Санитарная очистка территории

Оценка объёмов образования ТКО на территории городского округа по срокам реализации генерального плана проводится с использованием удельных показателей СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Удельный норматив составляет в среднем 1,5 куб. м/чел (с учётом общественных зданий). Согласно справочным данным, ежегодный прирост нормы накопления отходов составляет порядка 2 – 3%. Для территории городского округа целесообразно принять большее значение – 3%. Результаты расчётов объёмов образования бытовых отходов на территории городского округа отображены в таблице 3.5.1. Средняя плотность бытовых отходов принята в размере 0,2 т/куб. м.

Таблица 3.5.1

Сроки реализации генерального плана Постоянное население, тыс. чел Сезонное население, тыс. чел Удельный норматив образования ТБО, куб. м/чел Объём образования отходов
тыс. куб. м/ год тыс. тонн/ год
Первая очередь, 2022 год 46,20 10,0 2,2 112,64 22,53
Расчётный срок, 2035 год 46,20 10,0 3,0 153,60 30,72

В составе мероприятий по реализации Генерального плана предусмотрено дальнейшее совершенствование системы сбора и удаления бытовых отходов на территории городского округа, с полноценным охватом системой централизованной санитарной очистки всех объектов существующей и планируемой жилой застройки.

Для временного хранения бытовых отходов предполагается применять стационарные металлические контейнеры, установленные на специальных площадках, оснащенных асфальтированным покрытием и удаленных от жилых домов, детских учреждений и мест отдыха на расстоянии не менее 20 м.

Площадки под контейнеры и бункеры-накопители должны иметь асфальтовое покрытие, быть ограждены зелеными насаждениями с высокой степенью фитонцидности, густой и плотной кроной, желательно без плодов и ягод. Они также должны быть оборудованы кирпичным, бетонным или металлическим ограждением, обеспечены удобными подъездными путями.

С целью обеспечения максимальной сохранности ТБО, предотвращения их разноса птицами и мелкими животными, рекомендуется устанавливать контейнеры, оборудованные откидной крышкой. Для этих же целей рекомендуется делать контейнерные площадки крытыми. Смёт с территории и помещений допускается к совместному хранению с ТБО.

Ориентировочное число контейнеров, которые потребуются для временного хранения бытовых отходов, образующихся в жилом секторе и организациях городского округа Красноармейск на расчетный срок, определяется по формуле:

Бкон = Пгод * К1* К2* / (365* V) , где:

Пгод - годовое накопление ТБО (жилой сектор+организации) в м3 ;

К1 - коэффициент неравномерности накопления отходов (принимается равным 1,25);

К2 – коэффициент, учитывающий необходимость резерва (принимается равным 1,05)

V - вместимость контейнера, м3.

Число мусоровозов, необходимое для обслуживания жилого сектора территории городского округа, определяется по формуле:

М = Пгод / (365* Псутисп) ,

где:

Пгод – количество бытовых отходов, подлежащих вывозу в течение года, м3;

Псут – емкость кузова данного вида мусоровоза, м3(принимается равным 20);

Кисп – коэффициент использования автопарка (принимается равен 0,7).

Информация о требуемом количестве стандартных ёмкостей для сбора ТБО, а также мусоровозов для обслуживания территории жилой застройки приведена в таблице 3.5.2. Для расчётов принят стандартный объем контейнеров (0,75 м3), предполагается ежедневный вывоз отходов. Основными единицами спецтехники предположительно станут среднетоннажные мусоровозы типа КО-427, МКЗ-25, МКМ-25 и др.

Таблица 3.5.2

Сроки реализации Объём образования отходов в год Необходимые мероприятия по санитарной очистке
тыс. м3 тыс. тонн контейнеры, ед. мусоровозы, ед.
Первая очередь, 2022 год 112,64 22,53
Расчётный срок, 2035 год 153,60 30,72

На территории планируемой много- и среднеэтажной жилой застройки контейнеры будут устанавливаться на специально оборудованных площадках из расчета 1 площадка на 6-8 подъездов жилых домов с установкой на одной площадке не более 5-и контейнеров, с радиусом охвата одной площадки не более 100 метров и удаленных от жилых домов, детских учреждений, мест отдыха и т.д. на расстояние не менее 20 метров.

