Кольца Тюнена в пространстве российской провинции
Ранее мы рассмотрели в самом общем виде теоретические аспекты пространственной экономики, не принимая во внимания специфики исторических и национальных особенностей развития той или иной страны. Между тем такого рода особенности накладывают свой весьма заметный отпечаток на проявления общих закономерностей, определяя, кроме всего прочего, и возможности экологической организации территории.
С этих позиций современный этап развития регионов российской провинции характеризуется рядом особенностей, которые должны быть учтены при любых попытках реализации «импортных» подходов к ландшафтному планированию, уже зарекомендовавших себя в мировой (европейской или североамериканской) практике.
Следует понимать, что Россия и российское общество переживают в настоящее время очередное социотрясепие: осуществляется, может быть, не очень заметный, но масштабный и стремительный (по историческим меркам) земельный передел, происходит изменение форм собственности, появляются новые типы землепользования, землевладения и природопользования. В российской 1лубинке происходит своеобразная переоценка ценностей, смена ориентиров социального и экономического развития.
В предыдущую советскую эпоху территория регионов была востребована как комплексный ресурс в разных сферах жизни общества (градостроительство, сельское хозяйство, недропользование, лесопользование и т.д.), что позволяло провинции существовать (пусть и не слишком благополучно), но достаточно стабильно. Постепенно, начиная с послевоенного времени и на протяжении последних 20 — 30 лет, выстраивалась система расселения, отчасти унаследовавшая главные узлы прежней мелкодисперсной сетки, отчасти формирующая новые. В этот период территория любого сельского района осваивалась сельским хозяйством со всеми его отраслями (животноводством,
зерновым хозяйством, овощеводством к др.)- Разумеется, освоение было далеко не идеальным: так, в областях Нечерноземья выпали из хозяйственной сетки многие знаменитые прежде села, находившиеся в чрезвычайно выгодных с обще1еографичсской точки зрения локусах — древнеоевоенных местах, в окружении живописного ландшафта, в то время как советское сельскохозяйственное производство зачастую перекочевывало в малопривлекательные деревни, оказавшиеся ближе к новым дорогам и в силу этого обстоятельства востребованными.
С конца 1950-х до середины 1970-х годов в результате укрупнения деревень и целенаправленной политики вложения средств подверглись запустению многие тысячи деревень и сел во всех центральных и северных областях России, что явилось результатом описанной выше деформации исторических узловых районов. Но, так или иначе, освоение советской послевоенной эпохи оставляло территорию востребованной, живой, создавало рабочие места, отчасти консервировало и (в «центральныхместах») лаже развивало унаследованную сельскую систему расселения. Нельзя не признать, что именно на «пике застоя* (с 1970-хдо середины 1980-х годов) одновременно с забросом многих «неперспективных» деревень возникли и отстроились многие крупные центральные усадьбы совхозов и колхозов, укрепились отделения, возниклиновые школы, дома культуры, больницы и комбинаты быта, магазины и библиотеки.
После начала перестройки в середине 1980-х годов ситуация сталакоренным образом меняться. Достаточно проанализировать динамику показателей практически любого сельского района российского Нечерноземья, чтобы увидеть общую картину: развалились многие хозяйства, закрылись фермы, поголовье скота упало втрое —впятеро по сравнению с так называемой эпохой застоя, заброшены и заросли мелколесьем и кустарником тысячи гектаров пастбищных и сенокосных лугов, сократилось в пять раз число единиц сельскохозяйственной техники, прекращена распашка огромных пространств. Экономический кризис отрасли закономерно привел к распаду системы расселения, ведь сельское хозяйство на протяжении многих веков являлось для российской провинции пространствообразующим (и ландшафтообразующим одновременно!) фактором, в этой связи само понятие землеустройства в его традиционном виде в настоящее время во многом утратило свой смысл.
Сельское хозяйство (наряду с лесоводством и охотой) — единственная отрасль, требующая «жизни в ландшафте», глубокого взаимодействия с ним. Закономерно, что пространственным следствием кризиса сельского хозяйства является кризис сельского социума и депопуляция российской провинции — село вымирает; в периферийных районах областей центра и севера России за пять лет в земли запаса списываются до 25 бывших деревень, соответственно неизбежно закрываются три —пять школ.
