Экологический каркас и охрана фауны на местном уровне

Установлено, что популяции диких животных наибольшей численности встречаются в местах с большим количеством опушек или частым чередова­нием различных типов местообитаний. Поэтому почвозащитное полосное раз­мещение сельскохозяйственных культур обеспечивает убежище и гнездовья для животных. На полосных посевах может обитать вдвое больше птиц, чем на полях с одной культурой.

Наибольше число животных гибнет во время механизированных сельско­хозяйственных работ, причем роковую роль в этом играет врожденный пове­денческий механизм, в соответствии с которым животное сначала затаивает­ся, затем стремится перейти в укрытие. Этот механизм срабатывает, если та­ковое укрытие существует. У каждого вида имеются свои лазы на другое поле или на опушку леса, к ручью или ложбине. И здесь куртины и рощицы, по­лосные леса играют важнейшую роль защитно-кормовых ремизов.

Таким образом, культура ландшафта в лесной зоне также подразумевает особую мозаику сочетания полей с островными и полосными лесами. Здесь поселяются насекомые — опылители растений, находят приют певчие птицы, являющиеся действенным средством биологической защиты сельскохозяйствен­ных угодий от вредителей. Небольшие рощицы и полосы кустарников у водо­емов служат местом отдыха перелетных птиц и, конечно, имеют непреходящее значение для представителей охотничьей фауны. Таким образом, охрана живот­ных также тесно связана с культурой земли. Коростель, стрекочущий в ивняке на краю сенокосного пойменного луга, или жаворонок, заливающийся над полем, — это не просто опоэтизированные символы русской природы, но и свидетельство здоровья местности, признак работы экологического каркаса.

Выводы

1. Реализация (на протяжении десят­
ков лет) традиционных проектов земле­
устройства, созданных без учета требова­
ний ландшафтной экологии, привела к
деформации природосообразной структу­
ры агроландшафта, признаками которой
являются нарушение топологии рельефа
и уничтожение естественной дренажной
сети, повсеместный смыв и падение пло­
дородия почв, ухудшение микроклимата
сельскохозяйственных угодий, уничтоже­
ние ремизов (стации переживания диких
животных и птиц), а также общее визу­
альное оскуднение сельского ландшафта.

2. Применение методов ландшафтно­
го планирования в землеустройстве дает
возможность корректно оценить потен­
циал земель и провести их дифференци­
ацию, разграничив земли различного
назначения с учетом оценки качества,
чувствительности к антропогенным на­
грузкам, современной эксплуатации и
определения целевых функций дальней­
шего использования.

3. Организация территории хозяйств
заключается в проектировании средоста-
билизирующего экологического каркаса
и согласованном размещении основных
элементов агроландшафта: рабочих уча­
стков (полей), базисных рубежей, лесов

экокаркаса, простейших линейных гид­ротехнических сооружений, полевых до­рог. При этом контуры рабочих участков на склонах должны ограничиваться ха­рактеристическими линиями рельефа, линиями, выявляемыми методами мор-фодинамического анализа: вогнутыми и выпуклыми перегибами, тальвегами и водоразделами (ребрами) дренажной-гидрографической сети. 4. Лесные полосы — основные блоки экологического каркаса в ландшафтном планировании агрохозяйств. В условиях равнинных и холмистых ландшафтов ле­ сополосы как линейные блоки экологи­ ческого каркаса должны занимать все свободное от полей и рабочих участков пространство, располагаясь комплемен­ тарно к производственным элементам агроландшафта: полям, дорогам, рабо­ чим участкам. 5. Ландшафтный план в составе про­ цедуры землеустройства посредством формирования средостабилизирующего экологического каркаса позволяет кор­ ректно учитывать экологические взаимо­ связи между преобразованными компо­ нентами природы и элементами агролан­ дшафта и реализовывать целенаправлен­ ное их регулирование.

Глава 8

ЛАНДШАФТНЫЙ ПЛАН В СОСТАВЕ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОРОДА

8.1. Градостроительное зонирование как инструмент экологической организации урбанизированных территорий

Термин «функциональное зонирование» используется в действующем за­конодательстве при регулировании планирования развития территории горо-з,а. Точного определения функционального зонирования не существует, ско-эее, можно согласиться с тем, что смысл и содержание следуют из контекста нормативных правовых актов, в которых используется этот термин. В соответ­ствии с ними под функциональным зонированием понимается разделение герритории города на части, функционально взаимосвязанные между собой, з пределах которых устанавливаются единообразное целевое использование вемель и общие основы правового режима земельных участков. Здесь «функци­онирование» понимается как процесс, а «функциональное зонирование» — <ак организация процесса функционирования. Функциональное зонирование !вляется утверждаемой частью генерального плана города, или — в новой терминологии — схемы территориального планирования.

Наши рекомендации