Законодательство по охране окружающей среды
Законодательство по безопасности ЧС
Чрезвычайным ситуациям (ЧС), связанным с техногенными и природными бедствиями, посвящены отдельные разделы законов "Об охране окружающей природной среды", "О безопасности", "О чрезвычайных ситуациях", Закона "О пожарной безопасности". Основополагающим законом регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий является федеральный Закон "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В главе I "Общие положения" Закона разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС. Глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ, Глава III - принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС. Глава V связана с подготовкой населения к ЧС. Глава VI - с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Весьма важны положения главы VII, касающиеся государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС. Глава VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС. Среди других законов необходимо отметить федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об использовании атомной энергии", Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" и Закон РФ "О безопасности". Основным подзаконным актом по ЧС является Постановление Правительства РФ "О Российской системе предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), определяющее принципы управления ЧС. Среди других подзаконных актов отметим постановления МЧС и приказы штаба гражданской обороны РФ. Нормативно-техническая документация включает в себянормативные документы по охране окружающей среды, являющиеся основной при разработке средств защиты от разного рода аварийных ситуаций техногенного и природного характера, а также соответствующая документация по охране труда; используется при разработке средств индивидуальной защиты для спасателей, ведущих работы в зоне экологических бедствий, а также при пожарах и взрывах на производстве. Кроме того, к ней относятся СНиПы на создание и приемку убежищ и других защитных сооружений, документы штаба гражданской обороны (ГО), касающиеся создания инженерных сооружений ГО. Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" (БЧС) - 22 системы ГСС. Основными целями комплекса стандартов БЧС являются: - повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС; - эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. |
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Основы природоохранительного законодательства в РФ установлены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.). Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает в себя на сегодняшний день санитарные нормы и правила Минздрава РФ, строительные нормы и правила Госстроя РФ, систему стандартов "Охраны природы", документы Министерства по охране окружающей природной среды и природных ресурсов. Санитарные нормы Минздрава РФ устанавливают предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также предельные уровни воздействий на окружающую среду (шума, вибраций, инфразвука, электромагнитных полей от различных источников, ионизирующих излучений). Системой строительных норм и правил предусмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования окружающей среды и рационального природопользования. Система стандартов "Охрана природы" - составная часть государственной системы стандартизации. Управление охраной окружающей среды осуществляется советами всех уровней и их исполнительными органами, Советами Министров, исполкомами областных, городских и районных советов, а также специально уполномоченными органами: Министерством РФ по охране окружающей природной среды и по защите атмосферы, гидросферы и т. п. Мероприятия по охране окружающей среды являются обязательной составной частью текущих и перспективных планов развития регионов. На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы. Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Рассмотрим одну из важнейших проблем экологии: исчезновение лесных массивов в России. На Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологии обсуждался вопрос об угрозе, которую несет людям гибель леса. О том, что Россия "лысеет", сказал представитель Межведомственной комиссии по экологии Алексей Яблоков, когда подводил итоги дискуссий. Ему довелось ознакомиться со снимками, сделанными специальными спутниками. Так вот, из космоса видно, что территории, где некогда шумели леса, превратились в "пустыни". Именно так смотрится республика Коми, на нашей памяти прославившаяся "стройкой дружбы" - огромным лесоповалом, где работали болгарские лесозаготовители. Сейчас столь же "эффективно" истребляют русский лес наши друзья-партнеры в Хабаровском крае (здесь работают северокорейские договорники). "Опустынивание" - термин, который прозвучал на Международном