Обучение немецкому и французскому как первому и второму иностранному языку возможно по учебникам прошлых лет при условии избирательного подхода к содержанию отдельных разделов и модулей.

Программы и учебники

Основными документами для организации образовательного процесса являются Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования и примерные основные образовательные программы по предмету, при необходимости авторские программы факультативов, элективных курсов, курсов по выбору.

Обращаем внимание на то, что в 2017-2018 учебном году обучение иностранным языкам будет осуществляться по обновленным программам по иностранному языку:

Программы начального общего образования:

1. Английский язык: 2-4 кл.: программа для общеобразовательных организаций / сост. Старшинова Л.В., Мами Е.Д., Кораблева Е.В. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

2. Английский язык: 1-4 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Афанасьева И.И. - 2-е издание, доработанное. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

3. Немецкий язык: 1-4 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Коломийцева К.А., Майстрова Л.В., Грушник Т.Н. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

4. Французский язык: 1-4 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Коломийцева К.А., Панченко Е.Н., Гунина Ю.С., Глюза О.А.-ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

Программы основного общего образования:

1. Английский язык: 5-9 кл.: программа для общеобразовательных организаций / сост. Коломийцева К.А., Слесарева В.Н. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

2. Английский язык: 5-9 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Коломийцева К.А., Шевченко О.В., Ивановский В.Ю. - 2-е издание, доработанное. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

3. Немецкий язык: 5-9 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Цымбал О.Т., Налетова Н.Н. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

4. Французский язык: 5-9 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Ягмурова С.С., Линник Т.В. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

Программы среднего общего образования:

1. Английский язык: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций / сост. Старшинова Л.В., Коломийцева К.А. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

2. Английский язык: 10-11 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Коломийцева К.А., Епифанцева Л.А. - 2-е издание, доработанное. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

3. Английский язык: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций: профильный уровень / сост. Старшинова Л.В., Абдикеева Т.В., Епифанцева Л.А. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

4. Немецкий язык: 10-11 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Майстрова Л.В., Пушкарёва Л.Е. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

5. Немецкий язык: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций: профильный уровень / сост. Старшинова Л.В., Майстрова Л.В., Налетова Н.Н., Грушник Т.Н. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

6. Французский язык: 10-11 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Куколенко А.А., Христофорова Н.А. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

7. Французский язык: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций: профильный уровень / сост. Старшинова Л.В., Крупенина Г.М., Гунина Ю.С. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

Данные программы будут размещены на официальном сайте ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (http://www.donippo.org/) в рубрике «Основные образовательные программы» и на блоге отдела иностранных языков (https://ddfl2015.blogspot.com/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B).

Действующими программами по немецкому и французскому языку для 2-9 классов общеобразовательных организаций остаются примерные основные образовательные программы, утвержденные приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.08.2015 № 407 «О примерных основных образовательных программах начального общего образования» и от 18.08.2015 № 408 «О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования» и программы для компонента общеобразовательной организации (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2016 № 863).

Для изучения второго иностранного языка в классах филологического профиля рекомендуется использовать программы:

1. Немецкий язык как второй иностранный: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций, классов гуманитарного и филологического профиля / сост. Старшинова Л.В., Чернова Л.М., Колос И.Б. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

2. Французский язык как второй иностранный: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций, классов гуманитарного и филологического профиля / сост. Старшинова Л.В., Гунина Ю.С., Панченко Е.Н. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

3. Английский язык как второй иностранный: (9)10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций, классов гуманитарного и филологического профиля / сост. Старшинова Л.В., Коломийцева К.А. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

4. Испанский язык как второй иностранный: (9)10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций, классов гуманитарного и филологического профиля / сост. Старшинова Л.В., Штейн Г.А., Стародубцева А.В. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017

Кроме того, за счет часов Компонента общеобразовательной организации могут быть введены элективные, факультативные курсы, курсы по выбору обучающихся для изучения отдельных аспектов иностранного языка.

