Прогнозирование наличия состояния полигиповитаминозов у детей школьного возраста
Микросимптомы и их градация | Прогностические коэффициенты | |
наличия | отсутствия | |
Сухость, бледность губ, наличие красной каймы по линии смыкания. | + 18 | – 3 |
Поперечная исчерченность ногтей | + 8 | – 3 |
Повышенное слезоотделение, светобоязнь | + 10 | – 2 |
Сонливость | + 4 | – 2 |
Повышенная возбудимость | + 6 | –1 |
Сухость кожи, наличие шелушения | + 5 | – 1 |
Покраснение конъюнктивы и роговицы | + 11 | –1 |
Язык с трещинами, блестящий | + 6 | – 1 |
Трещины на губах, ангулярный стоматит | + 2 | –1 |
Ухудшение зрения вечером, удлинение времени привыкания при переходе со света в темноту | + 2 | – 1 |
Оценочная шкала наличия полигиповитаминозных состояний по формуле Вальда
Сумма коэффициентов менее – 13* | Сумма коэффициентов от – 13 до + 19 | Сумма коэффициентов не менее +20* |
Риск отсутствует, p<0,05 | Риск неопределенный | Высокий риск p<0,01 |
*опрос прекращается при достижении одного их порогов значимости (- 13 или + 20).
2. Индивидуальная оценка физического развития детей и подростков, позволявшая выделить основные отклонения в развитии.
3. Измерение артериального давления (у учащихся младших классов с учетом возрастных поправок на стандартную манжетку) для выявления гипертонических и гипотонических состояний.
4. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуально-инструментального исследования.
5. Исследование остроты зрения.
6. Выявление предмиопии (склонность к близорукости) с помощью теста А.А.Малиновского.
7. Тест для выявления нарушений бинокулярного зрения,
8. Выявление нарушений слуха с помощью шепотной речи.
9. Выявление протеинурии и глюкозурии с помощью лабораторных скрининг-тестов.
10. Оценка уровня физической подготовленности.
У детей, посещающих дошкольные учреждения и школы, данные тестового обследования регистрируются в "Медицинской карте ребенка" (форма № 026/у), у дошкольников, не посещающих детские учреждения, в "Истории развития ребенка" (форма № 112/у),
При проведении анкетного теста для дошкольников и учащихся 1-5-х классов анкета заполняется родителями, для школьников 6-11-х классов -самими учащимися. Индивидуальная оценка физического развития проводится по таблицам (региональным стандартам) с использованием двух критериев - длины и массы тела. Можно также применить оценку по шкалам регрессии и центильный метод.
Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата включает всебя:
1) визуальное выявление нарушений осанки путем осмотра в фас, руки вдоль туловища (определяется форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, деформация грудной клетки, симметрия таза), осмотра сбоку (определяется форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины), осмотра со спины (симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног) и выявления нарушений в походке;
2) визуальное выявление истинного сколиоза - осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед (осмотр сзади и спереди, выявление возможных асимметричных реберных выбуханий в грудном отделе и мышечного валика в поясничном отделе);
3) выявление плоскостопия с помощью плантографии (получение отпечатков стоп).
В качестве лабораторных тестов для выявления патологии со стороны почек и сахарного диабета проводится определение белка и глюкозы в моче.
7.3. Содержание расширенной скрининг-программы.
7.3.1. Содержание медицинской части расширенной скрининг-программы:
- Экспресс-оценка социального, генеалогического и биологического анамнеза ребенка;
- Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов;
- Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам. Оценка репродуктивного здоровья;
- Исследование опорно-двигательного аппарата с помошью осанкомера "Миг". Муаровая фотограмметрия на сколиоз;
- Исследование запаса относительной аккомодации (ЗОА) - выявление детей "группы риска" по близорукости;
- Исследование бинокулярного зрения на цветотесте ЦТ-1;
- Выявление нарушений цветового зрения;
- Скрининг-исследование тонального слуха на аппарате "Звукореактотест (ЗРТ-01)";
- Массовое скрининг-аудиометрическоеобследование.
