О перспективах развития эко-агротуристического направления в российской провинции

(Лащенко)

Основанием для выделения эко-агротуризма (далее – ЭАТ) в отдельное направление, на наш взгляд, является тип местности (располагающей турпотенциалом территории, акватории).

Это основание взято потому, что именно набор типических или, напротив, уникальных черт, присущих конкретному месту, региону побуждает туриста туда направиться, так как получить желаемое в месте своего проживания он не может. При этом тип местности вбирает весь комплекс характеристик: климат, ландшафт, флору и фауну, населяющий её социум с его социо-культурной спецификой, типом хозяйства и пр., материальные и виртуальные объекты исторического наследия, экопараметры и др. компоненты, определяющие профиль территории. Для ЭАТ это сельская местность, иначе говоря: императивом является то, чтобы средства размещения туристов находились на сельских территориях, включая малые города (без промышленной и многоэтажной застройки). Будучи системными компонентами сельской местности, они (особенно исторические) аккумулируют большую часть достопримечательностей и объектов, ради которых туда специально готовы ехать туристы, и вместе с турресурсами собственно сельской округи их турресурсы образуют общий (единый) турресурс территории. Часто именно турпотенциал малых городов, а такжеООПТ (прежде всего, национальных парков) привлекает внимание как потребителей, так и инвесторов к территориям.

Совокупный потенциал для ЭАТ в России объективно один из богатейших в мире: территориально-ландшафтная и этнокультурная полифония, уникальное природное и культурное наследие, региональные контрасты являются источником для создания необычных и разноликих турпродуктов на местах. Это создает возможность для целенаправленной ориентации турпотоков на глубинные районы России, развития бизнеса по приему туристов в провинции, за пределами турзон, включения мультипликативных свойств туризма и обращения его в эффективный полифункциональный инструмент развития территорий. Россия – исторически аграрная страна с мощными региональными культурными традициями, ее материальное историко-культурное наследие сосредоточено в провинции, а нематериальное прочно с ней связано. ЭАТ дает шанс это национальное наследие беречь, передавая потомкам живую традицию через прямой контакт с ее уже немногими носителями, в естественной среде и в разнообразных проявлениях.

Кроме того, ЭАТ – современный формат социокультурного диалога и позитивная модель общения представителей разных культур. Это поле для неконфликтного кросскультурного взаимодействия, формирования нового социокультурного пространства на семейном, локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

На языке экономики ЭАТ – это (1) вид бизнеса и (2) сегмент туротрасли, ориентированный на использование природных, социокультурных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристического продукта.

Отметим ключевые факторы его становления в этом качестве на Западе, сверяя их наличие в России:

– Зрелые социокультурные и социоисторические предпосылки для ЭАТ-практик, наличие материально-технической базы (жилой фонд, инфраструктура и пр.) и условий (бизнес-среда, навыки) в провинции, платежеспособного потребителя в городах. В 80-90-е гг. 20 в., время становления сегмента ЭАТ на Западе, эти факторы в РФ отсутствовали.

– Мобилизация кооперационного ресурса и решение через него проблем организации сектора и вывода его из сферы теневой экономики; стандартизации, формализации ЭАТ-продукта и перевода его в информационную форму; ведения баз данных и систем централизованного бронирования в режиме реального времени; регистрации субъектов ЭАТ-бизнеса и пр. В РФ не решена задача налаживания горизонтальной и вертикальной кооперации на всех уровнях: местной общины – в производстве турпродукта; внутримуниципальной – в обеспечении условий его производства

– Целенаправленная государственная политика. Мировой опыт, особенно Евросоюза, где успех ЭАТ очевиден, говорит, что это – результат отраслевого и социального инжиниринга в аграрном секторе, региональная (на первом этапе), национальная, а затем и общеевропейская политика системной поддержки турбизнеса в сельских провинциях стала главным фактором превращения ЭАТ в сегмент туриндустрии (хотя инициатива «снизу» тоже была).

– Ключевым в понимании феномена ЭАТ является социокультурный аспект. Именно он выделяет это направление туризма из других: в производстве ЭАТ-продукта естественная социокультурная среда самоценна и незаменима.

ЭАТ (агротуризм, сельский туризм) подразумевает социокультурный диалог, сохранение живой традиции, познавательный, развивающий и иные важные для индивида и социума компоненты и, на наш взгляд, его никак нельзя сводить к сельскохозяйственному аттракциону, иными словами, отдыху в «потёмкинской деревне».

Одна из главных причин нынешней стагнации ЭАТ в России – игнорирование социокультурного параметра: до сих пор у нас внедряли практики и бизнес-модели, естественно вызревшие на Западе в гармонии с той социокультурной средой и потому имеющие там успех, без учета того, что заимствуемые образцы идут вразрез историко-культурным традициям, социокультурным реалиям, форматам общения, естественным для России.