Элективные курсы - обязательные курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени организации.

Элективные курсы реализуются за счет компонента образовательной организации и предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.

Факультативные курсы, дополнительные и индивидуальные занятия предназначены для углубления и расширения общеобразовательных знаний, для развития разносторонних интересов и способностей обучающихся, проводятся по желанию обучающихся.

В 2017-2018 учебном году действующими остаются программы, утвержденные приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2016 № 863 «Об утверждении перечней основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», а также новые авторские программы:

Мышанская Л.Л. Программа курса по выбору «Практическая грамматика английского языка» Курс по выбору 5-11 245 часов
Пидгурный В.С. Таранова Е.А. Программа элективного курса «Латинский язык» Элективный курс 35 часов

Примерные основные образовательные программы по иностранным языкам содержат предварительноераспределение учебных часов в отношении предметного содержания речи, при этом 10% составляет резерв свободного учебного времени, который учитель может использовать по своему усмотрению.

Программы имеют сквозной характер и представлены в единой системе, опираются на деятельностную терминологию, с четко выраженной корреляцией между классами. Обязательным является соответствие уровня сложности УМК году/классу обучения и возрастным особенностям для детей каждого года обучения.

Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» разрабатывается учителем или группой учителей общеобразовательной организации для ступеней (начального и основного общего) образования на каждый отдельный учебный год и утверждается на местах. При этом в содержании рабочей программы должна обязательно прослеживаться специфика предмета иностранный язык, а именно комплексный подход к формированию, развитию и актуализации навыков четырёх видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо) и изучению различных аспектов языка (лексика, грамматика, фонетика).

Порядок разработки Рабочей программы учебного предмета «Иностранный язык», внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

Обучение иностранным языкам в 2017-2018 учебном году будет осуществляться по учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики:

Английский язык

1. Быкова Н. И. Английский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.

2. Быкова Н. И. Английский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 178 с.

3. Быкова Н. И. Английский язык. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 184 с.

4. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 164 с.

5. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.

6. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 152с.

7. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 216 с.

8. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 216 с.

9. Афанасьева О. В. Английский язык. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. (Английский в фокусе) /О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др. – М.: Просвещение, 2016. – 248 с.

10. Афанасьева О. В. Английский язык. 11 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. (Английский в фокусе) /О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др. – М.: Просвещение, 2016. – 244 с.

Обращаем внимание на то, что для обучения предмету «Иностранный язык» рекомендовано использовать не отдельный учебник, а учебно-методические комплексы (УМК),в состав которых входит рабочая тетрадь (используется по необходимости), комплект аудио/видео сопровождения, примерная программа курса по данному комплексу, включающая календарно-тематическое и поурочное планирование.

Рекомендации по организации внеурочной деятельности по иностранному языку

Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа призвана не только углублять знания иностранного языка, но также способствовать расширению культурологического кругозора обучающихся, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышению мотивации к изучению языка и культуры другой страны.

Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочная деятельность способствует разумной организации досуга обучающихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу.

Можно выделить основные формы осуществления внеурочной деятельности в обучении иностранному языку:

· предметные недели (подробнее: http://ddfl2015.blogspot.com);

· тематические игровые вечера;

· кружки по интересам: страноведение, культура, национальные традиции, интегрированные курсы (см. Перечень программ, разработанных учителями Республики http://ddfl2015.blogspot.com)

· видеоклубы (видеозанятия как способ постижения иноязычной культуры);

· театральные постановки на иностранном языке;

· марафон по иностранным языкам;

· литературные гостиные;

· диспуты, дискуссии;

· соревнования знатоков, олимпиады, викторины;

· предметные лаборатории (речевые, языковые);

· виртуальный туризм;

· выставки;

· общественные смотры знаний;

· образовательные экскурсии;

· сюжетно-ролевые игры;

· лингвотеатральные проекты;

· конкурсы рисунков;

· конкурсы чтецов и лингвистов.