На этом фоне практически на всей территории страны быстрыми темпами идет неявное градостроительное и рекреационное реосвоение провинции. Под видом второго жилья или дач на земле, выкупленной за гроши или взятой в аренду, возводятся коттеджи, которые в любой другой стране считались бы капитальными сооружениями и обошлись бы владельцам недешево, причем деньги оставались бы на территории и способствовали ее развитию. Одновременно идет такое же скрытое сырьевое использование местности, с продол-
жающейеясплошной рубкой леса целыми делянками, отловом рыбного стада (только Пошехонский берег печально известного Рыбинского «моря» опуты-вается к зиме 500 км сетей), отстрелом промысловой фауны, добычей песка, крупного валунного камня, щебенки и т.д.
Длительное отсутствие официальной частной собственности на землю на фоне наличия жесткого и давно определившегося спроса превратило российскую провинцию в классическую «страну контрастов», где на фоне покосившихся изб ветеранов колхозного строя красуются роскошные дачи жителей ближних и дальних городов. Так незаметно осуществляется сценарий развития, стягивающий все силы и средства (в том числе человеческие ресурсы) в одном направлении — от периферии к центру; возникает ситуация -'вторичной колонизации», при которой, казалось бы, потенциально не обделенная ресурсами провинция становится все более обнищавшей на фоне богатеющего центра. Уродливые территориальные диспропорции и достигшая пика миграция в города ставят под угрозу основы расселенческого устройства страны. Новый экономический порядок, все более усиливая различия между центральными и периферийными местами в пространстве, переводит нижние уровни — деревни, села, поселки городского типа, малые города — в поселения без перспективы, обнуляя экономическое значение соответствующих ареалов. Эта ситуация кризисна в своей основе и пагубна особенно для России и населяющих ее этносов, поскольку национальный характер русских и татар, башкир и мордвы сформировался, в общем-то, а деревне, в усадьбе.
Пространственные выражения подвижек «социально-демографических плит» еще только начинают осознаваться, причем пока на интуитивном уровне, недостаточном для того, чтобы предпринимать некие адекватные складывающейся ситуации шаги. Если 20 — 25 лет назад для каждого сельского района в отдельности составлялись Схемы районных планировок, в рамках которых просчитывалисьперспективы экономики, угадывалисьбудущие контуры системы расселения, то в последние десятилетия проблемы разработки стратегии территориального развития представляются администраторам всех уровней далеко ие основными. Между тем не только «социалистическое хозяйство» нуждается в территориальном планировании — пионером генерального планирования и районной планировки в XX в, является капиталистическая Британия — классический труд Питера Холла «Городское и региональное планирование»[42] может служить прекрасным примером серьезности подхода и уровня аналитики сложнейших проблем регионального развития.
Насколько типичны изменения пространственного поля экономики пост-перестроечкой России? Как и каким образом они могут быть учтены в экологических аспектах территориальногопланирования?
В постиндустриальную эпоху региональные и локальные сельскохозяйственные системы Европы и Северной Америки подверглись кардинальным изменениям в связи со снижением транспортных издержек и с массовым отводом сельскохозяйственных земель под быстро расползающуюся городскую застройку.
Оригинальная модель фон Тюненане могла отчетливо проявиться в Советской России в силу планового хозяйства и затушеванности рыночных механизмов (земля была навечно закреплена за колхозами и совхозами, которые именно в пригородах были, как правило, наиболее крупными (3 — 6 тыс. га). Усилившаяся поляризация экономики привела к тому, что в самое последнее время тюненовские кольца стали ощущаться и в России, причем, по оценкам
экономико-географов [12], их выраженность и конфигурация определяются тремя основными факторами: степенью освоенности территории, специализацией сельского хозяйства, величиной города-аттрактора.
На слабо освоенных северных и восточных пространствах России, где контрасты «центр —периферия» как правило, очень велики, почти все растениеводство и стойловое животноводство примыкает к городам, оставляя периферии экстенсивное пастбищное хозяйство. Из-за запустения сельской местности к этой же схеме организации все быстрее приближаются и некоторые области Центральной России. На более освоенных, южных территориях Черноземной зоны с интенсивным сельским хозяйством контрасты «центр —периферия» в сельской местности выражены несколько слабее.
