Задачи по уравнениям химических реакций
Знаешь ли ты, что…
· в одной клетке организма человека и животных протекает одновременно около 2000 химических реакций
· каждую секунду в нашем головном мозге происходит около 100 тыс. химических реакций
Классификация органических и неорганических веществ, их химические свойства
Оксиды:
4.1.1. Запишите уравнения химических реакций:
а) окисления фосфора (V);
б) горения аммиака в отсутствии катализатора;
в) окисления аммиака в присутствии платинового катализатора;
г) разложения нитрата железа (III);
Уравняйте, сложите коэффициенты в уравнениях химических реакции и вы узнаете:
а) в какое время у человека наивысшая работоспособность;
б) в какое время у человека наибольшее утомление;
в) в какое время у человека вечерний подъем работоспособности;
г) когда необходимо прекращать всякую деятельность;
Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима дня позволит достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению.
.
4.1.2. В состав цинковой мази, применяемой при кожных заболеваниях, входит оксид цинка, так как он обладает вяжущими, подсушивающими и дезинфицирующими свойствами, а ванна с несколькими столовыми ложками оксида магния снимает напряжение нервной и мышечной системы. С какими из предложенных веществ возможно взаимодействие оксида цинка и оксида магния: СO2; Na2O; КОН; H2SO4; Н2O? Запишите уравнения возможных химических реакций.
4.1.3. N2O – «веселящий газ», в смеси с кислородом применяют как анестезирующее средство. Как вы понимаете, что данный оксид является несолеобразующим. Какие из предложенных названий возможны для данного оксида: монооксид азота, оксид диазота, оксид азота (I), закись азота, диоксид азота?
4.1.4. Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, протекающей между алюминием и кислородом, из букв, соответствующих коэффициентам, составьте слово, и вы узнаете, какой враг наряду с курением оказывает разрушающее действие на организм. 1 – а; 3-у; 2- м; 4-ш; 5- г; 6- ф.
Основания
4.1.5. Гидроксид алюминия входит в состав адсорбирующего и обволакивающего средства, применяющего при язвенной болезни желудка и гастритах. Из предложенных реактивов (КОН; AlCl3; H2SO4; KNO3) выберите реактивы, необходимые для получения гидроксида алюминия, а так же реактивы, характеризующие его химические свойства. Проведите возможные химические реакции, запишите уравнения химических реакции в молекулярном и ионном виде.
4.1.6. .Для вещества, имеющего молекулярную формулу Са(ОН)2 существует множество названий. Выберите из перечня предложенных названий те, которые ему соответствуют. Объясните суть названия: негашеная известь, гидроксид кальция, гашеная известь, пушонка, известковое молоко, известковая вода. Данное вещество в виде известковой воды применяется наружно и внутрь, как противовоспалительное, вяжущее, дезинфицирующее средство.
4.1.7. Бесцветный газ с резким запахом, при горении выделяет воду и азот. 10 %-ный водный раствор используют в качестве лекарственного средства при обмороке: выделяющийся из растворагаз раздражает нервныеокончания верхних дыхательных путей и рефлекторно возбуждает центральную нервную систему — человек приходит в сознание. Запишите молекулярную формулу вещества. Объясните образование химических связей при растворении газа в воде.
4.1.8.. При изжоге и болях в желудке используют средство «Маалокс», содержащее в 100 мл суспензии 3,49 г гидроксида алюминия и 3,99 г гидроксида магния. Сколько молей гидроксидов попадает в организм человека при приеме -1 столовой ложки (15 мл) препарата?
4.1.9.Среди веществ формулы, которых NH3∙ H2O; H2S; Ва(OH)2; С6Н5ОН; NH2СН2СООН, выберите вещества, обладающие основными свойствами. Запишите уравнения возможных химических реакций с соляной кислотой. Как данные вещества связаны со здоровьем человека?
