общей экологии» прошло всего 2 года. Срок по всем меркам очень малый. И, тем не менее, за это время в нашей жизни зародились и бурно развиваются 2 основные тенденции. Обе связаны с ростом экологических знаний в нашей жизни. И обе важно учитывать при любом издании настоящего пособия.
Первая тенденция давно уже ощущается в развитии экономики в странах Запада. Экологическое образование в последние годы научно и учебно-методически оформилось в самостоятельную сферу деятельности в области образовательных услуг. Этому способствует не только сложная экологическая обстановка и рост экологического самосознания, но прежде всего, введение в практическую деятельность экологических норм, правил и ограничений на различные виды хозяйственной деятельности и деловой активности. Экологические конкурентные преимущества становятся важным компонентом функционирования рыночной экономики.
В современном мире политические и экономические страсти разгораются главным образом вокруг трех понятий: экология, охрана природы и природопользование. Ключевое слово в природопользовании — воспроизводство. С биоэкономических позиций воспроизводство природных ресурсов и условий — неоднородный процесс. Во-первых, это «чистое» воспроизводство ресурсов. В «чистом» воспроизводстве ресурсов находит выражение экономический аспект охраны природы — угроза исчерпания важных природных ресурсов:
Во-вторых, это «подметание полов» за техническим прогрессом — борьба с загрязнениями, в котором находит выражение не только экономический, но и санитарно-гигиенический аспект охраны природы — угроза здоровью людей вследствие загрязнения среды. В-третьих, и это основное для человечества в целом, воспроизводство экологических ресурсов и условий, призванное обеспечить экологическое равновесие. Здесь находит выражение экологический аспект охраны природы. Речь в данном случае идет о воспроизводстве ресурсов, не входящих в вещественный состав создаваемого продукта и непосредственно не используемых в процессе производства, но лини, при условии существования которых и во взаимодействии с которыми возможно создание материальных благ.
С другойстороны сложной системы общественных отношений вокруг воспроизводства природных ресурсов лежит область, тесно связанная с вопросами частной собственности на природные ресурсы. Причиной и следствием политического переустройства любого государства служит изменение системы собственности на природные ресурсы. Регулировать эти отношения призвано налогообложение.
У нас и повсюду в мире налогом в первую очередь облагается доход, т. е. успех труда. Кто лучше поработал, тот больше отдал. Последствия системы налогообложения результатов труда (подоходный налог, налог на добавленную стоимость, на фонд заработной платы, на прибыль и т. п.) хорошо известны. Эта система заставляет экономить на оплате рабочей силы, естественным образом порождая бедность и безработицу. В рамках
этой системы затраты на образование, здравоохранение и другие социальные нужды добываются трудящимися в классовой борьбе, изо дня в день углубляя весь спектр социальных кризисов. В то же время эта система позволяет не экономить природные ресурсы.
Альтернатива известна и обсуждается в сотнях работ экономистов[1] у нас и за рубежом: это рентная система налогообложения, где производитель, в основном, платит за изъятое из недр сырье, за занятую под его нужды площадь земли, за нанесенный ущерб, за близость к общественным коммуникациям и т.п. И, в то же время вложенный труд налогом не облагается или облагается в существенно меньшей степени.
Очевидно, что такое налогообложение будет заставлять экономить на материалах и энергии, а, следовательно, заставит снизить загрязнение в процессе производства. Оно заставит экономить на отчуждаемых от природы землях, что приведет к росту очищающего потенциала биосферы. Оно будет выравнивать доходность столичных и провинциальных производств, предотвращая миграции людей и капиталов в столицы. Оно будет побуждать инвестировать (а не жертвовать, как сейчас) в здравоохранение, образование и прочие социальные сферы, поскольку рынок будет гнать предпринимателя на поиск качественной, а не дешевой рабочей силы.
Рынок производит то, что пользуется спросом. И если будет спрос на чистую среду и здоровых людей, то рынок начнет производить их так же, как сегодня производит автомобили, водку и табак — попробуй останови! Рентное налогообложение — один из стимулов формирования спроса на здоровых, умных и, главное, высокообразованных людей.
Из сказанного выше становится понятным, что существующая система общественных отношений стимулирует интенсивное анархическое использование природных ресурсов, анархическое воздействие на окружающую
среду. Это ясно, как должно быть ясно и то, что рациональное использование природных ресурсом, оптимизация эксплуатации экологических систем, прогнозирование их изменений невозможно без наличия строгой научной теории, способной ответить на эти жизненно важные вопросы. Следовательно, должна быть научная дисциплина, направленная на разработку такой теории. Надо прямо сказать, что пока такой теории нет. Однако есть научная дисциплина, которая и должна заниматься теоретическими разработками в указанных направлениях, — это экология.
Вторая тенденция, также связанная с необходимостью роста экологических знаний, заключается в бурном развитии общественных экологических движений. Среди них центральное место занимает Местная Повестка дня на 21 век.
Шесть лет назад, в 1992 г., конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро сфо-
кусировала внимание мировой общественности на во-
просах устойчивого развития и сформулировала план
действий будущего глобального сотрудничества государств. Одним из документов, принятых на этой конференции, стала Повестка - на 21 век.
Устойчивое развитие – развитие, удовлетворяющее потребности настоящего, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить их собственные потребности.