В помощь учителю подготовлены такие методические материалы:

· дидактический кейс к УМК «Spotlight» (комплекс лексико-грамматических тестов, интерактивных игр, лингво-страноведческий справочник);

· фоно-лингвистические проекты с выходом на национальный британский конкурс «SpellingBee» для обучающихся всех уровней обучения; учителями французского языка разработан вариант для франкофонов.

· учебное пособие для курса «Мой родной край» на английском, немецком, французском языках.

При проектировании внеурочной деятельности рекомендуем также обратить внимание на пособия:

1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-сост.: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.– М: Просвещение, 2013.

2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2010.– 223 с.

Литература

1. Бухбиндер В. А., Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - К.: Выш. шк., 1988 - С. 242-255.

2. Вульфсон Б. Л. Проблемы европейского воспитания // Педагогика. - 2000. - № 2. -С. 71-81.

3. Давыдова Н. А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. – М, 1990

4. Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. — СПб., 1998.

5. Москалева И. С. Подготовка учителя иностранного языка. // Школьные технологии. – 2003. - №6. – с. 209-213.

6. Роман С. В. Методика навчання англійської мови у початковій школі: Навчальний посібник. – К.: Ленвіт, 2005. – 208 с.

7. Селевко Г.К. Компетентности и их классификации [Электронный ресурс]//Режим доступа: matem.uspu/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D02.pdf (01.07.2010)

8. Смирнова О.А., Европейский мультлингвизм.// Иностранные языки в школе.№3.2007.С.94-100

9. Язык и наука конца 20 века. — М., 1995.

10. Report of symposium “Language learning and teaching methodology for citizenship in a multicultural Europe. Sintra, Portugal. 7–11 November 1982. Strasbourg: Council of Europe, 1982.

11. Report of the final conference of the modern languages, Project 12.Strasbourg. 22–25 March 1988 // Conference: Language learning in Europe; the challenge of diversity. Strasbourg: Council of Europe, 1989.

12. Van Ek J.A., Trim J.L.M. Vantage level. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

13. Treaty Establishing the European Community // Consolidated Versions of the Treaty on the European Union and of the Treaty Establishing the Euro-pean Community // Official Journal of the European Union C 321 E/1, 29.12 / 2006.

14. Teaching and learning: towards the learning society // COM (95) 590 final. 29 November 1995.

15. Trim J.L.M. Language learning for European citizenship (1989–96). Final report. Brussels: Council of Europe, 1997.

16. Transparency and coherence in language learning in Europe: objectives, assessment and certification. (Report of Symposium held in Rüschlikon, Switzerland, 10–16 November 1991. Strasbourg: Council of Europe, 1992.

17. Trim J.L.M.Modern Languages in the Council of Europe. 1954–1997. Strasbourg: Council of Europe, 2005. Р. 31–39.

18. Users Guide for Examiners // The Association of Language Testers in Europe (ALTE). Brussels: Council of Europe, 1997.

19. Recommendation 1383 (1998) / Linguistic diversification // Parliamentary Assembly of the Council of Europe. Strasbourg: Council of Europe, 1998.

20. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

21. Presidency Conclusions (Draft) // Lisbon European Council, 23 and 24 March 2000. URL: http://www. consilium.europa.eu/ue Docs/cms

22. Education& Training 2010 – The success of the Lisbon strategy hinges on urgent reforms // The joint report of the Commission and the Council on 26 February 2004 // Council document 695/04 of 3 March 2004.

23. Conclusions of the Council of Education // Council of the European Union // Document 8981/03 of the Council of the European Union. URL: http: // ec.europa.eu/education/policies/2010/doc

24. Decision No 2241/2004/EC of the European Parliament and the Council of 15 December 2004 on a single transparency framework for qualification and competences // Official Journal of the European Union L390/6 EN.

25. Little D., Perclova R. European Language Portfolio: A guide for Teachers and Teacher Trainers. Strasbourg: Council of Europe, 2001.