Кислоты
4.1.10. Составьте уравнения химических реакций, и по количеству веществ, участвующих в реакции вы сможете определить продукты, которые
а) стимулируют обмен веществ в мозге и этим облегчают процесс заучивания:
§ карбонат натрия и соляная кислота:
1- морковь; 2- ананас; 3- горох; 4 – хлеб
б) облегчают восприятие информации и восстанавливают силы:
§ алюминий с раствором серной кислоты:
1- помидор; 2- лимон; 3- грейпфрут; 4 – сосиски
в) нейтрализуют отрицательные эмоции:
§ железо с хлором:
1- огурец; 2- банан; 3- клубника; 4 - яблоко
4.1.11. В составе желудочного сока содержится соляная кислота. Избыток ее (повышенная кислотность) вызывает изжогу в организме. Если соляной кислоты ниже нормы, то у человека пониженная кислотность. При «изжоге» в домашних условиях часто принимают питьевую соду. Запишите уравнения химической реакции. Возможно ли с помощью питьевой соды навсегда избавиться от «изжоги». Почему?
4.1.12.. При отравлениях медики советуют промыть желудок, используя большое количество воды. Но вызывание рвоты и промывание водой желудка противопоказано при отравлении серной кислотой. Почему?
Объясните правила техники безопасности при приготовлении растворов серной кислоты
Соли
4.1.13. Сульфат натрия (глауберова соль – Na2SO4. 10 H2O) – прозрачные кристаллы горьковато-соленого вкуса, применяется как слабительное средство, и как противоядие при отравлении солями бария и свинца, с которыми дает нерастворимые соли. Запишите уравнения возможных химических реакций в молекулярном и ионном виде.
4.1.14. Сульфат бария используют в медицине как рентгеноконтрастное средство, но в нем недопустима примесь карбоната бария. Известны случаи отравления, если в сульфате бария присутствовала примесь карбоната бария. Объясните причину отравления и как его избежать?
4.1.15. При прижигании горла использовался ляпис (нитрат серебра), но при попадании его вовнутрь получается страшный ожог горла, желудка, кишок при мучительных болях. До приезда доктора больному дают раствор поваренной соли.
Почему? Запишите уравнение химической реакции.
4.1.16. При отравлении кислотами необходимо пользоваться щелочами. Но щелочи действуют на организм разрущающе. Часто предлагают использовать такие вещества, как: а) мел, б) магнезию, в) известковое молоко.
Что это за вещества? Объясните химическую сущность происходящих процессов.
4.1.17. При отравлениях тяжелыми металлами в качестве антидота часто применяют тиосульфат натрия. Запишите уравнение химической реакции между тиосульфатом натрия и раствором хлорида ртути (II). Объясните суть его использования.
4.1.18. При неправильном уходе за ротовой полостью зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище, но эти ощущения проходят, если два раза в день чистить зубы пастой, содержащей фтор. Как с химической точки зрения объяснить этот факт?
Углеводороды
4.1.19. Йодоформ CH3I оказывает антисептическое действие, т. к. при соприкосновении с раненой поверхностью ткани окисляется окислительным ферментом каталазой крови с выделением йода, оксидов углерода и воды. Запишите уравнение химической реакции окисления йодоформа атомарным кислородом.
4.1.20. Обсудите вопрос получения хлорэтана несколькими способами. Запишите уравнения химической реакции. Хлористый этил при попадании сжиженного газа на кожу быстро испаряется, происходит сильное охлаждение, пользуется в медицине для местной анестезии
4.1.21. Хлороформ CHCl3 обладает сильным наркотическим и анестезирующим действием, применяется в медицине. Возможно ли получение данного вещества из этана, уксусной кислоты. Запишите уравнения возможных химических реакций.
4.1.23 При не выключенной газовой плите после ее использования, возникает угроза взрыва в квартире при зажжении спички. Запишите уравнения химической реакции. Вспомните правила пользования газовыми плитами.
4.1.24.Виновником взрыва в шахтах часто является метан. Запишите уравнение химической реакции. Объясните, при каких условиях это может произойти, учитывая химическую инертность алканов.
