Значение кишечнополостных

Коралловые полипы принимают участие в образовании известково-горных пород, формируя береговые, барьерные рифы, атоллы. Рифы являются местом обитания огромного количества видов морских животных.

Красный, розовый, голубой кораллы используются для изготовления украшений. Их добывают в большом количестве в основном кустарным способом. На крупных рифах сбор кораллов запрещен.

Большую пользу приносят добываемые из кораллов медицинские препараты – простагландины.

Среди всех классов встречаются виды, опасные для человека. Ядовитые кишечнополостные, благодаря наличию стрекательных клеток могут вызвать поражение кожи, воспалительную реакцию и общее отравление организма (медуза крестовичок). Контакт с корнеротыми ме-дузами вызывают у человека поражения кожи и нарушение работы внутренних органов. Самая опасная медуза - морская оса – обитает у побережья Австралии. Прикосновение к этому животному вызывает сильнейшую боль и шок. Многие люди гибли при встрече с ней.

В Китае и некоторых других странах в пищу употребляют специально приготовленных медуз-ропилем. Там существует специальный промысел.

2. Содержание, принципы отбора и расположения учебного материала по интегративного курсу «Окружающий мир» в программах и учебниках для начальных классов.

Окружающий мир как предмет начальной школы. Вариативность дисциплин, программ и принципов курса «Окружающий мир». Специфика принципов преподавания курса «Окружающий мир». Иллюстрация реализации в предмете «Окружающий мир» общедидактических принципов (на примере 2-3 принципов). Формирование и развитие представлений и понятий в курсе «Окружающий мир» (компонент ГОС ВПО «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»). Представления и понятия об окружающем мире как педагогическая категория. Классификация представлений и понятий об окружающем мире. Процесс формирования представлений и понятий об объектах и явлениях окружающего мира, связях между ними. Пути и методические условия формирование представлений и понятий об окружающем мире. Развитие у младших школьников представлений и понятий об окружающем мире. Методы преподавания в курсе «Окружающий мир» (компонент ГОС ВПО «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»). Понятие о наблюдении как методе познания действительности и методе обучения. Значение наблюдений в познании окружающего мира, в развитии у младших школьников умения наблюдать, анализировать объекты окружающего мира. Виды наблюдений. Содержание и методика наблюдений, их

усложнение с 1 по 4 класс. Опыт как практически метод обучения.

Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания

В настоящее время естественнонаучное начальное образование представлено несколькими вариантами. Конкретное содержание каждого варианта заложено в определенной программе и реализовано в соответствующих учебниках. Однако, каким бы ни было содержание, отбор его должен учитывать некоторые общие принципы, хотя в каждом варианте могут быть и свои специфические принципы. Общие принципы отбора содержания определяются с учетом социального заказа общества школе, уровня развития и социальной значимости (функции) базовой науки, фундаментальными исследованиями, проведенными в методике преподавания естествознания в ходе ее становления и развития и, могут быть следующими.

1. Естественнонаучное образование в начальной школа наиболее целесообразно строить по принципу интеграции в педагогически целесообразном объединении и трансформации сведений из разных наук

2. Содержание и структура начального естествознания должны отвечать принципу научности, т. е. современному уровню развития наук о природе. Даже самое минимальное содержание учебного материала должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы в ней нашли отражение целостное содержание и структура какой-либо теории. Эта целостность применительно к начальному естествознанию, с нашей точки зрения, заключается в теории: развитие в природе идет от простых форм к сложным. Значит, отбирается такая группа основных естествоведческих понятий, законов, закономерностей, которая бы составила основу восприятия данной теории. При этом следует учесть, что понятия, законы и закономерности отбираются и структурно оформляются таким образом, чтобы между ними можно было устанавливать взаимосвязи. Без такой возможности теряется целостность научного знания.

3. Необходим учет дидактических принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учебный предмет.

4. Важным принципом отбора и конструирования содержания естествознания является принцип практической направленности. Теоретической основой его применения служат разработанные в дидактике положения о целесообразном соотношении сознания и деятельности, о необходимости деятельностного подхода в обучении. Этот принцип реализуется прежде всего в том, что содержание учебного естествознания отбирается с учетом преимущественного усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности — наблюдения, распознавания признаков, эксперимента и моделирования. Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Значимость этого принципа заключается еще и в том, что его использование создает запас конкретных представлений и первоначальных понятий, необходимых для организации деятельности осмысления.

5. Тесно связан с принципом практической направленности другой специфический принцип — краеведческий. Сущность его заключается в том, в начальной школе ребенок должен изучить окружающую его природную и социальную среду. Это создает хорошую основу для формирования отчетливых представлений о природе и социологии отдаленных территорий Земли.

6. Отбор естествоведческого содержания с учетом принципа экологической направленности определяется требованиями времени. В самом деле, экологических знаний, экологической культуры требует любая отрасль практической деятельности человека, даже быт. В наше время влияние человека на природу становится все сильнее и заметнее. Одной из сторон этого влияния является использование человеком природных ресурсов в своей хозяйственной деятельности. Но природные ресурсы в конечном итоге исчерпаемы. И при длительном и нерациональном использовании они могут иссякнуть. Отсюда понятна угроза существованию жизни на Земле. В этом плане у человечества достаточно серьезных опасений: ко многим проблемам — политическим, военным, экономическим, энергетическим — добавляется еще одна — экологическая. Поэтому в нашей стране обязанность охранять-природу стала требованием конституции, а экология — необходимым образовательным компонентом всех естественнонаучных учебных дисциплин. Наиболее существенными в экологическом образовании младших школьников являются следующие положения:

· знания, подводящие к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии, сформулированных Коммонером в виде законов;

· практические меры по восстановлению нарушенного в природе равновесия;

· правила поведения в природе.

Названные компоненты должны рассматриваться в содержании естествознания как причина и следствие, вытекать одно из другого и, в конечном итоге, подводить ребенка к пониманию необходимости совершенно определенного отношения к природе и непосредственного посильного участия в ее охране. Отсюда вытекает необходимость при разработке содержания начального естественнонаучного образования определить виды и содержание мероприятий по охране природы, которые могут выполнять младшие школьники.

7. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний. Реализация его требует решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами естественнонаучного образования.

8. Содержание начального естественнонаучного образования должно отвечать общественным целям воспитания и развития подрастающего поколения.

Наши рекомендации