Среди прочих факторов проявления колец Тюнена в России Г.В.Иоффе и Т.Г.Нефедова [12] выделяют следующие:
• исторически укорененное использование маргинальных (худших по плодородию
и положению) земель из-за постоянного дефицита продовольствия;
• разреженность сети городов — фокусов хозяйственной активности (многие сель
ские районы в качестве центра имеют крупное село или поселок городского типа);
• практика территориального планирования советской эпохи, способствовавшая
стягиванию производственных мощностей и внедрению технологических новшеств
новых в пригородную зону;
• радиально-лучевая топология транспортной сети постсоветского пространства,
характеризующаяся наличием, как правило, одного крупного городского центра в
каждой области и расходящихся от него транспортных лучей;
• традиционный барьерный эффект административных (областных, республикан-
ских) границ, усиливавшийся принятой в советскую эпоху политикой максимально
возможного самообеспечения регионов.
В совокупности эти факторы создали хотя и не полные, но достаточно явные структурные подобия тюненских изолированных государств. Однако в последнее время наблюдаются и встречные процессы эрозии квазитюненского ландшафта, среди них:
• "выдавливание» сельского хозяйства из ближайших пригородов волнами коттедж
ного и дачно-рекреационного землепользования;
• увеличение удельного веса сильных хозяйств, связанных с городскими перера
батывающими предприятиями пищевого комплекса, снабжающих город продоволь
ствием;
■ сильная депопуляция и сжатие экономического пространства вокруг крупных городов (когда на 5% пригородной территории вокруг Ярославля проживает 17% сельского населения области и производится пятая часть сельскохозяйственной продукции).
Таким образом, в экономическом пространстве России реализуются противоречивые тенденции — отчасти она вое производит свои квазитгопенскис структуры с их сложившейся организацией сельского хозяйства областного уровня. Отчасти эти структуры подвергаются сильнейшей эрозии. Осмысление этого феномена экономистами, социологами и географами сильно запаздывает, между тем мы уже должны найти средства его учета в терминах территориального планирования.
Выводы
1. Географическая наука может и должна- планирования, к компетенции которого рассматриваться к качестве научно- относится и ландшафтное планирование, методической базы территориального Ландшафтное планирование ориентиро-
вано на решение широчайшего круга за- кий рост и социальное единство и ста-
дач,связанного с тремя подсистемами бильность, сохранение этнического сво-
любых территориальных систем: приро- еобразия).
дой, хозяйством, населением, что, в 3. Специфика современнойситуа-
свою очередь, диктует необходимость ции — отсутствие четко разработанной
увязки приоритетных целей (экономичес- философии экономическогоразвития ре-
ких. социальных и экологических) в еди-шопов российской провинции. Речь идет
ную концепцию комплексного террито- о стратегии, основанной на тщательном
риальногоразвития. анализе целей, стратегии, учитывающей
2. Ландшафтноепланирование — не- создавшуюся экономическую и социоде-
сомненнофизическое или простран- мографическую ситуацию,традиции
ственнос планирование, так как речь идет природопользованияи перспективы нс-
о создании реальной структуры, функ- сырьевого использования ценностейок-
циональнаязадача которой определена: ружающей среды. Пока такой философии
это оптимизация экологической ситуа- и стратегии нет (ни для центральною
ции и счет поддержания (или воссозда- региона, ни для всей страны В целом),
ния, реконструкции) средостабилизиру-Мы можем лишь констатироватьвслед за
юшей способности ландшафтов в преде- классиком территориального планирова-
лах данного региона. ния ПитеромХоллом, что не для всех
Профессиональное планированиепроблем можно найти простое решение
территориального развития регионов тре- в пространственно-планировочных гер-
бует от участников четкою представле- минах [42].