Кислородсодержащие
4.1.25. Для сохранения структуры зубных паст, понижения температуры ее замерзания, пластичности и повышения стабильности образующейся при чистке зубов пены в состав паст вводят многоатомные спирты: сорбит, глицерин, пропиленгликоль.
Запишите молекулярные и структурные формулы этих соединений, назовите их по международной номенклатуре.
4.1.26. Если в составе пасты присутствует гидрокарбонат натрия, то он нейтрализует молочную кислоту и повышает эффективность профилактического действия пасты против кариеса. Запишите уравнение происходящей химической реакции.
4.1.27. Ценным заменителем сахара для людей, страдающих диабетом, является сорбит, который можно получить из глюкозы в кислой среде (HCl) при воздействии на нее цинком. Напишите уравнения соответствующих химических реакций.
4.1.28. Ксилит, пятиатомный спирт с холодящим сладким вкусом – заменитель сахара для больных диабетом. Составьте уравнение реакции получения ксилита из рибозы.
4.1.29. В составе сливочного масла, являющегося важнейшим продуктом питания человека, в отличие от других жиров, входит эфир глицерина с масляной кислотой. Напишите структурную формулу такого эфира с олеиновой, пальмитиновой и масляной кислотами.
4.1.30. В составе игристых виноградных вин обнаружен непрочный эфир угольной кислоты и этанола. Напишите уравнения реакции образования такого эфира. Назовите его.
4.1.31. Подмоченный рис можно долго хранить без просушивания, обработав его предварительно раствором пропионовой кислоты с массовой долей 0,03. Получите названный консервант, исходя из монохлорпропана.
4.1.32. Составьте структурную формулу лекарственного вещества
аспирина – ацетилсалициловой кислоты, если известно, что она получается путем взаимодействия салициловой кислоты (НО-С6Н4- СООН) с уксусным ангидридам (СН3СО)2О и побочный продукт реакции – уксусная кислота.
4.1.33. Молочная кислота (СН3СНОНСООН) содержится в мышечных тканях, она накапливается при получении всех видов молочнокислых продуктов, при солении, силосовании. В результате каких химических реакций она может образоваться? Запишите уравнения.
4.1.34. Используя следующие утверждения, составьте самостоятельно
задачи:
· в гомологическом ряду сила наркотического действия и токсичность веществ возрастает с увеличением числа атомов углерода в молекуле.
· разветвление углеродных цепей ослабляет наркотическое и токсическое действие, при замыкании цепей токсичность веществ возрастает.
· наличие кратных связей увеличивает химическую активность органических соединений, что в свою очередь не только обуславливает усиление наркотического и токсического эффектов, но может изменить характер воздействия вещества, например, такое соединение обладает раздражающим действием.
Азотсодержащие
4.1.34. Диметиламин применяют в синтезе лекарственного препарата аминазина. С какими из предложенных веществ диметиламин будет взаимодействовать: H2; NaOH; HCl; H2O. . Запишите уравнения химических реакций.
4.1.36. Аминоуксусная кислота (глицин) – продается в аптеках как лекарственный препарат. Она играет большую роль в обезвреживании ядовитых веществ, попавших в организм. Докажите двойственную функцию данной кислоты. Напишите уравнения химических реакций.
4.1.37. Кислота серин НОСН2 СН NH2 СООН входит в состав белков. Назовите ее по систематической номенклатуре. Сделайте прогноз ее химических свойств.
4.1.38. При замене в бензольном ядре двух мета - атомов углерода на атомы азота, получается гетеросоединение – пиримидин. Запишите его структурную формулу. Пиримидиновое кольцо входит в состав многих биологически активных веществ (нуклеиновых кислот, некоторых витаминов, лекарственных препаратов). Кислородные производные пиримидина - урацил, тимин и цитозин входят в состав нуклеиновых кислот (РНК и ДНК). Запишите структурные формулы:
Урацила – 2,4 диоксипиримидина
Тимина – 2,4 диокси-5- метил пиримидина
Цитозина – 2-окси-4 - аминопиримидина