Причем приоритет отдан той, что менее удачна исходя из нынешних российских реалий

– гостевым сетям на базе малого семейного гостиничного хозяйства. Семейные микро-гостиницы и пансионы для Запада модель классическая, однако, подчеркнем: она отнюдь не единственная и для РФ скорее инородная. Для её эффективной работы в рамках туриндустрии в российской провинции до сего дня не хватает буквально всех необходимых условий, более того, нет социоисторических и социокультурных предпосылок. Ведь эта модель успешна там, где она исторически сформировалась.

С учетом российской специфики можно предложить как в принципе реализуемые следующие модели ЭАТ-бизнеса:

1. Организация региональных гостевых сетей на базе малого семейного гостиничного

хозяйства

2. Воссоздание на базе профильных структур (музеи, ООПТ и пр.) или частной инициативы социокультурной среды различных исторических поселений или объектов (деревни, посады, усадьбы, монастыри и пр.) и прием в них туристов.

3. Строительство специализированных загородных рекреационно-туристических

объектов. Как правило, это дисперсные отели разных типов с набором услуг на базе природных и социокультурных ресурсов территории; они действуют в рамках туриндустрии и целиком ориентированы на обеспечение полноценного отдыха туристов в сельской местности.

4. Организация агропарков, располагающих средствами размещения. В мировой практике этой моделью занимается ведомство, курирующее сельское хозяйство, а не туризм.

Полагаем, что агротуристические парки могли бы стать продуктивным направлением

для Минсельхоза РФ. Пока же практика агропарков в РФ имеет научно-производственный уклон (хотя прием туристов им не запрещен как вид деятельности), а интерес к агропаркам туристического типа проявляют частный бизнес и муниципалитеты.

Что касается государства, то сегодня ЭАТ серьёзно ни одно федеральное ведомство не занимается. Формально его курирует Минсельхоз, интерес которого ограничен ЭАТ-промыслом как вспомогательным источником дохода для селян. ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.» говорит об организации сельского туризма (раздел 3.6), намечает «обучение сельского населения по организации несельскохозяйственных видов деятельности в целях развития альтернативной занятости в сельской местности», развитие музейной системы, в т. ч. музеев под открытым небом в сельской местности и т. д.

Но до сих пор зримых сдвигов по линии Минсельхоза не отмечено, и хотя были приняты

новые документы по АПК [15, 16], ясной концепции в отношении ЭАТ, а тем более плана

действий они не внесли: в Госпрограмме на 2008 – 2012 гг. сельский туризм упомянут

как альтернативная деятельность, но опять нет четкого плана обеспечения ключевых

условий её реализации.

Ростуризм не видит в ЭАТ выгодной перспективы: российский турбизнес осваивает более

прибыльные сегменты, оставляя эту нишу волонтёрам-любителям. И хотя сельский туризм включен в Стратегию развития туризма в РФ до 2015 г. и задача обозначена как

межотраслевая (АПК – туротрасль), но решать её предложено на базе ФЦП по развитию села до 2010 г., чего явно недостаточно для выполнения условий запуска сегмента и системного решения всего круга вопросов, связанных с ЭАТ. Нехватка средств и полномочий у Росприроднадзора не даёт развернуть ЭАТ-форматы на ООПТ в оптимальном для России масштабе [20]. Отсутствие координации и пассивность федеральных ведомств обрекает ЭАТ на стагнацию в масштабах страны.

Серьезным тормозом для ЭАТ до сих пор было общее состояние российского села и

провинции в целом. Население сел и малых городов несопоставимо по уровню жизни с теми странами Запада, опыт которых пытались перенять. В массе оно не располагает ни жильем приемлемой комфортности, ни финансами или доступом к льготным кредитам для того, чтобы начать ЭАТ-бизнес.

Если Запад решал проблему «лишних рук», то в РФ, напротив, на селе остро не хватает дееспособных кадров, безработица наблюдается на фоне деградации населения многих сельских регионов. При этом активные жители сельских территорий были вынуждены вести бизнес в среде, агрессивно их выдавливающей.

Ряд веских причин не позволяет пока обратить богатый турпотенциал российской провинции в реальный турресурс. Отстает требуемая для развития туризма макроинфраструктура (средства размещения, дороги, транспорт, связь и др.).

Так, в силу исторических особенностей в России не развита традиция платного постоя в том виде, как на Западе (существенные различия в генезисе гостиничного хозяйства, практиках гостеприимства и пр.). Сильна конкуренция со стороны традиционных в РФ дачных практик (привычна аренда дачи на сезон без услуг, причем в теневом секторе) и массового «дачного землевладения».