форуме в Рио-де-Жанейро, прозвучал с тревогой за судьбы планеты. Столь же взволнованно мировая общественность обсуждала и обсуждает судьбы лесов Амазонки, признавая в их гибели экологическую опасность для всей планеты. Русский лес составляет почти четверть мировых лесных ресурсов, так что его жизнь, его рациональное использование, безусловно, тоже глобальная проблема, жизненно важная для всей планеты, для ее экологического благополучия. Сейчас в этих местах внимательные россияне с тревогой слышат хрипы тяжелой болезни. Насколько она опасна? Чем грозит населению? И как же его спасать - наш русский лес (и нас вместе с ним)? На первый взгляд, особенно если пользоваться отечественной статистикой, положение в нашем лесу не таит угрозы экологической безопасности. Рослесхоз, например, сообщает, что площадь покрытых лесом земель за последние пять лет увеличилась на 6 млн. га. Однако при этом в Кемеровской, Пермской, Вологодской, Томской, Тюменской областях, в Бурятии значительно уменьшились площади покрытых лесом земель. Государственный учет лесного фонда (1993 г.) показал, что площадь погибших и списанных лесных культур всех возрастов, включая учтенные до 1988 года, за 5 лет составила 1,7 млн. га. Основные причины гибели: несвоевременный уход и заглушение мягколиственными породами, потравы скотом и дикими животными, неблагоприятные климатические факторы (вымокание, выжимание, засуха, заморозки), лесные пожары. Объемы заготовки древесины по главному пользованию в последние годы резко сократились. Если в 1988 г. заготовлено З25 млн. куб. м, то в 1993 г. только 174 млн. куб. м, или 46%. Объем лесопользования сравнялся с самым низким за послевоенный период уровнем (1947 г. - 155, 1948 г. - 184 млн. куб. м). Лесопользование ведется со значительными потерями древесины и недорубами (в 1993 г. - 4,9 млн. куб. м). Помимо экономического ущерба, это приводит к захламлению лесов, создает дополнительную пожарную опасность, способствует возникновению очагов вредителей. Более всего оставлено древесины на лесосеках Сибири и Дальнего Востока. С переходом к рыночным отношениям, с изменением форм собственности значительно увеличилось количество лесопользователей и возрос ущерб, причиняемый нарушителями лесного законодательства. Распространенный характер получили случаи вывоза за рубеж лесоматериалов и продажа их по ценам ниже мировых. По данным МВД России, только в 1993 году предотвращен незаконный вывоз за рубеж 157,4 тыс. куб. м леса и пиломатериалов. Государственная лесная охрана выявила, что число случаев незаконных порубок по России увеличилось в 1993 году в 2,8 раза, по сравнению с 1992 годом, а объем незаконно срубленной древесины - в 1,3 раза. Так, по данным органов госконтроля за лесами в республиках, краях, областях и автономных образованиях, использование лесосырьевых ресурсов совместными предприятиями, товариществами, акционерными обществами и другими предпринимательскими структурами ведется неудовлетворительно. В Приморском крае, например, в 1993 году по результатам освидетельствования мест рубок лесозаготовителями брошено на лесосеках 95 тыс. куб. м., в Томской области - 146 тыс. куб. м древесины. Заготовленная древесина поставляется на экспорт, в основном в круглом виде, преимущественно хвойных пород. Вскрыты факты незаконного экспорта древесины с использованием поддельных копий лесорубочных билетов, выданных комплексными предприятиями Рослеспрома (Приморский край, Томская область), незаконной заготовки, скупки, контрабандной вывозки корней и семян редких и исчезающих видов растений (женьшень, элеутерококк и другие). Положение усугубляется отсутствием правовой защиты работников гослесоохраны от посягательств лесонарушителей на их жизнь, здоровье и имущество. Отсутствие централизованных бюджетных средств, невыделение их Минфином России на приобретение служебного оружия не позволяет обеспечить должностных лиц гослесоохраны средствами самообороны. Только в 1993 году нападениям вооруженных лесонарушителей подверглось 15 человек, из них 6 человек убито. В январе текущего года убит директор лесхоза в Московской области, в феврале - начальник Пензенского управления лесами, в апреле - лесник Госкомлесхоза Ингушской республики. В Российской Федерации 56% сельскохозяйственных угодий подвержены водной и ветровой эрозии. Прогрессируют процессы разрушения пашни, образования подвижных песков и оврагов. Среднегодовое увеличение эродированных земель достигает 0,4 - 0,5 млн. га, а прирост оврагов - от 30 до 150 тыс. га! Исходя из научно обоснованных расчетов, необходимо иметь 14 млн. га защитных лесонасаждений, а фактически создано всего 2,9 млн. га. Объемы создания защитных лесных насаждений, предусмотренные Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России, утвержденной постановлением