Натуральные средства обучения
По своему значению в процессе обучения естествознанию ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.
Коллекции.Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческом основе, из сборов учащихся.
Объекты живой природы для начальных классов представлены в коллекциях насекомых, которые составлены из наиболее характерных обитателей биоценозов.
Гербарии.Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.
Живые объекты природы— это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.
Разнообразие натуральных средств обучения предполагает использование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который
исходит из самой сущности средств обучения — это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры, запах и т. д. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение более убедительным и достоверным.
Работу с коллекционным материалом (например, «Полезные ископаемые») можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нем, выявления его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. До тех пор, пока у школьников не сформировано умение работать с природным объектом, учитель непосредственно руководит их действиями: показывает и объясняет, как следует выполнять работу. Затем ее делают дети, а педагог помогает им и контролирует их действия. Другой подход — учитель и учащиеся выполняют практические действия параллельно, используя план работы в учебнике или разработанный учителем и записанный на доске.
Ученики III—IV классов уже владеют некоторыми навыками работы с предметами природы, поэтому работу с коллекционным материалом целесообразно организовать так, чтобы школьники были поставлены в положение исследователей, т. е. самостоятельно выявляли свойства изучаемых объектов. В этом случае роль учителя состоит в том, чтобы осуществлять руководство самостоятельной деятельностью школьников. Для этого можно использовать планы проведения практической работы в учебниках. Но при этом надо иметь в виду, что задания в учебниках даются в обобщенном виде. Задача учителя — исходя из особенностей объекта природы, внести дополнения и коррективы, обратив особое внимание на указания о записи результатов работы.
Возможен и другой вариант — учитель разрабатывает свою инструкцию, в которую включает указания о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнять, где и как фиксировать результаты. Например, для самостоятельного изучения свойств торфа можно предложить следующие задания: рассмотреть, какого цвета торф; определить твердость торфа (поцарапать по стеклу); капнуть водой и пронаблюдать, что произойдет; опустить торф в воду и определить, легче он или тяжелее воды1. Выводы записать в рабочую тетрадь (на печатной основе).
1 Горение торфа и других полезных ископаемых, а также опыты с кислотой демонстрирует сам учитель.
Коллекции используются и при проверке знаний. Виды работы на этом этапе урока могут быть различны: классификация полезных ископаемых по различным критериям, например по способу использования, месторождений и т. д.; выполнение опытов, доказывающих свойства полезных ископаемых; различные игры, например «Путешествие по нашему классу», «Что это?».
Коллекции полезных ископаемых используются не только на текущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной работе. Аналогично в учебном процессе используется коллекция почв.
При работе с коллекцией насекомых ведущим методом является наблюдение. Дети рассматривают животных под руководством учителя, а затем сравнивают их с рисунками в учебнике. Известно, что наблюдать насекомых в природе трудно, так как они находятся в движении. Поэтому на экскурсии ребенок видит его лишь мгновение, и сформировать представление о насекомом сложно. При работе с коллекцией ученик может детально рассмотреть внешние признаки животного, а рисунок учебника, в котором отражены характерные признаки объекта, поможет формирование четкого представлениям о нем.
При работе с гербарием ведущей формой обучения служит практическая работа, во время которой дети наблюдают растение в целом, исследуют его органы, рассматривают рисунки, на которых растение изображено полностью, составляют характеристику. Для составления характеристики детям можно предложить такой план работы:
1. Название растения.
2. Что это — дерево, кустарник, трава?
3. Где растет — в лесу, на лугу, в водоеме, на болоте, в поле?
4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля.
В качестве источника информации гербарии используются и при знакомстве с растениями различных природных зон. Так, при знакомстве с растениями тундры используются гербарные экземпляры карликовой березки, полярной ивы, морошки, клюквы, голубики, лишайников — типичных представителей тундровой растительности (из гербария «Дикорастущие растения»). Для того чтобы создать у учащихся правильные представления об особенностях растений тундры, целесообразно использовать прием сравнения. Сравнивать гербарные экземпляры или иллюстрации нужно с растениями, хорошо знакомыми детям.
Карликовую березку можно сравнить с березой бородавчатой по плану: величина и форма листа, цвет коры. Для этого учитель демонстрирует таблицу «Тундра», на которой изображена карликовая березка. Предлагает учащимся рассмотреть и сделать вывод о величине дерева, форме ствола. Учитель добавляет, что корни дерева
располагаются в почве горизонтально, так как в тундре на глубине 30—50 см находится слой многолетней мерзлоты. Знакомство с ягодными кустарниками тундры также строится на работе с гербар-ными экземплярами: учащиеся находят корни, листья, стебель и цветки (или плоды) растений, делают вывод: в чем состоят особенности растений тундры. Аналогично строится работа при знакомстве с растениями других природных зон.
При проверке знаний школьники на гербарных экземплярах находят части растений, называют и показывают их, выполняя, например, задание по классификации. На этом этапе урока можно использовать гербарий для организаций дидактических игр типа «Угадай», «Узнай по описанию», для отгадывания загадок и т. д.
Объекты живой природы в практике чаще всего представлены комнатными растениями. При работе с ними решается несколько задач: расширение и углубление знаний о многообразии растений, разнообразии их органов, приспособительных особенностях, а также формируются практические умения ухода за растениями. Работа с комнатными растениями проводится на уроке и во внеурочное время. На уроке школьники исследуют внешнее строение растений — величину, форму и цвет листьев, стеблей, величину и окраску цветков, плодов. Сравнивают их, выделяя своеобразие органов разных растений. Продолжением этой работы является практическая деятельность детей, в ходе которой они учатся приемам ухода. Деятельность детей будет более эффективной, если ее организовать как групповую работу. Каждая группа получает 2—3 растения, необходимое оборудование и план работы. Во внеурочное время дети продолжают наблюдать комнатные растения, фиксировать их заметные изменения (появление бутона, листьев и др.), ухаживать за растениями. Это помогает детям воспринимать растения как живые организмы, о которых следует заботиться и которым следует помогать.