26. Schneider G., Lenz P. European Language Portfolio: Guide for Developers. Strasbourg: Council of Europe, 2001.

27. European Language Portfolio Network Support Group website (Main Project Siteand Documentation Section) // Centre for Language and Communication Studies. URL: clc sinfo@ tcd.ie

28. Conclusions of the 2007 Intergovernmental Forum «The Common European Framework of Reference for Languages and the Development of Language Policies: Conclusions and Responsibilities». Strasbourg: Council of Europe, 2007.

29. Recommendation CM / Rec (2008)7 of the Committee of Ministers to member States on the use of the Council of Europe’s Common European

30. Framework of Reference for Languages (CEFR)and the promotion of plurilingualism, 2 July 2008. Strasbourg: Council of Europe, 2008.

Программы и учебники

Основными документами для организации образовательного процесса являются Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования и примерные основные образовательные программы по предмету, при необходимости авторские программы факультативов, элективных курсов, курсов по выбору.

Обращаем внимание на то, что в 2017-2018 учебном году обучение иностранным языкам будет осуществляться по обновленным программам по иностранному языку:

Программы начального общего образования:

1. Английский язык: 2-4 кл.: программа для общеобразовательных организаций / сост. Старшинова Л.В., Мами Е.Д., Кораблева Е.В. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

2. Английский язык: 1-4 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Афанасьева И.И. - 2-е издание, доработанное. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

3. Немецкий язык: 1-4 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Коломийцева К.А., Майстрова Л.В., Грушник Т.Н. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

4. Французский язык: 1-4 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Коломийцева К.А., Панченко Е.Н., Гунина Ю.С., Глюза О.А.-ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

Программы основного общего образования:

1. Английский язык: 5-9 кл.: программа для общеобразовательных организаций / сост. Коломийцева К.А., Слесарева В.Н. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

2. Английский язык: 5-9 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Коломийцева К.А., Шевченко О.В., Ивановский В.Ю. - 2-е издание, доработанное. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

3. Немецкий язык: 5-9 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Цымбал О.Т., Налетова Н.Н. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

4. Французский язык: 5-9 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Ягмурова С.С., Линник Т.В. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

Программы среднего общего образования:

1. Английский язык: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций / сост. Старшинова Л.В., Коломийцева К.А. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

2. Английский язык: 10-11 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Коломийцева К.А., Епифанцева Л.А. - 2-е издание, доработанное. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

3. Английский язык: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций: профильный уровень / сост. Старшинова Л.В., Абдикеева Т.В., Епифанцева Л.А. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

4. Немецкий язык: 10-11 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Майстрова Л.В., Пушкарёва Л.Е. -ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

5. Немецкий язык: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций: профильный уровень / сост. Старшинова Л.В., Майстрова Л.В., Налетова Н.Н., Грушник Т.Н. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

6. Французский язык: 10-11 кл.: программа для специализированных общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций / классов с углубленным изучением иностранных языков / сост. Старшинова Л.В., Куколенко А.А., Христофорова Н.А. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

7. Французский язык: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций: профильный уровень / сост. Старшинова Л.В., Крупенина Г.М., Гунина Ю.С. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

Данные программы будут размещены на официальном сайте ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (http://www.donippo.org/) в рубрике «Основные образовательные программы» и на блоге отдела иностранных языков (https://ddfl2015.blogspot.com/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B).

Действующими программами по немецкому и французскому языку для 2-9 классов общеобразовательных организаций остаются примерные основные образовательные программы, утвержденные приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.08.2015 № 407 «О примерных основных образовательных программах начального общего образования» и от 18.08.2015 № 408 «О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования» и программы для компонента общеобразовательной организации (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2016 № 863).

Для изучения второго иностранного языка в классах филологического профиля рекомендуется использовать программы:

1. Немецкий язык как второй иностранный: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций, классов гуманитарного и филологического профиля / сост. Старшинова Л.В., Чернова Л.М., Колос И.Б. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

2. Французский язык как второй иностранный: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций, классов гуманитарного и филологического профиля / сост. Старшинова Л.В., Гунина Ю.С., Панченко Е.Н. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

3. Английский язык как второй иностранный: (9)10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций, классов гуманитарного и филологического профиля / сост. Старшинова Л.В., Коломийцева К.А. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017.