ния о «граничных областях»: за предела- В любом случае мы должны понимать,
ми поставленной задачи неизбежно ос- что истинные сложности возникают на
тается ряд проблем социального поряд- этапе увязки экологических задач с че
ка, анализом которых занимаютсядру- ловеческой деятельностью, точнее, они
гие отрасли (знания — начиная от эконо- возникаютпри попытке вписать постро-
мической географии и заканчиваясоци- енный экологами средостабилизирую-
ологией. Важно ощущать эту границу, щий каркас в современные экономичес -
представлять посылы и требования, иду- кие реалиипространственного существо-
шиеот социума в целом (экономичес- вания общества.
Глава 3
ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ
3.1. Лакуны действующих подходов к организации территории
В предыдущих главах мы попытались показать, что стихийная экономическая экспансия еще не является залогом процветания страны и социума. Необходима разработка специальной стратегии территориального развития, в рамках которой прорабатываются условия реализации следующих целей:
достижение общественного согласия и формирование здоровых институтов общественных отношений;
рациональное размещение в пространстве регионов различных видов деятельности;
сохранение и развитие культурно-исторического наследия;
поддержание средостабилизирующей способности природных и культурных ландшафтов.
В принципе стратегия территориального развития должна задаваться комплексом посылов, исходящих от различных социальных и общественных институтов, однако одним из наиболее серьезных последствий советской эпохи является то обстоятельство, что в регионах России освоение территории и хозяйственная деятельность во многом остаются привилегией не социума, но ведомств. Поэтому вес перекосы ведомственных подходов ложатся тяжелым грузом на социально-экономическое и экологическое состояние регионов (рис. 3.1).
Ярким примером ведомственного эгоизма — стремления преследовать свои ведомственные цели (зачастую в ущерб другим ведомствам и региону в целом) — может служить деятельность недропользователей (добыча нефти и газа до сих пор сопровождаются геохимическим загрязнением многих тысяч гектаров, освоение золотых россыпей заканчивается изуродованными долинами таежных рек; даже тривиальная разработка гравийно-песчаного компонента водно-ледниковых холмов в Нечерноземье оставляет после себя сотни нерекультивированных карьеров) либо ле-сохозяйственников, вырубающих якобы перестойные (а на самом деле — экологически ценные) леса. Жизнеспособность ведомственного эгоизма подпитывается его псевдоэффективностью в краткосрочном плане — возможностью получать гарантированный и быстрый доход, исповедуя старый, как мир, принцип: «после нас хоть потоп...».
Следствием ведомственного эгоизма является борьба за доминирование в де-ятельностном поле регионального развития — крупные ведомства, выходя на новый уровень задач, начинают смотреть на регион как на подведомственный ресурс и подменять цели регионального развития собственными целями; в результате отраслевые ориентиры начинают играть определяющую роль в выборе социально-экономических альтернатив, а различного рода отраслевые бизнес-планы и проекты функционально замещают документы территориального планирований. Опасность такого замещения кроется в урезанности ведомственных представлений о территории: сколь бы не
изощрялась отраслевая наука, для нее любая территория остается «вещью в себе-, следовательно, предложения, разработанные в ведомственной логике, не могут быть конструктивными для территории в целом, так как эти предложения являются производными от одной плоскости, одного среза и т.д. в этом обстоятельстве — основная причина неудачи попыток перехода на ландшафтно-ориентированное отраслевое природпользование (лесопользование, агротехнику и т.д.).
Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), заимствованная отечественными экологами с Запада, также не стала тормозом на пути реализации ведомственных проектов. По сложившейся традиции ОВОС в России выполняют обслуживающую функцию, облегчая очередному инвестиционному проекту прохождение государственной экологической экспертизы [43]. Не секрет, что лишь в единичных случаях инженерно-экологические изыскания, соответствующие по содержанию процедуре ОВОС, проводились на предпроектной стадии для выбора оптимального варианта размещения намечаемой деятельности (будь то жилая застройка, промышленный объект или новый трубопровод). Обычно ОВОС выполняется в составе проекта, причем на последнем этапе его подготовки, когда инвесторы "вспоминают» об экологических аспектах предприятия. Соответственно результаты ОВОС оценивались экологической экспертизой в неумолимой логике бинарных оценок типа «да —нет», что не предполагает анализа альтернативных вариантов размещения. Таким образом, пространственно-планировочные аспекты оказывались за чертой серьезной аналитической работы, а вся процедура ОВОС так и не стала инструментом соблюдения территориальных интересов регионов и местного самоуправления.
