Условно-опросный метод и его структура
При применении условно-опросного метода определение ценности экологических благ начинается с того, что на некотором гипотетическом рынке детально описывается изучаемое экологическое благо, его качественные характеристики и особенности. В нашем случае, напомним, это природный парк, характеризующийся местоположением, площадью, относящийся к определенной природно-климатической зоне, способный предоставить населению тот или иной объем рекреационных, оздоровительных и т.п. услуг. Далее производится опрос людей, которые именуются респондентами, с целью выявления либо их максимальной готовности платить за восстановление (сохранение) качества экологического блага, либо же для установления минимальной компенсации, которую они готовы принять в случае ухудшения качества природного объекта. Среди специалистов применительно к этим двум ситуациям утвердились следующие понятия: WTP (от англ. Willingness To Pay – «готовность платить») и WTA (Willingness To Accept – «готовность принять компенсацию»). Метод оценки экологических благ, основанный на опросе индивидуумов и получивший наименование условно-опросного, был разработан в США в 80-е гг. и с начала 90-х гг. XX в. используется в Германии. Часто для обозначения данного метода применяется английская аббревиатура – CVM ( Contingent Valuation Method).
Применение CVM предполагает прохождение следующих этапов:
1. Создание гипотетического рынка. На этом этапе респондентам объясняется, за какой природный объект и в какой форме (налоги, плата за вход и т.п.) им предлагается платить / получать компенсацию.
2. Выбор формы опроса. Максимальную готовность платить (как и минимальную готовность принять компенсацию) можно определить, применяя следующие формы опроса:
- организация своеобразного аукциона, на котором предлагаются все более высокие суммы, пока не достигается верхний уровень оценки;
- так называемый открытый вопрос, когда опрашиваемым предлагается самим назвать сумму, которую они готовы заплатить (что часто бывает сложно, особенно если у респондентов отсутствует опыт обращения с предметом обсуждения);
- дихотомный выбор, когда опрашиваемым предлагается принять или отклонить предлагаемую сумму денег.
3. Формирование опросных листов и определение метода опроса. Здесь возникает проблема выбора метода опроса: можно опрашивать людей при непосредственном общении с ними, можно проводить интервью по телефону или по электронной почте. Телефонный опрос имеет недостаток, состоящий в том, что трудно в таких условиях полностью изложить опрашиваемому существо дела и получить от него адекватный ответ. По этой причине часто отдают предпочтение прямому опросу (например путем интервьюирования горожан), поскольку интервьюер имеет возможность видеть своего респондента. Организуя опрос по электронной почте, надо быть готовым к тому, что нередко возвращается незначительное количество анкет. Кроме того, важно учитывать степень охвата населения интернет-услугами (в России, по некоторым оценкам, число пользователей Интернета составляет лишь 8,8% всего населения). Из сказанного можно заключить, что наилучшие результаты чаще дает непосредственное интервьюирование опрашиваемых.
4. Проведение опроса и оценка средней готовности платить. На этом этапе определяется средняя готовность платить – собираются все признанные действительными опросные листы, суммируется готовность платить и полученный результат делится на число действительных опросных листов.
5. Оценка достоверности полученных результатов. Здесь производится оценка зависимости полученного результата от различных факторов (например, качества природной среды, а также образования, возраста, уровня доходов опрашиваемых). Это может быть сделано путем построения уравнений регрессии и оценки коэффициентов регрессии. Проведение подобной оценки необходимо, например, для предсказания динамики готовности платить в зависимости от изменения качества природной среды, для выявления «чувствительности» показателей готовности платить от изменения вышеперечисленных факторов и проверки надежности результатов эксперимента.
Предположим, что в результате проведения опроса были получены некоторые результаты. Какими должны быть последующие действия?
На следующем этапе, который по общему счету является шестым,осуществляется обобщение полученных результатов на всю генеральную совокупность. При его реализации тоже важно учитывать некоторые «методические тонкости». Прежде всего, согласно определению, генеральная совокупность – это множество всех единиц совокупности, обладающих определенным признаком и подлежащих изучению.
На этом этапе предстоит выбрать способ переноса результатов, полученных при опросе ограниченного числа людей, на некоторую общую группу, мнение которой необходимо изучить. Это требуется для получения как можно более полной экономической оценки исследуемого природного блага. Итак, данный этап можно разбить на следующие шаги:
1. Определение генеральной совокупности
Здесь необходимо понять, какими рамками руководствоваться для дальнейшего анализа результатов – принимать ли во внимание все население, на которое окажет влияние планируемое действие, или население в рамках определенной административной границы (если цель эксперимента – установление экономической ценности природного блага только для определенного региона).
2. Определение метода переноса результатов на генеральную совокупность
Необходимо также определить метод переноса результатов, полученных в исследуемой группе, на население вообще – возможно ли простое умножение средней готовности платить на число домохо-зяйств или более общая группа отличается от группы, подвергнувшейся исследованию, например уровнем образования, доходами и т.д. Во втором случае перенос также возможен, но с учетом этих факторов, значимость влияния которых уже была оценена на предыдущем этапе (в математической статистике эта процедура называется поверкой репрезентативности выборки).
3. Выбор временного периода
Следует выбрать период времени подсчета экономической выгоды (при этом с течением времени величина выгоды обычно дисконтируется).
И наконец, на седьмом,заключительном, этапе осуществляется окончательный подсчет экономической ценности природного блага (или полного эффекта от реализации определенного инвестиционного проекта).
Дискуссия показала необходимость применения условно-опросного метода. Однако нельзя забывать и о различных сложностях, сопровождающих его использование на практике. К их числу относится необходимость учета факторов, оказывающих значительное влияние на конечный результат. По различным оценкам, искажение конечного результата вследствие этого влияния может достигать 12-25%.