III. Изучение нового материала. 1. К а к о б р а з у е т с я п о ч в а?
1. К а к о б р а з у е т с я п о ч в а?
– Образование почвы началось с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины.
По своему внешнему виду они напоминают почву, но в них нет питательных веществ, необходимых растениям. И все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Под действием бактерий из их остатков образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.
Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, грызуны и другие. Они повышают плодородие почвы.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 68).
З а д а н и я.
– Прочитайте текст. Как образуется почва?
– Задайте вопросы по тексту своему соседу по парте.
– Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могли бы прожить, а без почвы нет. Докучаев – замечательный русский ученый, который создал науку о почвах – почвоведение.
Н а д о с к е:
Какие бывают почвы: серые лесные
подзолистые
черноземы
каштановые
солонцы
красноземы
сероземы
– Почвенные слои можно увидеть на обрывистом берегу реки или на крутом склоне оврага. Они отличаются по цвету, количеству корней растений, по форме и величине комочков.
3. Р а з р у ш е н и е п о ч в ы.
Н а д о с к е п о с л о в и ц а: «Кто землю лелеет, того и земля лелеет».
– Поясните смысл второй пословицы.
– Как человек лелеет землю?
– А как человек может погубить землю своей неправильной деятельностью?
– Прочитайте об этом статью «Отчего почвы разрушаются?» (с. 68).
– Задайте вопросы соседу по парте.
– Один сантиметр почвы образуется за 250–300 лет, двадцать сантиметров – за 5–6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
Почва многого «боится».
Много вреда почве причиняет вода, размывая ее во время сильных дождей и половодья. Почва «боится» ветра, который переносит верхний плодородный слой. Почва «боится» ядохимикатов. Если их больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерий.
Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода может смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – за 15 лет.
IV. Итог урока.
– Что такое почва?
– Почему почву надо охранять?
Домашнее задание:в рабочей тетради задание 3, с. 28.
У р о к 16
разнообразие растений
Цели:познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений; выделить их характерные особенности.
О б о р у д о в а н и е: гербарий, таблицы по систематике растений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Т е с т «Почвы».
1. Выберите правильное определение почвы:
а) верхний слой земли, где есть песок и глина;
б) верхний плодородный слой земли;
в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.
2. Какая главная часть почвы?
а) песок;
б) глина;
в) перегной.
3. Что образуется из перегноя под действием микробов, микроорганизмов?
а) соли;
б) воздух;
в) вода.
4. Что используют растения для питания?
а) перегной;
б) соли;
в) воду.
5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
а) песок;
б) глина;
в) перегной.
6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – за 15 лет?
а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой;
б) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву;
в) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.
7. Какое утверждение верно?
а) Если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие.
б) При внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.
II. Сообщение темы урока.
– Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
– На какие царства ученые-биологи делят живую природу?
Н а д о с к е т а б л и ц а:
– Сегодня мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.