Гарантии безопасности есть
Произведенное обобщение 30-летнего опыта подземных ядерных испытаний на Новоземельском и Семипалатинском полигонах, многолетние теоретические исследования физики подземных ядерных взрывов дают основания для утверждения о достаточной изученности процессов, реализующихся при применении ядерно-взрывной технологии. Нам хорошо известны поля напряжений, смещений пород и их температуры на различных удалениях от центра взрыва, закономерности формирования зон испарения, плавления и дробления горных пород, распространения проникающих излучений взрыва, образования полости, столба обрушения горных пород в полость, известны условия формирования однородного расплава пород, фильтрации газообразных радиоактивных продуктов взрыва, известны физико-химические свойства стеклообразного расплава пород, его стойкость к выщелачиванию различными растворами.
Наивно отрицать, что в истории подземных ядерных взрывов не было аварийных исходов. Именно поэтому при разработке ядерно-взрывной технологии вопрос об условиях, обеспечивающих радиационную безопасность взрыва, являлся приоритетным. В ходе исследований выяснилось, что около 30 % всех проведенных в СССР подземных взрывов были полностью камуфлетными, т.е. при их проведении отсутствовал выход в атмосферу активности, контролируемой выше флуктуации естественного радиационного фона. Резюмируя результаты проведенных исследований, можно утверждать, что существует комплекс условий, выполнение которых гарантирует радиационную безопасность ядерно-взрывной технологии.
Комплекс включает определенные требования к забивке транспортной штольни, ведущей к подземной камере, к газовости и минеральному составу пород, их пористости и прочности, содержит ограничения на величину суммарного пустотного объема, окружающего перед взрывом ядерные заряды, на расстояние от центра камеры до ближайшей точки земной поверхности и до ближайшего крупного тектонического нарушения массива горных пород.
Выполнение данных условий реально достижимо на Новоземельском полигоне. По сравнению с испытаниями оружия радиационная безопасность ядерно-взрывной технологии повысится за счет устранения тех конструктивных элементов, которые были потенциально опасны и необходимы только при испытаниях.
Новоземельский ядерный полигон располагает необходимыми возможностями и условиями для осуществления многолетней программы ликвидации высокоактивных отходов. Транспортировка ВАО к месту их ликвидации должна осуществляться судном атомно-технического обслуживания, оборудованным специальным трюмом, двойными бортами и днищем ледового класса. По имеющимся у нас данным, строительство такого судна грузоподъемностью 1,4 тыс. тонн планируется осуществить на предприятии "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге.
Реализация ядерно-взрывной технологии позволяет в течение нескольких лет решить наиболее острые проблемы Военно-морского флота с высокоактивными отходами (для этого достаточно двух-трех демонстрационных по своей сути взрывов), создать уникальную базу по ликвидации центральных зон реакторов атомных подводных лодок и кораблей с атомными энергетическими установками. Перевод ядерно-взрывной технологии на промышленную основу позволил бы реализовать десятилетнюю программу, в ходе которой могло быть ликвидировано около 2 тыс. тонн ВАО, с долговременной активностью более 200 млн. Кюри. Данная программа внесла бы существенный вклад в ликвидацию негативных последствий реализации ядерно-технических программ, повысила безопасность в зонах базирования ВМФ и на сопредельных территориях, создала благоприятный фон и перспективу дальнейшего развития атомного флота.
Проблема радиоактивных отходов является международной. Внедрение ядерно-взрывной технологии ликвидации радиоактивных отходов также возможно только в рамках международной деятельности как в области экспертизы проектов по вопросам радиационной, сейсмической, экологической безопасности, так и в области контроля не испытательного характера ядерных взрывов.
Поскольку положение дел таково, что накопленная масса ВАО представляет угрозу не только для страны-производителя, представляется вероятной возможность привлечения ресурсов мирового сообщества к решению проблемы радиоактивных отходов. Разработанная, запатентованная и реализованная в России ядерно-взрывная Технология ликвидации ВАО могла бы стать базовой схемой ее применения в условиях полигонов других ядерных держав.
Обстоятельства сложились так, что реализация ядерно-взрывной технологии подпадает под действие Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, зафиксировавшего коллективную волю государств-участников к ядерному разоружению. Рассматриваемая технология никак не связана с испытаниями оружия, так как относится к разряду технологии с гражданскими (мирными) целями.
Договор предусматривает, однако, процедуру, которая, если и не смягчает жесткости его формулировок, то оставляет надежду на разумный подход мирового сообщества к осуществлению положений Договора. Речь идет о статье II, п. 5: "...Государства-участники проводят консультации непосредственно между собой, либо посредством других соответствующих международных процедур, включая процедуры в рамках ООН и в соответствии с ее Уставом, по любому вопросу, который может быть поднят в связи с объектом и целью или осуществлением положений настоящего договора".
Первым конкретным и вполне достижимым шагом могло бы стать проведение международной конференции по использованию ядерных взрывных технологий в мирных целях. Авторитетное коллективное мнение конференции явилось бы отправной точкой в решении принципиального вопроса о том, нужны ли человечеству ядерно-взрывные технологии в XXI в.
Радиоактивные отходы и ядерные заряды воспринимаются людьми как разновидности безусловного зла с общим основанием. Восторжествует некая высшая справедливость, когда столкновение двух зол приведет к их взаимной аннигиляции, и, таким образом, в эпоху всеобщего разоружения будут частично оправданы затраты на создание ядерного оружия.
Глава II
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ЧЕРНОБЫЛЯ