По идее обеспечить сбалансированность процесса освоения территории призван регламентационно-правовой подход посредством разработки и применения различных видов правоустанавливающей документации. В постперестроечный период были пересмотрены или созданы заново кодексы (Градостроительный, Земельный, Водный, Лесной) и другие нормативные акты. Однако и здесь есть, остаются существенные проблемы, заключающиеся в противоречивости отдельных кодексов и ощутимом вакууме по части правовой практики их применения. Особенно сильны противоречия между новым Градостроительным кодексом и Земельным кодексом, а также созданными до Градостроительного кодекса РФ нормативно-правовыми документами, в частности Федеральном законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ. Сохраняется размытость правовых положений, определяющих различные виды владения землей, общая «подвешенность» вопроса о частной собственности на землю, порядке ее аренды, продажи и наследования. Эти обстоятельства на фоне рекомендательного характера градостроительных проработок, определяющих пространственную стратегию развития общества (территориальные планы, схемы функционального зонирования, генеральные планы городов и населенных пунктов], также ослабляют возможности экологической организации территории.
Следует признать, что почти роковым для ситуации оказался невысокий уровень экологической культуры российского общества в целом. Реконструкция института частной собственности на землю и средства производства вывела на авангардные роли в новых субъектов освоения территории: частных предпринимателей, арендаторов, единичных и коллективных собственников и т.д. Немедленно обнаружилось, что активная деятельность в пространстве ландшафта требует тонкой культуры его «потребления», развитых навыков самоограничения и понимания необходимости согласовывать личные территориальные амбиции с интересами соседей и потребностями общества в целом. Чрезмерные амбиции, неумеренные аппетиты и пространственное невежество новых собственников зачастую обходились стране слишком дорого — утраченными ресурсами, экологическими рисками, нездоровой средой и изуродованным ландшафтом.
В этом смысле перед российским социумом стоит задача особенной важности — отстоять право личности и общества на жизнь в здоровой окружающей среде. Безус-
ловно, зрелое гражданское общество способно скорректировать любые отраслевые перекосы, поставить заслон недобросовестным инвесторам, заставить чиновников принимать не узковедомственные, а действительно перспективные для района, общины, города решения. Однако институты гражданского самоуправления в России проходят самые первые стадии становления, и этот чрезвычайно болезненный процесс затруднен целым рядом обстоятельств, среди которых невысокая степень соци-альной активности городских жителей, низкий образовательный и имущественный уровень сельского населения, усугубляемый кризисной демографической ситуацией в цепом (очень похоже, что через 15 — 20 лет в сельских муниципальных округах центра и севера России просто некому уже будет «самоуправляться»).
В совокупности все охарактеризованные выше причины приводят к серьезным деформациям пространственной организации жизни общества, которые еще более усугубляются современной практикой землеустройства, во многом прямо противоречащей интересам развития регионов. Крайне невысокое качество работы органов землеустройства неизбежно в ситуации, когда идеология, возникшая в эпоху доминирования сельскохозяйственного использования земель, автоматически перенесена на новую эпоху, в рамках которой колхозы и совхозы — далеко не единственные, не главные, а самое важное, не самые перспективные землепользователи по крайней мере в условиях центра и севера Европейской России с ее традиционно неустойчивым земледелием. Землеустроители плодородного российского юга также «не заметили» достижений ландшафтного подхода в агротехнике и планировании.
