III. Изучение нового материала. 1. К а к о б р а з у е т с я п о ч в а?

1. К а к о б р а з у е т с я п о ч в а?

– Образование почвы началось с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины.

По своему внешнему виду они напоминают почву, но в них нет питательных веществ, необходимых растениям. И все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Под действием бактерий из их остатков образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, грызуны и другие. Они повышают плодородие почвы.

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 68).

З а д а н и я.

– Прочитайте текст. Как образуется почва?

– Задайте вопросы по тексту своему соседу по парте.

– Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могли бы прожить, а без почвы нет. Докучаев – замечательный русский ученый, который создал науку о почвах – почвоведение.

Н а д о с к е:

Какие бывают почвы: серые лесные

подзолистые

черноземы

каштановые

солонцы

красноземы

сероземы

– Почвенные слои можно увидеть на обрывистом берегу реки или на крутом склоне оврага. Они отличаются по цвету, количеству корней растений, по форме и величине комочков.

3. Р а з р у ш е н и е п о ч в ы.

Н а д о с к е п о с л о в и ц а: «Кто землю лелеет, того и земля лелеет».

– Поясните смысл второй пословицы.

– Как человек лелеет землю?

– А как человек может погубить землю своей неправильной деятельностью?

– Прочитайте об этом статью «Отчего почвы разрушаются?» (с. 68).

– Задайте вопросы соседу по парте.

– Один сантиметр почвы образуется за 250–300 лет, двадцать сантиметров – за 5–6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Почва многого «боится».

Много вреда почве причиняет вода, размывая ее во время сильных дождей и половодья. Почва «боится» ветра, который переносит верхний плодородный слой. Почва «боится» ядохимикатов. Если их больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерий.

Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода может смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – за 15 лет.

IV. Итог урока.

– Что такое почва?

– Почему почву надо охранять?

 Домашнее задание:в рабочей тетради задание 3, с. 28.

У р о к 16
разнообразие растений

Цели:познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений; выделить их характерные особенности.

О б о р у д о в а н и е: гербарий, таблицы по систематике растений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Т е с т «Почвы».

1. Выберите правильное определение почвы:

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

б) верхний плодородный слой земли;

в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

2. Какая главная часть почвы?

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов, микроорганизмов?

а) соли;

б) воздух;

в) вода.

4. Что используют растения для питания?

а) перегной;

б) соли;

в) воду.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – за 15 лет?

а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой;

б) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву;

в) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.

7. Какое утверждение верно?

а) Если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие.

б) При внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

II. Сообщение темы урока.

– Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)

– На какие царства ученые-биологи делят живую природу?

Н а д о с к е т а б л и ц а:

III. Изучение нового материала. 1. К а к о б р а з у е т с я п о ч в а? - student2.ru

– Сегодня мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.

Наши рекомендации