Для обеспечения устойчивого развития человечество нуждается не только в правовой базе (правилах поведения), но и в предметно-организационной основе, программе или стратегии. В документах, касающихся охраны окружающей среды, обычно содержатся всесторонний анализ и оценка сложившейся ситуации, вычленяются проблемы, определяются сроки, пути и средства их решения. Таковы План действий, принятый на Стокгольмской конференции в 1972 г., Всемирная стратегия охраны природы, второе издание которой было опубликовано в 1991 г. под названием «Забота о Земле. Стратегия устойчивой жизни». Повестка дня на 21 век также обра-
зует предметно-организационную основу человеческой деятельности в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для обеспечения благополучного и бесконечного существования людей на Земле.
По своей юридической силе Повестка на 21 век близка к многостороннему международному соглашению. Она принята путем консенсуса представителей государств — участников Конференции. Это означает, что государства приняли на себя общую обязанность руководствоваться данным программным документом в процессе своей деятельности. Таким образом, Повестка на 21 век— акт мягкого международного права, который оказывает влияние на практику главным образом в силу высокого научного и политического авторитета. И одновременно под этим названием существует и развивается самое массовое экологическое движение современности.
К настоящему времени в большинстве стран Западной Европы накоплен большой опыт по реализации Повестки 21. Так рождаются национальные отчеты по Повестке 21, например, национальный отчет Швеции, который был бы невозможен, если бы в каждом из 288 муниципалитетов не была бы создана своя Местная Повестка. Основной и единственный способ реализации Повестки 21 состоит в развитии Местных Повесток 21, что ставит вопрос, во-первых, о распространении инициативы путем вовлечения новых муниципалитетов, и, во-вторых, о координации усилий всех муниципалитетов, принимающих участие в этом движении.
Встав на путь реализации Местной Повестки 21, мировое сообщество переходит к новым взаимоотношениям с окружающей средой. До сегодняшнего дня охрана природы рассматривалась как отдельный сектор управления и не воспринималась каждым жителем района в качестве убедительного повода к действию. Стало ясно, что путь контроля, запретов и выдачи разрешений недостаточен для эффективного управления природопользованием. Защита окружающей среды становится делом каждого и делом каждого дня.
Первый опыт в Северо-Западном регионе России по инициации процесса Местная Повестка 21 был приобретен в сентябре 1996 г., когда в рамках Недели окружающей среды был организован семинар по Местной Повестке 21, на котором присутствовали представители большинства муниципальных образований Ленинградской области. Затем в рамках проекта «Охрана прибрежных территорий и Местная Повестка 21 —пилотный проект для России» появилась возможность разработки Местной Повестки 21 для Кингисеппского (Ленинградская обл.) и Приморского (Санкт-Петербург) районов. Северо-Запад России переходит к формированию собственной Местной Повестки 21.
Последовательность шагов по разработке Местной Повестки 21 представлена на схеме:
Прежде чем начать разработку Плана действий, не -
обходимо собратьинформацию об окружающей среде
(территориальная и социально-экономическая структура
района, формы собственности земли, выделение территорий высокой исторической, архитектурной и экологической значимости и т. д.), социологические данные о районе (численность и возрастной состав населения, уровень рождаемости и смертности, уровень заболеваемости, уровень безработицы, уровень преступности и др.), а также выбрать индикаторы устойчивого развития района, с помощью которых можно оценить, насколько устойчиво район развивается в настоящее время. В будущем такие индикаторы позволят определить успешность реализации Плана действий.
Основу Плана действий составляют ответы на вопросы: каким Вы видите будущее района, какие направления Вашей деятельности наиболее важны для обеспечения устойчивого развития района. Желательно, чтобы
свой вклад в составление Плана действий внесли представители всех уровней и секторов общества, все те, кто заинтересован в устойчивом развитии района.
Где бы ни реализовывался План действий, следует помнить, что осуществление Местной Повестки 21 — это всегда улица с двусторонним движением, то есть без помощи населения и инициативных групп местная администрация не в состоянии довести до конца начатое дело, равно как самые активные действия населения не приведут к успеху без помощи местной администрации. К примеру, успех в борьбе со стихийными свалками в равной степени зависит как от наличия бачков для мусора, так и от сознательного отношения населения к этой проблеме. Сотрудничество местной администрации и общественных организаций — непременное условие успешной разработки и выполнения Местной Повестки 21. Важная роль здесь принадлежит рабочим группам, которые создаются и действуют по определенным методикам, а результаты их деятельности служат фундаментом для формирования основных положений Плана действий.
Рабочие группы объединяются в форум. Залог успеха деятельности форума — экологизация общественного сознания, которая невозможна без экологических знаний, не только естественнонаучных, но и гуманитарных, технических, нормативных и др. Общество в целом не может изучить науку экологию, но должно овладеть навыками причинно-следственных вероятностей и других видов связей, знать основные законы развития природы и общества, находить пути решения проблем, научиться принимать решения в ситуациях нравственного выбора и прогноза, то есть пройти всю цепочку от экологических знаний к экологическому мышлению и экологически оправданному поведению.
Таковы две объективные тенденции развития современного общества. Решение многообразных проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования, необходимость согласования комплексных международных программ с планами национального и
регионального развития социально-экономической сферы требуют грамотных специалистов, хорошо ориентирующихся в вопросах экономики, политики, социологии, экологии, а также знакомых с основными тенденциями развития современного общества. Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя учебное пособие создаст хорошую основу для этого.
Те м а 1