Правительства России от 17 ноября 1992 г. №879, в 1992 - 1993 гг., выполнены на 2/3. По сравнению со среднегодовыми показателями 1986 - 1990 гг. они сократились в 1,5 раза. При сложившихся к настоящему времени темпах работ, даже в рамках Государственной комплексной программы повышения плодородия почв в России, принятой Правительством в ноябре 1992 года, поставленная цель может быть достигнута не ранее чем через 100 лет. Лесные пожары наносят большой ущерб лесным ресурсам и окружающей среде России. В районах Сибири и Дальнего Востока они часто носят глобальный характер. За последние пять лет в лесах России возникло 122,8 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 5,1 млн. га лесной площади. Сгорело и повреждено древесины на корню 132 млн. куб. м и уничтожено заготовленной древесины 0,3 млн. куб. м. Традиционные меры борьбы при больших расстояниях и бездорожье не приносят желаемых результатов. Привлечение же для наблюдения за состоянием пожарной обстановки в лесах на правах аренды авиационной техники становится исключительно дорогостоящим мероприятием, требующим больших материальных затрат. Авиационная охрана лесов от пожаров осуществляется на площади 770 млн. га (из 1,18 млрд. га лесного фонда). На площади около 400 млн. га активная борьба с лесными пожарами вообще не ведется. Следствие пожаров в северных регионах - исчезновение ягельных угодий, что способствует массовой миграции и сокращению численности диких животных. Радиоактивное загрязнение земель лесного фонда в результате ядерных аварий и испытаний ядерного оружия выявлено на площади более 3,5 млн. га. Из них: в Чернобыльской зоне - 1,0 млн. га; в Уральском регионе - около 0,5 млн. га; в Томской области - более 10 тыс. га, в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в Алтайском крае - 2 млн. га. На этой территории действует более 140 лесхозов, 380 лесничеств. В 103 лесных поселках проживают 83,8 тысячи работников лесного хозяйства и членов их семей. Лес обладает способностью прочно удерживать радионуклиды, предотвращая тем самым их вынос за пределы загрязненной территории. Вместе с этим, загрязненные леса являются источником вторичного радиоактивного загрязнения территорий при лесных пожарах в связи с переносом радионуклидов на большие расстояния. Организация Федеральной службы лесного хозяйства России на базе бывшего Минлесхоза РСФСР и Госкомлеса СССР как федерального органа управления лесами принизило его статус. Субъекты РФ восприняли это как ослабление государственного управления лесным хозяйством, что привело в ряде районов к нарушениям правил лесопользования. В Российской Федерации около 2,5 млн. малых рек, которые формируют ресурсы, водный и гидрохимический режимы средних и крупных рек, определяя их экологическую специфику, создают уникальные природные ландшафты, поддерживая в них устойчивое равновесие или перераспределение влаги. С ростом экономического потенциала увеличивается объем безвозвратного водопотребления из малых рек, которые в центральных и южных районах России достигают 60% от их суммарных водных ресурсов в средний по водности год и 90% - в засушливый. Одна из основных особенностей малых рек - тесная связь формирования стока с ландшафтом бассейна. Это обусловило необычайную уязвимость рек при интенсивном освоении водосбора. Увеличение распаханности земель, отставание почвозащитных мероприятий и распашка до уреза воды привели к развитию эрозионных процессов на больших площадях бассейнов малых рек, заилению русел, прудов и водохранилищ. Из-за резко возросшей антропогенной нагрузки на малые реки происходит их интенсивная деградация. Состояние многих рек, особенно европейской части России, катастрофическое: их сток снизился более чем наполовину, качество воды неудовлетворительное, многие из них полностью прекратили свое существование. В этой связи важным мероприятием является облесение долин и пойм рек и логов. В районах с высокой распаханностью бассейнов особое внимание необходимо уделить созданию водоохранных и почвозащитных насаждений на склонах, в долинах, поймах рек, прирусловых участках. Как уже отмечалось, на первый взгляд, постановка проблемы кажется некорректной. По данным государственного учета лесного фонда, за 15 лет (1973 - 1988 годы) покрытые лесом земли, например, Сибири, увеличились на 18,4 млн. га, а общий запас древесины - на 1,5 млрд. кубометров. Не уменьшились и площади спелых и перестойных насаждений, несмотря на их интенсивную рубку. Ежегодная расчетная лесосека в тех же лесах Сибири осваивалась не более чем на 36%.
Площадь хвойных древостоев не уменьшилась. Таким образом, официальная статистика не дает повода для беспокойства. Неудивительно, что многими специалистами делается вывод о возможности увеличения заготовок леса в Сибири более чем вдвое.
