Нахождение молекулярной формулы

10.1. В составе исследуемой средней соли содержатся катионы меди. Считают, что дефицит ионов меди в человеческом организме служит причиной раковых заболеваний.

При термическом разложении 1 моль данной соли образовалось 8 г оксида меди (II), 4,48 л оксида азота (IV), и 1,12 л кислорода. Определите молекулярную формулу соединения.

10.2 При термическом разложении 6,62 г нитрата тяжелого металла (II), избыток которого вызывает отравление человеческого организма, выделилось 1,12 л (н.у.) смеси кислорода и оксида азота. Определите молекулярную формулу нитрата металла.

10.3 При сжигании 1,7г неизвестного вещества в кислороде образовалось 3,2г оксида серы (IV) и 0,9г воды. Установите формулу вещества, если известно, что оно легче аргона. Водный раствор данного вещества применяют для лечения ревматизма и кожных заболеваний. Оно выделяется при разложении органических веществ.

10.4. При сгорании 4,4 г углеводорода выделилось 13,4 г оксида углерода (IV). Это вещество используется в быту, определив его молекулярную формулу, вы можете сказать, где именно и как с ним обращаться.

10.5. Это вещество применяется в производстве лекарственных препаратов, но пары его при высоких концентрациях действует на центральную нервную систему, жидкий сильно раздражает кожу. Определите его молекулярную (если возможно, то и структурную) формулу, если известно, что при сгорании 19,5 г этого углеводорода, образовалось 66 г углекислого газа. Относительная плотность паров его по воздуху 2,69.

10.6. При сжигании 5,4 г неизвестного вещества образовалось 1.8г воды, 4.48л углекислого газа и 2,24 л азота. Плотность паров этого вещества по водороду 13,5 . определите формулу вещества. Это сильный яд, ядовиты и соли, которые образует данное вещество.

Качественные задачи.

Качественные задачи – это задачи на определение состава вещества (какие ионы или функциональные группы имеются в составе вещества), при помощи качественных реакций возможно определение и состава смесей.

Для решения качественных задач необходимо знать физические и химические свойства основных классов неорганических и органических веществ, реактивы для определения качественного иона.

Ионы обладают разными свойствами: имеют цвет, с определенными другими ионами образуют осадки различного цвета и вида, растворимые в кислотах или щелочах, на этом и основано их определение.

При решении качественных задач необходимо четко представлять последовательность действий, в этом вам поможет оформление работы в виде таблицы:

Используемые реактивы Исследуемые вещества Вывод
NaOH Na2SO4 H2SO4  
лакмус синий фиолетовый красный Пр. № 2 - H2SO4 Пр. №1- NaOH Пр. № 3 - Na2SO4
BaCl2 Нет изменений Белый осадок Белый осадок

При распознавании веществ необходимо помнить:

- нельзя проводить опыты в пробирке с исследуемым веществом

- подумать над тем, нельзя ли для определения воспользоваться каким-то одним реактивом

- если дано несколько веществ, нельзя ли обойтись без использования дополнительных реактивов.

- иногда необходимо нагревание веществ, для чего пробирка закрепляется в верхней трети держателя, нагревается в наклонном положении (отверстие направлено в сторону от рядом сидящих) в верхней части пламени, не касаясь дном пробирки фитиля.

11.1. В пробирках выданы растворы средних солей, имеющих разную окраску: голубой, светло-зеленый (салатовый), жёлтый, которую определяют катионы данных солей Известно, что растворы этих солей образуют белый осадок с раствором нитрата бария. Проведите соответствующие опыты. Запишите возможные молекулярные формулы. Выясните значение катионов для организма человека.

11.2. При исследовании растворов неизвестных солей при помощи реактива нитрата серебра, ученик получил следующие результаты:

  Реактив - AgNO3
Пробирка №1 Белый творожистый осадок
Пробирка №2 Светло-желтый творожистый осадок
Пробирка №3 Желтый творожистый осадок
Пробирка №4 Изменений не наблюдается

В состав солей входит катион- антагонист по действию в организме человека катиону натрия. Запишите формулы исследуемых солей. Докажите результаты исследования опытным путем.

11.3. Проведите качественный анализ раствора хлорида бария. Как свойство ионов бария образовывать осадок с сульфат - ионами используется в медицине.

11.4. Определите каждое из трех предложенных веществ без использования дополнительных реактивов: сульфат цинка, гидроксид натрия, хлорид бария. Составьте план исследования веществ. Какое из данных веществ применяется в медицине как лекарственное средство?

11.5. Определите в пробе воды наличие ионов Pb2+, Fe3+, Ca2+. Пользуясь таблицей «Роль ионов в организме человека, прочтите об их значении для человека. Ионы свинца содержатся в мышечной, костной ткани человека, а так же в крови. Но 1 мг- токсическая доза для организма, а доза в 10 г является смертельной.

11.6. При выпечке хлеба часто используется питьевая сода или гидрокарбонат аммония. Докажите их действие опытным путем. Возможно ли применение в данных целях гидросульфата аммония. Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.

11.7. В трех пробирках №1, №2, №3, находятся растворы солей, содержащие катионы Са2+, Na+ и анионы СО32-, Cl-. Запишите возможные формулы солей. Определите, в какой пробирке какое вещество. Какую роль играют данные ионы в организме человека?

11.8. В пробирках находятся растворы, каждый из которых содержит катионы Ba2+, Zn2+, Na+, NH4+. Установите, в какой из пробирок находится раствор каждого катиона, пользуясь раствором щелочи. Для более правильного определения можете использовать одну из кислот. На основе того, что три вещества применяются как лекарственные препараты, предположите какой из анионов может входить в состав каждого раствора.

11.9. Токсичность тяжелых ме­таллов объясняется их способностью вызы­вать денатурацию (разрушение) белков. Объясните, почему токсическое действие солей тяжелых металлов тем выше, чем выше их растворимость в воде. Как можно экспериментально подтвердить токсиче­ское действие ионов свинца.

11.10. В трех пробирках находятся растворы глицерина, глюкозы и формальдегида. Распознайте их при помощи одного реактива. Как используются данные вещества в жизнедеятельности человека.

11.11. Для консервирования продуктов часто используется уксусная кислота. Возможно ли хранение консервированных продуктов в оцинкованной или алюминиевой посуде? Ответ подтвердите практическими опытами.

11.12. Почему оливковое масло храниться дольше подсолнечного?

11.13. Как опре­делить старое растительное масло?

11.14. Как, не разбивая яйцо, можно определить, свежее оно или белок находится в нем в стадии разложения?

11. 15. Как с помощью «свинцовой» бумажки Pb (NO3)2 определить, свежа ли поступившая на анализ рыба (мясо) или она начала портиться?

11.16. Почему глицерин можно применять в качестве добавки в кондитерские кремы?

11.17. В организме человека всегда содержится молочная кислота, образуемая из глюкозы. При повышенной физической нагрузке ее количество значительно возрастает, и часть ее выделяется через кожу. Качественной реакцией на молочную кислоту может быть реакция с хлоридом железа (бледно- желтое окрашивание). Сделайте смыв с кожи учащихся до и после уроков физкультуры и подтвердите данное утверждение. (1 мл смыва + 2 капли 1% р-ра хлорида железа).

Наши рекомендации