В дачных традициях играет роль не только экономический, но и социокультурный аспект: Россия – страна усадебной культуры, производное аграрной цивилизации; тяга «к своей земле» коренится в менталитете базовых исторических сословий России, не остыло и чувство «малой родины». Важно и то, что идущие из традиционной крестьянской культуры социальные установки, система ценностей жителей российских сел, в отличие от Запада, не ориентированы на предпринимательство с целью обогащения, а опыт советского строя привил селянам еще и социально-экономический инфантилизм.

В массе сельские жители на данный момент не готовы к занятию турбизнесом (а навыки ведения бизнеса и профессионализм определяют качество сервиса), а нередко и к работе по найму в сфере туриндустрии.

Особенности менталитета, традиций и реалии российского села требуют разработки своих форматов ЭАТ-бизнеса на основе национальных практик, а не механического переноса вызревших на почве иных культур.

В число ключевых акторов, определяющих шансы ЭАТ в РФ, помимо государства,

входят субъекты ЭАТ-бизнеса. Отечественный опыт последнего десятилетия показывает, что ЭАТ-инициатива на местах есть и в ряде регионов власть ей помогает. Более того, ЭАТ-бизнес на местах держится именно за счет энтузиастов среди жителей территорий, муниципальных администраций, некоторых учреждений (музеи, национальные парки, вузы и др.). Но в массе полноценный субъект ЭАТ-бизнеса не сформировался, ибо против его мотивации работают веские факторы. Плюс к тому и применяемые механизмы продвижения турпродуктов сельских территорий на рынок явно несостоятельны.

Что касается платежеспособного ЭАТ-спроса, то его появлению в РФ задерживал ряд объективных обстоятельств: слаб и узок средний класс – главный потребитель ЭАТ-продукта; география и мотивация внутренних турпотоков не в пользу ЭАТ – большинство россиян отдыхает на дачах и/или (в зависимости от социальной страты) за границей. Да и побывавшие за рубежом стали требовательнее к внутренним турпродуктам, в т. ч. ЭАТ, а российская провинция пока не в состоянии ответить на этот вызов.

Если взять иностранцев, то, за исключением приграничных регионов и знаменитых мировых природных объектов, их мало интересует турпродукт не известной им сельской России.

В последние годы в сфере спроса появились позитивные для ЭАТ тенденции. В социальном плане – это рост среднего класса в крупных городах, главных потенциальных потребителях ЭАТ-продукта; качественные изменения в его образе жизни, установках и мотивации в связи со сменой поколений (отход молодёжи от «дачной» парадигмы поведения в пользу туризма) и иными факторами (бум автомобилизации, распространение ИКТ, доступность Интернета, мобильной связи и пр.).

Есть и подвижки социокультурного плана. Прежде всего, это обращение к национальным культурным корням в разных стратах социума, связанное со сменой политических акцентов, возрождением традиционных для России религий, поиском точки опоры в период глубокого идейного и социально-экономического перелома и др. факторами.

Ведь большая часть российских горожан – выходцы из сел и малых городов в первом или втором поколении и нередко ЭАТ-практики для них и их детей – путь к самоидентификации на личном, семейном и социальном уровнях.

Отметим и массовый рост интереса к культуре, обычаям, быту других народов и этно-социальных групп на уровне, приемлемом для организации практического туризма (кулинария, фольклор, ремесла, национальные праздники, спорт и пр.).

В заключение, отметим:

1. В РФ либо нет тех факторов, которые стимулировали развитие ЭАТ в сельских

районах в Европе и Северной Америке в 80-90 гг. XX в., либо они иначе работают – в

силу особенностей исторического пути и социокультурной специфики. Следовательно,

нужно не слепо копировать чужой опыт, а искать свой путь включения турпотенциала

сельских территорий в национальную туротрасль с учетом социокультурных реалий и национальных традиций России.

2. Существенным фактором генезиса российского ЭАТ-бизнеса остается то, что он

строится «снизу» – на инициативе и энергии отдельных лиц, практически без поддержки

государства.

3. Условием становления ЭАТ в масштабах России является выработка национальной концепции его развития с учетом специфики и целей развития страны, на основе признания общесоциальной значимости ЭАТ-практик и их социокультурного эффекта.

4. Залогом успешного запуска ЭАТ в национальном масштабе стала бы разработка Федеральной целевой программы развития ЭАТ (провинциального туризма) как полифункционального инструмента развития сельских территорий, доходного сектора локальных экономик, социально полезного вида деятельности, которая предусматривала бы форми-

рование механизмов нормативно-правового, финансового, организационного, информа-

ционного обеспечения на всех уровнях – общероссийском, региональном, местном.

Наши рекомендации