Однако исследования ученых Института им. Сукачева (Красноярск) не позволяют согласиться с такими оценками. Основные выводы исследований таковы: в основу определения расчетной лесосеки положены не всегда достоверные лесоучетные данные. При официальных расчетах не учитываются реальные возможности лесного фонда, то есть экологическая, экономическая и технологическая доступность лесов. Это неоднократно приводило к истощению лесов на локальных территориях, приводящему к значительному экономическому ущербу, а иногда к катастрофическим последствиям. В горных лесах Сибири, исходя из их повышенной экономической значимости, хозяйство необходимо вести на принципах особого режима природопользования, что неизбежно отразится на размере ежегодной расчетной лесосеки. Возрасты рубок по основным древесным породам Сибири - сосне и лиственнице - занижены, что искусственно завышает площади эксплуатационного фонда и расчетную лесосеку, приводит к скрытому перерубу ее. Размер расчетной лесосеки по Сибири завышен минимум в два раза. Количественная и качественная оценка лесных ресурсов в лесах Сибири очень несовершенна. Система организации лесного хозяйства и управления лесами в Сибири не соответствует современным условиям и требует пересмотра. Лесное хозяйство России всегда финансировалось по остаточному принципу, что не позволяло обеспечивать воспроизводство качественных лесов. В настоящее время положение только усугубилось. Локальное промышленное атмосферное загрязнение вызывает гибель лесов в районах работы предприятий черной и цветной металлургии. Наиболее яркий пример - работа Норильского горно-металлургического комбината. Выбросы двуокиси серы с примесью тяжелых металлов превышают 2 миллиона тонн в год. Следствие - полностью погибшие леса на площади свыше 300 тысяч гектаров, поврежденные на площади 500 тысяч гектаров, причем вся площадь воздействия атмосферных загрязнителей не изучена из-за отсутствия у Восточно-Сибирского лесоустроительного предприятия средств на проведение работ. Крайне напряженная ситуация сложилась на Кольском полуострове вследствие выбросов комбинатов "Североникель" и "Печенганикель".
Итак, в последние четыре года объем лесозаготовок снизился почти в 2 раза - до 200 млн. куб. м в 1993 году. Ожидается, что в 1994 г. он еще уменьшится до 120 - 150 млн. куб. м. Площадь ежегодно уничтожаемых старовозрастных лесов снизилась почти на 1 млн. га, фактически прекращена подготовка к освоению новых удаленных массивов. Однако при этом миллионы людей на севере европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке, зависящие от лесной промышленности, попали в отчаянное положение и готовы к любым действиям для своего спасения.
Как российские, так и зарубежные представители лесной промышленности видят выход из кризиса в программах восстановления объемов заготовок за счет интенсификации использования остатков сохранившихся лесов в уже освоенных районах. Экономическая и социальная эффективность этих программ весьма сомнительна, негативные экологические эффекты их реализации очевидны.
При относительно небольшой площади непосредственного уничтожения лесного покрова (обычно несколько процентов) промышленное освоение вызывает нарушения ряда компонентов лесных экосистем на несравнимо больших площадях. Например, после проведения геологоразведочных работ численность охотничьих видов животных и птиц не восстанавливается десятки лет. Соболь уходит от новых железнодорожных трасс на десятки километров.
Следует учитывать также и большое косвенное влияние из-за роста частоты пожаров, связанного с проникновением человека в ранее не населенные лесные массивы.
Огромна роль промышленного освоения в разрушении социальной сферы местного населения. Для ряда малых народов это кончается просто вымиранием.
В настоящее время проекты добычи полезных ископаемых (прежде всего нефти и газа, золота, меди, алмазов), а также создание инфраструктуры для этой деятельности являются единственной сферой, привлекающей значительные иностранные инвестиции.
При этом игнорирование требований природоохранного законодательства, отсутствие открытого обсуждения планов действий с общественностью, а иногда и просто откровенные преступные действия как инициаторов проектов, так и должностных лиц, их поддерживающих, выражены еще более ярко, чем в чисто лесопромышленных проектах.
Стратегия действий опять-таки сводится в основном к увеличению объема добычи полезных ископаемых из новых месторождений, а не к доработке уже освоенных и повышению эффективности использования уже имеющегося сырья.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ.
В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены ТК РФ.
ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064—1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).
Вступивший в силу Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.
Впервые в Российской Федерации на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие названного Закона многостороннее и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику. Законодатель акцентирует внимание всех участников трудовых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполнения.
Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника. В том случае, если служба охраны труда или специалист по охране труда в учреждении (организации) отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. При заключении с работником трудового договора (контракта) Закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Вместе с тем закон предписывает, что работник со своей стороны обязан роходить обязательные предварительные (при поступлении нa работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, например Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и т. п.
Во исполнение постановления бывшего Министерства труда и социального развития РФ (ныне Федеральной службы по труду и занятости) от 7 апреля 1999 г. № 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" в отраслях экономики разрабатывается нормативная и нормативно-техническая документация (рис. 1).
Рис. 1. Структура законодательной и нормативной документации по охране труда