Разработка ущербных земельных кадастров, в которых никак не учтена ланд-шафтно-экологическаи ценность территории, отвод земель по принципу «участок за участком» на фоне общего доминирования «геодезической технологии» в деятельностном поле землеотвода приводят к пагубным результатам. Роковым обстоятельством послеперестроч ного периода является явное отставание разработок верхнего территориального уровня от изменения ситуации на местах. Иными словами, судьба конкретного земельного участка или фрагмента территории, как правило, решается раньше, чем будет выявлена его роль и значение в общей территориальной мозаике региона. Это обстоятельство на фоне сильнейшего «давления снизу» (сотни тысяч землеотводов за последние годы в любом субъекте Российской Федерации) привело к повсеместному грубейшим нарушениям положений Градостроительного кодекса РФ и норм экологического права. Вот только некоторые наиболее типичные примеры: вторжение в пределы красных линий исторической застройки сел и малых городов, особо охраняемых природных территорий (ООПТ), водоохранных зон, охранных зон памятников истории и культуры. Повсеместно обычным стало возникновение новых социальных границ — «новорусское огораживание». Следствием этих обстоятельств явилась утрата ценных ландшафтных элементов провинциальной и этнической сельской среды, утрата раритетов культурного ландшафта, общее снижение пейзажной ценности ландшафтов, сокращение свойства общедоступности мест в ландшафте, свойства традиционно важного для россиян.
«Застройка — это объективная реальность, с которой приходится считаться, — замечает М.Е.Кулешова [22], — но кто сказал, что она должна проходить в таких уродливых формах? К сожалению, органы местного самоуправления, как правило, не
намерены и не занимаются разработкой и утверждением соответствующей градостроительной документации, не придавая этому вопросу должного внимания. Дело в том, что Градостроительный кодекс РФ не обязывает принимать эти документы, он только фиксирует область их правоприменения, порядок разработки и утверждения. Отсутствие же таких документов поддерживает состояние правовой неопределенности, а значит, создает условия, благоприятствующие административному волюнтаризму и частной вседозволенности. В результате многие сельские ландшафты непоправимо искажаются неупорядоченной застройкой, ведущейся без учета градостроительных традиций региона».
Возникновение нормального земельного права с возможностями купли-продажии передачи в наследство земельных участков порождает сонм местных земельных конфликтов, связанных с перекосами постперестроечной земельной политики, некорректным землеустройством и многочисленными огрехами землеустроителей, районных архитекторов и экологов, уже «проигравших» тысячи гектаров земель высокой историко-культурной и экологической (средостабилизирующей) ценности.
Очевидно и другое: по некоторому недоразумению никто из противников и сторонников частной собственности на землю не хочет открыто признать, что речь, по сути, идет о собственности на ландшафт, потому что всякий владелец захочет вместе с куском пашни (не очень-то пока и востребованной, например в Нечерноземье ина всем севере России) получить и участок соснового леса, и сенокос возле ручья, а то и целый кусок террасы над малой рекой — и это нормальное и понятное стремление, но именно это и заставляет нас вновь и вновь вспомнить о ландшафтном планировании. Градостроительное освоение (во всех его ипостасях), видимо, станет на ближайшие десятилетия важнейшим фактором развития российской провинции, определяющим и конфигурацию экономического пространства, и потребности в сре-достабилизируюших свойствах ландшафтной мозаики, и способы сохранения и использования раритетов историко-культурного наследия. Не только строительство жилья улучшенного типа (малоэтажного, элитного, коттеджного) в городских пригородах, но и рекреационноеблагоустройство пригородной зоны, строительство дач и домов в сельской местности, проектирование элементов туристской сети, интенсификация сельскохозяйственногопроизводства — все это потребует тщательного анализа территориальной ситуации в целях удержания в приемлемых рамках социально-экономической ситуации, сохранения экологическогокаркаса, биоразнообразия и просто пейзажных свойств российского ландшафта.
Работы по планированию регионального экологического каркаса, составляющие сердцевину стратагемы ландшафтного планирования, необходимы для того, чтобы зафиксировать самые перспективные для сохранения живой природы территории, способные реально выполнять средостабилизируюшие функции в общерегиональном масштабе, и оставить их по возможности нетронутыми либо тронутыми лишь частично, зарезервировать их для системы туризма и рекреации. Но, чтобы выделить такие территории, надо сначала увидеть земли, где развитие (застройка, освоение) предполагается. Следовательно, необходима предваряющая отработка функционального зонирования и ландшафтного планирования, проведенные на основе эколого-хозяйственной оценки территории.
Таким образом, российскому государству и обществу предстоит ясно определить свои территориальные приоритеты амбиции и сформировать внутри многочисленных властных структур еще одну (возможно, взаменмногих других), которая бы вплотную занималась проблемами территориального развития.