Классификация моторных масел

Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1—85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином — маслами для бензиновых двигателей.

ГОСТ 17479.1—85 предусмотрено обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения. Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 — дизельным маслам.

Индекс 1 присваивают маслам для карбюраторных двига­телей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные масла, предназначен­ные для использования как в дизелях, так и карбюраторных двига­телях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не име­ют. Универсальные масла, принадлежащие к разным группам, име­ют двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла как дизельного, второе - как карбюраторного.

Примеры обозначения моторных масел: М-8-В) - моторное масло класса вязкости 8, - предназначено для среднефорсирован­ных, карбюраторных двигателей (В); М-6з/10-В - моторное масло класса вязкости 6з/10, универсальное для среднефорсированных дизелей и карбюраторных двигателей (В); М-4з/8 B2 Г1 -- моторное масло класса вязкости 4з/8, предназначено для использования в среднефорсированных дизелях (В2) и высокофорсированных карбюраторных двигателях (Г1).

Так, марка М-63 /10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В);

М-43 /8-В2Г1 — моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1);

М-14Г2(цс) — моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана до­полнительная характеристика области применения («цс» означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) — моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) — применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85).

Группа масла по эксплуатац.свойствам Рекомендуемая область применения. Обозначение марок
А   Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели. М-8А, М-10А
  Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников М-6Б1 - М-10Б1 три марки
Б2 Малофорсированные дизели. М-8Б2– М-20Б2 6марок
  В В1   Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов. М-6В1–М-10В2 3 марки
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности пре­дотвращать образование высокотемпературных отложений. М-8В2- М-20В2 6 марок
    Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованиюотложений всех видов и коррозии М–6Г1–М-10Г1 3 марки
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений. М-8Г2– М-20Г2 6 марок
    Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплу­атационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1. М-8Д – М-20Д 6 марок
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует исполь­зования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений.  
  Е Е1   Е2 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д, и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами. М-12Е– М-20Е 4 марки

В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (рань­ше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, норма­тивной документации на масла, картах смазки и другой докумен­тации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В табл.2.3 приведены данные о соот­ветствии обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1—85 и принятых ранее в нормативных документах.

Общепринятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомо­бильных инженеров — SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения, зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации API (Американский институт нефти).

ГОСТ 17479.1-85 в справочных при­ложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам API по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Зная стандартную марку отечественного масла можно выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и API, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в боль­шинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1—85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1—85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.

Классификация API подразделяет моторные масла на две кате­гории: «S» (Service) — масла для бензиновых двигателей и «С» (Commercial) — масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, CC, CD или SF/CC, CG/CD, CF-4/SH для универсальных масел.

Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу API, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).

Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и API группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях.

Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17479.1—85 не реже одного раза в два года. При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости.

Наши рекомендации