Во вновь возводимых жилых зданиях с отметкой пола верхнего этажа от уровня планировочной отметки земли более 11,2 метров, а также в зданиях учебных заведений выше 3-х этажей, гостиницах и мотелях на 100 мест и более, в двухэтажных и выше зданиях больниц на 250 коек и более, в общественных зданиях выше 5 этажей необходимо предусмотреть систему мусоропроводов.

В районах индивидуальной жилой застройки с малым числом проживающих и меньшим по сравнению с многоэтажной застройкой количеством образующегося мусора, где растительные и другие виды органических отходов утилизируются в хозяйственной зоне путем компостирования, предлагается организовывать общие контейнерные площадки для группы домов. Здесь возможна установка контейнеров с большими (200 метров и более) интервалами, обеспечивающими их заполнение, учитывая отсутствие пищевых отходов, не более чем за 5 суток.

При временном хранении отходов в сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре «минус» 5° и ниже) должен быть не более трёх суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше 5°) – не более одних суток (ежедневный вывоз). Периодичность удаления твёрдых бытовых отходов необходимо согласовывать с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

В последние годы в составе ТКО значительно увеличилось содержание упаковочного материала; улучшились условия хранения и качества продовольствия; а, следовательно, изменился состав и содержание пищевых отходов.

Значительное содержание в исходных ТКО полимерных материалов и алюминия свидетельствует о сложности термического обезвреживания этих материалов без предварительной сортировки, а пониженное содержание легкоразлагаемых фракций (пищевых отходов) свидетельствует о трудностях компостирования исходных несортированных бытовых отходов.

Более того, совершенствование системы сбора отходов с поэтапным переходом на раздельный сбор компонентов бытовых отходов, часть из которых (до 75%) можно использовать вторично (бумага, металлы, полимеры, стекло и пищевые отходы) экономически целесообразней вывоза отходов на полигоны захоронения.

Для организации системы сбора вторичных отходов на территории городского округа предлагается установка специальных ёмкостей-накопителей (типа «Аляска» и пр.) для раздельного сбора отходов в местах массового скопления населения (пункты торговли, остановки общественного транспорта, железнодорожная станция и т.п.).

Значительным фактором, влияющим на засорение улиц, является интенсивность движения транспорта. На накопление смёта и засорение улиц существенно влияют также благоустройство прилегающих улиц, тротуаров, мест выезда транспорта и состояние покрытий прилегающих дворовых территорий, в связи с чем, возникает необходимость организации механизированной уборки территории населённого пункта.

В летний период основными операциями по уборке дорожных покрытий являются подметание дождеприёмных лотков и мойка проезжей части.

В зимний период основной задачей при уборке дорожных покрытий является удаление свежевыпавшего и уплотнённого снега, борьба с гололёдом, предотвращение снежно-ледяных образований.

Экологические факторы, влияющие на решение проблемы утилизации вывозимого снега, заключаются в необходимости ликвидации воздействия имеющихся в снеге загрязнений на окружающую среду. Недопустимо создание на газонах сугробов из убранного с дорог снега, поскольку возникает угроза негативного воздействия хлоридов, содержащихся в снеге после его обработки противогололедными реагентами, на зелёные насаждения.

Для минимизации воздействия противогололедных реагентов на окружающую среду возможно снижение уровня хлоридов за счёт применения реагентов с пониженным содержанием хлор-йона и использования нехлоридной (ацетатной) группы реагентов, не образующей азото-фосфатных стоков, отрицательно влияющих на водную среду и неподдающихся очистке на очистных сооружениях ливневой канализации.

В связи с планируемым в ближайшие несколько лет закрытием полигона «Каурцево», исчерпавшим свою вместимость, на дальнейшую перспективу необходимо предусмотреть перенаправление потока отходов городского округа Краснознаменск на другие доступные объекты утилизации ТКО, в том числе – на новые межмуниципальные объекты переработки ТКО после их создания в юго-западном секторе Московской области.

Для сокращения объёмов вывозимых на полигоны отходов требуется организовать систему раздельного сбора и предварительной сортировки отходов.

Наши рекомендации