- Лабораторные скрининг-тесты.
7.3.2. Содержание психологической части расширенной скрининг-программы:
- Детский личностный опросник Кеттела;
- Подростковый личностный опросник Кеттела;
- Тест Люшера (определяет выраженность стресса).
7.3.3. Содержание медико-педагогической части расширенной скрининг-программы:
- Тесты для определения функциональной готовности к обучению в школе;
- Тест для определенияриска неблагоприятного течения адаптации к школе;
- Оценка уровня физической подготовленности.
Выполнение медицинской части расширенной скрининг-программы следует начинать с экспресс-оценки социального, генеалогического и биологического анамнеза ребенка.
Социальный анамнез собирается педиатром при первичном осмотре ребенка независимо от возраста. Основными параметрами его являются состав и полнота семьи, образование членов семьи, психологический микроклимат, наличие или отсутствие вредных привычек, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия содержания помещений, предметов ухода и одежды ребенка.
Генеалогический анамнез собирается метолом составления родословной семьи ребенка (пробанда) не менее трех поколений, включая ребенка. Собирается анамнез педиатром при первом обследовании ребенка и включает выявление наличия в родословной наследственных заболеваний и определение отягощенности генеалогического анамнеза (индекса отягощенности) по общему числу длительно текущих, хронических заболеваний и врожденных пороков развития у всех родственников, о которых есть сведения. При этом отмечается однонаправленность отягощенности, если в поколениях родословной выявляются хронические заболевания одних и тех же органов и систем или мулътифакториальность отягощенности, если в поколениях родословной выявляются хронические заболевания разных органов и систем.
Биологический анамнез включает сведения об особенностях течения раннего онтогенеза: антенатального периода, интранательного периода, раннего неонаталъного периода, позднего неонатального периода и постнатального периода. Собирается биологический анамнез при любом первичном осмотре ребенка педиатром, желательно при первом осмотре новорожденного. Оценивается биологический анамнез как благополучный (отсутствие факторов риска в раннем онтогенезе) с факторами риска в одном из периодов онтогенеза или неблагополучный (с ФР в двух и более периодах раннего онтогенеза).
Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков проводится по срокам прорезывания постоянных зубов и по вторичным половым признакам, в т.ч. показателям репродуктивного здоровья.
Лабораторные скрининг-тесты предназначены для полуколичественного определения концентрации различных физиологических и патологических компонентов, содержащихся в моче, с помощью набора диагностических полосок в условиях медицинского кабинета школы и дошкольного учреждения, При этом могут использоваться многофункциональные диагностические полоски для определения билирубина в моче (билиФан). крови и гемоглобина в моче (гелиоФан), кетовеществ в моче и сыворотке крови (кетоФан), обнаружения бактерий (нитрифан), уробилиногена в моче (убг-Фан).
Применяются также полифункциональные диагностические полоски для определения аскорбиновой кислоты, глюкозы, белка и рН в моче (тетра-Фан); белка, глюкозы, кетовеществ и уробилиногена в моче (пентаФан); для определения рН, белка, глюкозы, кетовешеств. уробилиногена и крови в моче (гексаФан); белка, глюкозы, кетовеществ, билирубина и уробилиногена в моче (иптаФан),
При выполнении психологической части расширенной скрининг-программы по детскому личностному опроснику Кеттела выявляются основные свойства личности у детей 8-12 лет с отражением характеристики качеств личности, в том числе и уровня развития вербального интеллекта. Этот метод позволяет изучить связь формирования личности с состоянием нервно-психического здоровья на основе определения психологических факторов риска.
Подростковый личностный опросник Кеттела позволяет оценить выраженность различных качеств личности, связьих с уровнем психической адаптации, а также выявить черты характера, относимые к факторам риска.
Тест Люшера (определение выраженности стресса) может служить сигнальной системой, обнаруживавшей стрессовые заболевания на ранних стадиях с учетом интенсивности стрессового состояния.