4. Испанский язык как второй иностранный: (9)10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций, классов гуманитарного и филологического профиля / сост. Старшинова Л.В., Штейн Г.А., Стародубцева А.В. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2017

Кроме того, за счет часов Компонента общеобразовательной организации могут быть введены элективные, факультативные курсы, курсы по выбору обучающихся для изучения отдельных аспектов иностранного языка.

Элективные курсы - обязательные курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени организации.

Элективные курсы реализуются за счет компонента образовательной организации и предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.

Факультативные курсы, дополнительные и индивидуальные занятия предназначены для углубления и расширения общеобразовательных знаний, для развития разносторонних интересов и способностей обучающихся, проводятся по желанию обучающихся.

В 2017-2018 учебном году действующими остаются программы, утвержденные приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2016 № 863 «Об утверждении перечней основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», а также новые авторские программы:

Мышанская Л.Л. Программа курса по выбору «Практическая грамматика английского языка» Курс по выбору 5-11 245 часов
Пидгурный В.С. Таранова Е.А. Программа элективного курса «Латинский язык» Элективный курс 35 часов

Примерные основные образовательные программы по иностранным языкам содержат предварительноераспределение учебных часов в отношении предметного содержания речи, при этом 10% составляет резерв свободного учебного времени, который учитель может использовать по своему усмотрению.

Программы имеют сквозной характер и представлены в единой системе, опираются на деятельностную терминологию, с четко выраженной корреляцией между классами. Обязательным является соответствие уровня сложности УМК году/классу обучения и возрастным особенностям для детей каждого года обучения.

Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» разрабатывается учителем или группой учителей общеобразовательной организации для ступеней (начального и основного общего) образования на каждый отдельный учебный год и утверждается на местах. При этом в содержании рабочей программы должна обязательно прослеживаться специфика предмета иностранный язык, а именно комплексный подход к формированию, развитию и актуализации навыков четырёх видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо) и изучению различных аспектов языка (лексика, грамматика, фонетика).

Порядок разработки Рабочей программы учебного предмета «Иностранный язык», внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

Обучение иностранным языкам в 2017-2018 учебном году будет осуществляться по учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики:

Английский язык

1. Быкова Н. И. Английский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.

2. Быкова Н. И. Английский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 178 с.

3. Быкова Н. И. Английский язык. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 184 с.

4. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 164 с.

5. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.

6. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 152с.

7. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 216 с.

8. Ваулина Ю. Е. Английский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. (Английский в фокусе) / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и др. – М.: Просвещение, 2016. – 216 с.

9. Афанасьева О. В. Английский язык. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. (Английский в фокусе) /О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др. – М.: Просвещение, 2016. – 248 с.

10. Афанасьева О. В. Английский язык. 11 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. (Английский в фокусе) /О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др. – М.: Просвещение, 2016. – 244 с.

Обращаем внимание на то, что для обучения предмету «Иностранный язык» рекомендовано использовать не отдельный учебник, а учебно-методические комплексы (УМК),в состав которых входит рабочая тетрадь (используется по необходимости), комплект аудио/видео сопровождения, примерная программа курса по данному комплексу, включающая календарно-тематическое и поурочное планирование.

Обучение немецкому и французскому как первому и второму иностранному языку возможно по учебникам прошлых лет при условии избирательного подхода к содержанию отдельных разделов и модулей.

С целью углубления и расширения возможностей формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в образовательном процессе могут быть использованы учебники аутентичных зарубежных издательств, имеющиеся в образовательной организации, но их рекомендуется использовать не в качестве альтернативных действующим, а как дополнительную литературу. (Списки дополнительной литературы содержатся в Приложении 1и Приложении 2).

Наши рекомендации