В медико-педагогической части расширенной скрининг-программы используются общепринятые тесты для определения функциональной готовности к обучению в школе (школьная зрелость) - тест Керна-Ирасека, наличие дефектов звукопроизношения, мотометрический тест.
Для определения риска неблагоприятного течения адаптации к школе применяется прогностическая таблица, в которой представлены данные о наличии отягощенных факторов биологического и социального анамнеза ребенка, могущие неблагоприятно влиять на течение его адаптации в школе. Учет этих факторов позволяет заранее, еще до начала обучения, выявлять детей "группы риска" неблагоприятного течения адаптации к школе и ослаблять риск путем целенаправленного оздоровления таких детей. Прогностическая таблица может заполняться непосредственно родителями ребенка после соответствующих разъяснений, педагогомдетского сада, участковой медицинской сестрой.
Для опенки уровня физической подготовленности используются тесты по определению максимальной силы, скоростно-силовых качеств, силовой выносливости, координации движений и ловкости, быстроты, кроме того. проводятся функциональные пробы с переменой положения тела (для детей раннего возраста) и известная проба Мартине-Кушелевского. С целью определения возрастной динамики функционального состояния и физической работоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания может применяться тест RWC-170. Детям дошкольного возраста для оценки физической работоспособности может быть рекомендована проба "степ-тест", которая позволяет дать качественную оценку реакции аппарата кровообращения при физической нагрузке,
Но результатам массовых скрининг-обследований детей и подростков разрабатываются оздоровительные и корригирующие мероприятия в условиях детского сада и школы под контролем медицинских работников этих учреждений. Особенно эффективным является комплексное оздоровление детей с начальными формами наиболее распространенных отклонений, а также "группы риска".
По результатам медицинских осмотров с использованием программы скрининг-тестов, наиболее распространенными отклонениями у детей являются:
· частые ОРВИ;
· нарушения и заболевания носоглотки (гипертрофия миндалин, хронический тонзиллит, аденоидные вегетации, хронический аденоидит, хронический ринит);
· нарушения органов зрения (близорукость и предмиопия);
· нарушения опорно-двигательного аппарата (функциональные изменения осанки и стопы);
· нарушения органов пищеварения (гастродуодениты, дискинезии).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление КМ Украины № 182 от 22.02.2006 г. «Об утверждении Порядка проведения государственного социально-гигиенического мониторинга».
2. Освітньо-кваліфікаційна характеристикаспеціаліста за спеціальністю 7.110105 – «Медико-профілактична справа» напрямку підготовки 1101 – «медицина» (кваліфікації 2221.2 - лікар) / Галузевий стандарт вищої освіти. Офіційне видання. - Київ, 2003.- С.253-280.
3. Экология и здоровье детей (под ред. М.Я.Студеникина, А.А.Ефимовой). – М.: Медицина, 1998.- 384 с.
4. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей. – М.: Гэотар-Медиа, 2005. – 528 с.
5. Лавриненко Г.В. Социально-гигиенический мониторинг детей и подростков. Учебное пособие. – Мн.: МГМИ, 1997. – 30 с.
6. Даниленко Г.М., Подрігало Л.В., Волкова І.В., Кратенко І.С. Гігієнічна скринінг-оцінка впровадження здоров’яформуючих інновацій у загальноосвітніх навчальних закладах. Навчально-методичний посібник. - Харків, 2006. – 76 с.
7. Даниленко Г.М., Подрігало Л.В., Бориско Г.О., Меркулова Т.В. Комплексна скринінг-оцінка стану здоров’я дітей та чинників, що на нього впливають в умовах загальноосвітнього навчального закладу. Методичні рекомендації. - Київ, 2005. - 32 с.
8. Скрининг в массовых профилактических осмотрах (автоматизированная система) /Вилянский М.П., Кибрик Б.С., Чумаков А.А. и др. – М.: Медицина, 1987. – 160 с.
9. Прогнозирование риска развития витаминодефицитных состояний у детей школьного возраста. / Кривоносов М.В., Беседина А.А., Даниленко Г.Н., Подригало Л.В. - Информационное письмо. - Киев, 1994.- № 129.- 2 с.